Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
является чужеродным телом в современной цивилизации и что
подлинно исламское мировосприятие пробуждает в верующем
интерес к знаниям, науке и стремление двигаться вперед.
Наблюдая большие перемены в общественной жизни Рос-
сии второй половины XIX века, Г. Баязитов стремился исполь-
зовать их для укрепления позиций мусульманской интелли-
генции и расширения просветительской деятельности среди
простых мусульман. Осознавая потребность в духовном цент-
ре, способном сплотить мусульман столицы, в 1881 г. он обра-
тился к властям за разрешением на строительство мечети. Но
лишь через четверть века удалось получить позволение учре-
дить особый комитет уполномоченных лиц по сбору средств на
строительство мечети, и этот комитет возглавил Г. Баязитов.
Многие годы он добивался разрешения на издание первой га-
зеты на татарском языке. Татарская интеллигенция периодически
поднимала этот вопрос с начала XIX века. Но только в 1905 г. Г. Ба-
язитову удалось добиться положительного ответа. Он стал учре-
дителем и редактором первой татарской газеты «Нур» («Свет»).
Своей практической и научной деятельностью Гатаулла Ба-
язитов заложил основы нового направления в татарской обще-
§ 4. Выдающиеся исламские учёные России 357
358 Глава 10. История развития исламской мысли
ственной мысли. В то время как многие татарские учёные пи-
сали в основном на арабском языке и были известны только
среди татар и на мусульманском Востоке, Г. Баязитов пытался
изменить отношение российского общества к исламу. Его об-
щественно-просветительская деятельность была принципи-
ально новой для своего времени.
Галимджан Баруди — лидер «Мухаммадийи». Алим-джан бин Му-
хаммад-джан Галеев, больше известный как Галимджан Баруди
(1857–1921), родился в деревне Кече Ковал в семье мелкого тор-
говца. Когда мальчику было три года, его семья переехала в Ка-
зань, где поселилась в Пороховой слободе («порох» по-татарски
баруд, отсюда прозвище Баруди). Получив начальное образова-
ние в известном медресе при второй соборной мечети г. Казани,
он с детских лет имел возможность пользоваться библиотекой
своего учителя Салах-ад-дина аль-Казани. Пополняя свои поз-
нания в процессе изучения книг по истории, географии, матема-
тике и шариатским наукам, Баруди превзошёл своими знаниями
сверстников. Уже в 1871 г. он параллельно с учёбой исполнял обя-
занности помощника учителя в младших отделениях медресе.
В 1875 г. молодой Баруди прибыл в Бухару, где на протяже-
нии семи лет посещал занятия известных туркестанских бого-
словов, изучал и переписывал труды авторитетных улемов про-
шлого. По мере изучения коранистики и хадисоведения, права
и спекулятивного богословия ему становилось ясно несоот-
ветствие между религиозными и общественными устоями в му-
сульманском мире и основополагающими принципами Корана
и Сунны. Реформаторские идеи Баруди выливались в осознание
необходимости рационального и критического переосмысления
мусульманского права и традиции. Он был убеждён, что законы
религии, основанные на двух первоисточниках ислама — Коране
и Сунне, должны соответствовать потребностям людей и обще-
ства, не тормозить общественное и интеллектуальное развитие.
Вернувшись в Казань по настоянию родителей, Баруди был
избран имамом одной из соборных мечетей города. Получив
возможность преподавать в медресе своего отца «Мухамма-
дийя» (заведение было названо в честь его отца, на чьи средс-
тва оно и было построено), он постепенно приобрёл огромную
известность не только в Татарии, но и за ее пределами. Усилия-
ми Баруди к началу XX века «Мухаммадийя» превратилась в од-
но из ведущих исламских учебных заведений России, в котором
обучение продолжалось 12 лет (а с 1913 г. — 14 лет). При медре-
се функционировали курсы переподготовки сельских имамов.
Будучи одним из вдохновителей и идеологов обновлен-
ческого движения в российском исламе (джадидизма), Бару-
ди посвятил свою жизнь пропаганде реформаторских взгля-
дов и совершенствованию системы религиозного просвещения.
Составленный им по новой методике букварь «Савадхан»
(«Начальная грамота») пользовался большой популярностью
и в 1891–1915 гг. переиздавался 12 раз. Наряду с этим он зани-
мался и общественно-политической деятельностью, входил
в ЦК партии «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»).
