Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
372 Глава 11. Ислам в России
шиитов проживало только в южных районах Дагестана. В Да-
гестане, Чечне и Ингушетии получил распространение суфизм:
с конца XVIII в. накшбандийский, со второй половины XIX в. —
кадирийский и с начала XX в. — шазилийский (только в Дагес-
тане) тарикаты. В западных областях Северного Кавказа суфизм
не получил широкого распространения.
Идейно-политическая консолидация мусульман в конце XIX — на-
чале XX в. В шестидесятые годы XIX в. в России произошёл оче-
редной поворот в государственной политике в отношении му-
сульман. С одной стороны, это было связано с необходимостью
повсеместной языковой и культурной унификации. С другой
стороны, этому способствовало негативное отношение мусуль-
ман Поволжья к Крымской войне 1853–1856 гг. Определённую
роль также сыграли усиление процесса «отпадения» крещёных
татар от христианства, появление новых модернистских тенден-
ций в мусульманском сообществе.
В этот период ислам рассматривался правительством не
просто как «инородное» вероисповедание, а как угроза самоде-
ржавию. В связи с этим были сделаны шаги по усилению мис-
сионерской деятельности, введены образовательные цензы для
мусульманского духовенства, установлены ограничения для му-
сульман на преподавание в казённых учебных заведениях и за-
нятие должностей в органах местного самоуправления.
В таком положении ислам находился до начала XX в., ког-
да обострение революционной ситуации вынудило правитель-
ство произвести некоторую либерализацию внутренней поли-
тики. В 1904 г. был подписан царский указ, предусматривавший
пересмотр отношения «к инославным и иноверным исповедани-
ям». Значимым для мусульман документом стало Положение от
17 апреля 1905 г., расширявшее круг применения принципа веро-
терпимости. По этому документу не допускалось насильственное
удержание в вере и переход в мусульманство больше не преследо-
вался. Манифест 17 октября 1905 г. декларировал основные граж-
данские свободы, в том числе свободу совести. Эти правовые ак-
ты отражали процесс постепенной переориентации российского
общества и государственной правовой системы на принципы
буржуазного права, ставящего во главу угла свободу личности.
В новых условиях российские мусульмане получили воз-
можность для идейного и политического единения, которое ни-
коим образом не использовалось для распространения сепара-
тистских настроений. Мусульмане видели перспективы развития
ислама в составе Российской империи, стремились предложить
свои политические проекты правительству. В августе 1905 г. под
председательством видного общественного деятеля Исмаил-бея
Гаспринского состоялся I съезд мусульман России. Было приня-
то решение о создании партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз
мусульман»), которая должна была всеми законными средствами
бороться за отмену ограничений, которые установлены в отноше-
нии мусульман, и полного уравнения мусульман во всех правах.
В 1906 г. партия приняла устав, но не успела пройти регис-
трацию до начала выборов в I Государственную Думу. Поэтому
было принято решение об участии в выборах по списку кадет-
ской партии. Избранными оказались 36 представителей му-
сульман. Во II Думе, начавшей свою работу 20 февраля 1907 г.,
мусульман представляли 34 депутата. III Государственная Ду-
ма избиралась по чрезвычайно ужесточённым правилам; в част-
ности, избирательного права были лишены казахи и туркес-
танцы. В связи с этим только десять представителей мусульман
стали депутатами Думы. Думская деятельность позволила пред-
ставителям мусульманских народов защищать интересы му-
сульманского населения страны в сфере образования и культу-
ры, стала эффективно действующим каналом демократического
влияния на внешнюю политику России.
Пик политической активности российских мусульман
пришёлся на 1917 г. Подходы мусульманских общественных
движений к внутриполитическим проблемам чётко обозна-
чил Всеобщий всероссийский мусульманский съезд, собрав-
шийся в Москве в мае 1917 г. Общины Поволжья, централь-
ные губернии Европейской части России, Кавказ, Среднюю
Азию, Казахстан и Сибирь были представлены 770 делега-
тами. Столь широкое представительство позволило съезду
сконцентрировать в своих решениях все основные пожелания
мусульман России в области религиозной, культурной и по-
литической жизни. В работе съезда принимали участие поч-
ти все политические лидеры российских мусульман: Муса Би-
гиев, Заки Валиди, Гаяз Исхаки, Шакир Мухамедьяров, Гумер
Терегулов, Алимардан Тобчибашев, Убайдулла Ходжа, Ахмед
Цаликов. На этом съезде заявило о себе и движение женщин-
мусульманок, организационно и идейно сформировавшееся
на съезде женщин в апреле 1917 г. в Казани. Делегат Салима
Якубова была избрана в президиум съезда.
