Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Вместе с тем число приверженцев ислама постепенно росло,
и исламская проповедь достигла такого размаха, что остановить
её не смогло даже возвращение к власти несториан и язычни-
ков (Менгу-Тимур, Тула-Буга, Туда-Менгу и Токта). Лишь в пе-
риод правления хана Узбека (1312–1341), вступившего на пре-
стол язычником, а позднее ставшего мусульманином, ислам
был объявлен государственной религией. В 1320–1321 гг. он по-
лучил мусульманское имя султан Мухаммад Узбек-хан. Все пос-
ледующие золотоордынские правители были мусульманами.
Несмотря на это в городах Поволжья наряду с мечетями
строились и церкви, и синагоги. Создав великую империю, мон-
гольские правители стремились сплотить всех своих подданных
в единую общность, и поэтому традиции веротерпимости под-
держивались ими во все времена. Буддизм, шаманизм и христи-
анство сосуществовали с исламом. Нередко приверженцы этих
верований выдвигались на высокие государственные посты.
В районах, где преобладало православное христианство,
церковь получила определённые льготы уже в годы правления
хана Бату. В 1263 г. хан Берке учредил в столице государства Са-
рае православную епархию. При хане Менгу-Тимуре митропо-
лит Кирилл получил ярлык «об освобождении их от всякой да-
ни и налогов, об уважении богослужения их и об удержании
татарских чиновников от обид им и утеснения» (около 1267 г.).
По этому и другим подобным ярлыкам оскорбление церкви
и уничтожение церковного имущества каралось смертной каз-
нью. Ярлыки также содержали прямое обращение к русским
князьям с призывом уважать привилегии церкви.
Татарские государства XV–XVI вв. После распада Золотой Орды
в XV веке на огромной территории от Польши до Западной Си-
бири возникли разрозненные государственные образования,
среди которых были татарские ханства — Крымское, Казанское,
Касимовское, Астраханское, Тюменское (позже Сибирское),
а также Большая и Ногайская Орды.
Татарские правители отчётливо понимали свою принадлеж-
ность к мусульманскому миру, в ханствах существовала развет-
влённая система религиозных учреждений. Так, только в Крыму
функционировала 21 тысяча соборных и квартальных мечетей.
При многих мечетях действовали учебные заведения, обще-
ственные библиотеки. К середине XVI века в казанском Кремле
было не менее пяти мечетей, при которых существовали учеб-
ные заведения.
В ханствах существовала сложная иерархия улемов. В Ка-
занском ханстве глава духовенства избирался из числа сейи-
дов (потомков Пророка Мухаммада). В Крымском ханстве во
§ 1. Принятие ислама народами России 365
366 Глава 11. Ислам в России
главе богословов стоял ханафитский шейх-уль-ислам. Религи-
озные деятели принимали активное участие в решении госу-
дарственных вопросов, включая определение претендента на
ханский престол. Участие в посольских миссиях и занятие госу-
дарственными делами требовали от них высокого уровня зна-
ний не только в шариатских, но и в других науках. Известно, что
последний верховный сейид Казанского ханства Кул-Шариф хо-
рошо разбирался в астрономии, истории, военных и государс-
твенных делах, был талантливым писателем и поэтом.
Ислам в мусульманских государствах Поволжья, Приура-
лья и Сибири имел свои особенности. Традиционно наиболь-
шее распространение имела ханафитская религиозно-правовая
школа, но наряду с ханафитами были приверженцы и других
суннитских мазхабов. Во многих областях широкое распростра-
нение получил суфизм, имевший среднеазиатские (Поволжье)
или персидские (Крым) корни. Последователи разных тарика-
тов занимали заметное место в религиозной и социально-поли-
тической жизни ханств. Об этом говорит хотя бы тот факт, что
ханские ярлыки обращались наряду с государственными деяте-
лями к «шейхам и суфиям».