В 1908 г. по обвинению в организации несанкционирован-
ных учительских курсов и «панисламизме» Баруди был сослан
в Вологодскую губернию, но скоро добился разрешения вы-
ехать за рубеж и провёл ссылку в Аравии и Сирии. В 1910 г. он
вернулся в Казань и, несмотря на трудности, продолжал зани-
маться просветительской деятельностью и спустя два года даже
возобновил издание своего журнала «Ад-дин ва-ль-адаб» («Ре-
лигия и воспитание»), основанного ещё в 1906 г.
В мае 1917 г. он был избран председателем (муфтием) Цент-
рального духовного управления мусульман Внутренней России
и Сибири и сохранил за собой этот пост после прихода к влас-
ти большевиков. Выдающийся татарский богослов, просвети-
тель и общественный деятель Галимджан Баруди скончался от
болезни в Москве, куда прибыл для организации помощи голо-
дающим, и был похоронен в Казани на татарском кладбище.
Ризаэтдин Фахретдинов — муфтий сталинской эпохи. Видный бо-
гослов, историк, писатель и общественный деятель Ризаэтдин
Фахретдинов (1859–1936) родился в деревне Кичучат Самар ской
губернии. Он обучился грамоте в медресе своего отца, а потом
продолжил образование в соседней деревне Шелчелы. Там же на-
чалось его знакомство с творчеством татарских просветителей
Габденнасыра аль-Курсави и Шигабутдина Марджани. В 1889 г.
он был избран имамом в деревне Ильбак, а спустя два года пере-
ехал в Уфу, где занял пост шариатского судьи — кади.
Различая между кораническим учением и многовековыми
культурными наслоениями, определявшими традиции мусуль-
манских обществ, Р. Фахретдинов критиковал религиозный дог-
матизм, отстаивал права женщин, призывал к реформирова-
нию системы семейного и школьного воспитания.
§ 4. Выдающиеся исламские учёные России 359
360 Глава 10. История развития исламской мысли
В 1906 г. он отказался от должности кади и переехал в Орен-
бург, чтобы предаться научным изысканиям и общественно-по-
литической деятельности. Там он в течение многих лет занимал-
ся одновременно преподаванием в медресе и журналистикой,
а в 1908 г. стал редактором журнала «Шура» («Совет»). Публи-
цистические и научные статьи Р. Фахретдинова были посвяще-
ны поиску новых подходов к развитию мусульманского мира
на основе синтеза религиозных ценностей и достижений совре-
менной науки. В то время как одни видели в его работах кон-
туры возрождающейся мусульманской уммы России, другие ус-
матривали в его деятельности опасность для «традиционного»
ислама. В связи с этим некоторые кадимисты не упускали слу-
чая для того, чтобы оклеветать или дискредитировать учёного.
Среди многочисленных трудов Р. Фахретдинова особое мес-
то занимают богословские сочинения, а также историографи-
ческие трактаты «Асар» («Памятники») и «Замечательные лю-
ди», в которых освещаются жизнь и творчество мусульманских
деятелей России и средневекового исламского мира соответс-
твенно. Отдельное сочинение было посвящено жизнеописанию
выдающихся женщин мусульманского мира. Большой извест-
ностью пользовались его художественные произведения, напи-
санные с целью пробуждения общественного и национального
самосознания мусульман России.
В 1918 г., лишившись возможности заниматься обществен-
ной деятельностью, Р. Фахретдинов вернулся в Уфу и снова при-
ступил к исполнению обязанностей кади. С конца 1921 г., после
смерти муфтия Галимджана Баруди, он исполнял его обязанности,
а в 1923 г. был официально избран муфтием мусульман Внутренней
России и Сибири и до конца жизни занимал этот высокий пост.
В период торжества воинствующего атеизма Р. Фахретди-
нов, пользовавшийся большим уважением среди партийных ру-
ководителей и научной общественности, приложил немало уси-
лий для защиты мусульманских устоев и смягчения позиции
властей в отношении религии. После его смерти традиции из-
брания муфтиев в советском государстве был положен конец,
и мусульман ожидали ещё бульшие испытания.
Глава 11. Ислам в России
§ 1. Принятие ислама народами России
Начало распространения ислама на территории России. Знакомс-
тво коренных народов России с мусульманской верой началось
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.