§ 2. Ислам в Российской империи 373
374 Глава 11. Ислам в России
Джадидизм и исламская мысль в России. Во второй половине
XVIII в. наметился поворот мусульманского сообщества Рос-
сии на путь современного развития. Становление буржуазных
отношений в России, обусловившее общее направление соци-
ально-экономического развития, повлекло за собой существен-
ные изменения в массовом сознании. Религиозно-политическая
реакция мусульман на эти процессы выразилась в реформа-
торском движении, известном как джадидизм (от араб. джа-
дид — «новый»). Обновленцы призывали к религиозно-нравс-
твенному возрождению, основанному на возврате к основным
источникам ислама — Корану и Сунне, и социально-экономи-
ческому обновлению.
Возникший как реформа системы религиозного образова-
ния, джадидизм изначально был призван выполнять более ши-
рокие задачи — мусульманское сообщество России нуждалось
в новых ценностных ориентирах. Старая мусульманская шко-
ла давала знания, состоявшие из религиозных и моральных
принципов, которые считались вечными и самодостаточны-
ми. Другим формам знания в традиционных медресе уделяли
мало внимания. Новометодные учебные заведения были при-
званы внедрить современные науки в систему мусульманских
знаний, что отчасти предполагало усвоение западной модели
восприятия мира, основанной на принципах рационализма. Та-
кой подход вызвал ожесточённые споры среди мусульманской
интеллигенции, поскольку речь шла о совмещении двух разных
концепций познания. Сторонники старого метода (кадимис-
ты) резко выступали против джадидизма, видя в нём угрозу му-
сульманской культуре и религии.
Однако религиозное реформаторство подтвердило при-
способляемость ислама к новым условиям. Джадидизм расша-
тал основы устаревшего мировоззрения, подорвал господство
догм и слепого подражания (таклида), поднял религиозное со-
знание на качественно новый уровень. Видные реформаторы
того периода Шигабутдин Марджани (1818–1899), Муса Бигиев
(1875–1949), Галимджан Баруди (1857–1921) в своих трудах ис-
следовали теоретические и практические проблемы реформы,
коснулись вопросов места и роли ислама в современном мире.
Полемика, развернувшаяся между джадидистами и кади-
мистами, в конечном итоге привела к совершенствованию сис-
темы исламского образования. В 1894 г. в Казанском учебном
округе насчитывалось 1474 мектебов и медресе, к 1911 г. их чис-
ленность достигла 1822. Новометодные медресе («Мухамма-
дийя» и «Касимийя» в Казани, «Хусаинийя» в Оренбурге, «Га-
лийя» в Уфе, «Буби» в Вятской губернии и другие) по качеству
учебных планов не уступали классическим гимназиям, отлича-
ясь от последних только тем, что отдавали предпочтение араб-
скому и персидскому языкам перед латынью и греческим.
Особый размах в тот период получило книгоиздательство,
возросла доля сочинений по истории, философии, фолькло-
ру, большими тиражами печаталась учебная и художественная
литература. Совокупный тираж напечатанных в городах Рос-
сии книг на языках мусульманских народов во второй половине
XIX в. составил 27 миллионов экземпляров (свыше 3 тысяч на-
именований). В 1901–1917 гг. было издано около 47 миллионов
экземпляров (не менее 6,2 тысячи наименований).
Новым этапом в просвещении и развитии духовной куль-
туры мусульманских народов стал выход в свет в 1905 г. газет
«Нур» («Свет») в Петербурге и «Казан мухбире» («Казанский
вестник») в Казани. До 1917 г. мусульмане учредили и издавали
до ста газет и журналов.
Идеи джадидизма благотворно сказались на уровне куль-
турного и интеллектуального развития российской уммы. Во
многом благодаря им к началу XX в. мусульмане России были
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.