В Сибири распространение мусульманской веры продол-
жалось на протяжении нескольких веков. Местные жители
впервые узнали об исламе через булгарских купцов и пропо-
ведников, которые внесли огромный вклад в возникновение
здесь мусульманской общины. Процесс обращения в ислам
усиливается в эпоху правления золотоордынского хана Узбе-
ка и завершается в XV веке, в период правления хана Кучума,
который пригласил богословов из Средней Азии для препо-
давания шариатских наук. Вместе с тем, некоторые татарские
роды, проживавшие вдали от ханской столицы, остались при
своей старой вере. После 1394–1395 гг. с юга в Западную Си-
бирь переселились новые группы тюрков, не исповедовавших
ислам. В силу этих причин в регионе сохранили заметное
влияние традиционные доисламские верования, особенно
тенгрианство, отражающее космогонические представления
древних тюрков.
Продолжая традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды,
татарские ханы поддерживали среди своих подданных веротер-
пимость и не поощряли насильственное обращение в мусуль-
манство, чему в немалой степени способствовал высокий уро-
вень развития торговли в городах.
§ 2. Ислам в Российской империи
Ислам и религиозная политика в Русском государстве в XVI–XVIII вв.
После присоединения земель Казанского, Сибирского и Астра-
ханского ханств Московское государство взяло курс на христиа-
низацию и ассимиляцию нерусских народов. Помимо собственно
идеологических мотивов этот выбор диктовался соображения-
ми безопасности, поскольку религиозная и этническая неодно-
родность населения завоёванных территорий рассматривалась
как потенциальная опасность для русского государства.
В 1649 г. в Соборном уложении за православием было за-
креплён статус официальной государственной религии, а за
русской церковью — монопольное право на ведение миссионер-
ской деятельности. За обращение в мусульманство русских лю-
дей предусматривалась смертная казнь. Вместе с тем мусульма-
не получили право приносить присягу согласно требованиям их
веры, и для этой цели в Посольском приказе имелся специаль-
ный экземпляр Корана.
Опорными центрами христианизации в Среднем Поволжье
стали монастыри, получившие огромные земельные пожалова-
ния, а руководство процессом было возложено на созданную
в 1555 г. Казанскую епархию. С целью более успешного ведения
миссионерской деятельности в 1731 г. в Свияжске организует-
ся специальная Новокрещенская комиссия, преобразованная
в 1740 г. в Новокрещенскую контору.
В годы правления Петра I экономическое давление на му-
сульман достигло наибольшего размаха. На татар, не желав-
ших расставаться с религией предков, переложили повинности
и обязанности поголовно крестившегося языческого населе-
ния Поволжья. Результатом усилий церкви и государства по
обращению нерусских народов в православие стало появле-
ние группы крещёных татар (кряшен). К шестидесятым годам
XVIII в. их удельный вес в составе татарского населения По-
волжья и Приуралья достиг максимальной величины — 7,6 %.
Правда, в начале XX в. их доля в общей численности татар со-
ставляла уже не более 4,2 %.
Провал избранного в отношении мусульман курса был осо-
бенно заметен на фоне практически полностью перешедших
в христианство языческих народов Среднего Поволжья (чува-
шей, марийцев, мордвы, удмуртов). Однако культурные и эко-
§ 2. Ислам в Российской империи 367
368 Глава 11. Ислам в России
номические устои мусульманских обществ были существенно
подорваны. Феодальная аристократия была практически пол-
ностью ликвидирована ещё в пятидесятые — шестидесятые го-
ды XVI в. во время народных выступлений. Та часть, которая
переходила на службу к русскому царю, постепенно раствори-
лась в соответствующих слоях русского общества. Разрушение
мечетей, закрытие учебных заведений, преследование служите-
лей культа, отсутствие какой-либо системы народного образо-
вания привели к резкому сокращению духовенства. Сумевшие
выжить и адаптироваться к новым условиям могли реализовать
себя только в рамках местной религиозной общины.
Для сохранения культурных основ общества мусульмане
пытались использовать традиционные общественные институ-
ты, не поддававшиеся сиюминутному разрушению. Например,
у татар заметно выросла значимость джиена — сельской общи-
ны, во главе которой стоял совет старейшин-аксакалов. Реше-
ния совета считались обязательными для всех членов общины.
В XVI–XVIII вв. значительно усилил свои позиции суфизм,
за внешней социальной пассивностью которого была скрыта
значительная идеологическая сила и сложная система духов-
ной иерархии. Суфийские учения, нацеленные на выявление
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.