Авторские права

Сильвестр - Домострой

Здесь можно скачать бесплатно "Сильвестр - Домострой" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Древнерусская литература, издательство Советская Россия, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сильвестр  - Домострой
Рейтинг:
Название:
Домострой
Автор:
Издательство:
Советская Россия
Год:
1990
ISBN:
5-268-01099-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Домострой"

Описание и краткое содержание "Домострой" читать бесплатно онлайн.



«Домострой» – один из известнейших древнерусских памятников, возникший под воздействием средневековой литературы разных жанров и различного происхождения, к середине XVI века получил законченную форму. В объединительных тенденциях идеала духовной, социальной и семейной жизни в нравственном их аспекте («духовного, мирского и домовного строения»).

«Домострой» представляет красочные картины средневекового быта во всех тонкостях и проявлениях общественного и семейного бытия.

Добавления к основному тексту познакомят читателей с ритуальным действом свадьбы, праздничного пира и бытового общения.






19

Следует большой фрагмент из «Слова» Иоанна Златоуста по тексту Измарагда; ставшее общим местом средневековой литературы перечисление Божьих наказаний («гнев Господень») за грешную жизнь и в случае неповиновения текстуально очень близко известным «Словам» Серапиона Владимирского (около 1284 г.). Исследователи предполагали, что включение этого пассажа в текст Домостроя связано с новгородскими событиями 1484 г. – походом Ивана III на Новгород.

20

Перифраз высказываний по Деяниям апостолов (14, 22).

21

Слова из Еванг. от Матфея (7, 13 – 14): «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... – потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь».

22

Изложение слов Иисуса, несколько раз повторенных в Еванг. от Марка (ср. 10, 23 – 25): «как трудно имеющим богатство войти в царство божие».

23

В книге Иова рассказывается о многочисленных и страшных страданиях праведника Иова, которого Бог испытывал в его верности себе. Нищий Лазарь, «который лежал у ворот» богача в струпьях, питаясь крохами с его стола, после смерти попал в рай, а богач – в ад (Еванг. от Луки, гл. 16).

24

В той же притче Еванг. от Луки сказано, что после смерти Лазарь «отнесен был ангелами на лоно Авраамово», т. е. к праотцам, в рай.

25

Симеон Столпник (356 – 459) – киликиец по рождению, христианский аскет, поражавший современников самоотверженностью аскезы и умением читать чужие мысли; с 423 г. затворился на высоком столбе, время от времени занимаясь пророчествами. Образ, неоднократно использованный в мировой литературе.

26

Следуют выписки из Кормчей книги с толкованиями из святых отцов по Златоусту; довольно точное следование мефодиевскому переводу текста, который выполнен еще в IX в. Первые законы, связанные с нравственными, а не имущественными отношениями, пришли на Русь именно в переводе Номоканона – свода церковных правил (славянский перевод – Кормчая), эти церковные установления регламентировали и семейную жизнь, и сферу церковной власти в отношении к тем преступлениям, которые еще Владимир I Святой отдал под юрисдикцию церкви. Эти законы («правила») постепенно заменяли действовавшие до того языческие обычаи.

27

Общее место средневековой литературы, восходит к некоторым местам Ветхого завета и повторяется в разных видах в Апостоле (ср. 1 Петр, 2, 9; Римл. 2, 19 и пр.).

28

Слова из II послания апостола Павла коринфянам (6, 15).

29

Точнее, рожанице, поскольку мифических предков по женской линии в языческом пантеоне славян было две.

30

По астрологическим книгам, которые использовались для гадания; входили в индекс запрещенных церковью сочинений.

31

Анкара – античный город в Малой Азии (ныне – Ангора в Турции), где состоялись заседания Вселенского собора.

32

Имеется в виду Трулльский зал («палата») в императорском дворце Константинополя, в котором в 691 – 692 гг. (при Юстиниане II) состоялся пято-шестой Вселенский собор высших церковных иерархов. В историю этот собор вошел утверждением правил относительно положения церкви в государстве и своими постановлениями относительно христианской этики («како христианом жити»). В связи с упадком религиозной нравственности в это время начинались церковные дискуссии, из которых и выросли 102 правила, рисующие идеалы нравственной жизни (западная церковь эти правила не признает). Перечень соответствующих статей, хотя и не в принятой их последовательности, и составляет, в сущности, содержание первых частей Домостроя. Здесь приводится правило 61.

33

Следует 11-е правило Трулльского собора, текст которого значительно переработан и сокращен в Домострое.

34

Отрицательное отношение Древней Руси к иудейству как религии безнравственной прививалось начиная с Х в. – см. известный текст «Испытание вер», которое происходило при Владимире I и по его требованию и описано в «Повести временных лет». Теоретическим обоснованием подобного отношения и является приводимое здесь «правило» (оно также опущено во II редакции Домостроя).

35

Василий Великий (329 – 378) – один из отцов церкви, боролся с арианами за признание божественной сущности Сына наравне с Отцом в Троице; в последние годы жизни – архиепископ в Кесарии Капподокийской (отсюда частое упоминание его как Василий Кесарийский); его память празднуется 1 января, что имеет свое значение при выяснении вопроса о переходе «начала года» с мартовского или сентябрьского цикла – на январский. Очень почитаемый в Древней Руси автор. Приводимое здесь «правило» в тексте Домостроя дает довольно много описок. Упоминаемое ниже правило 83-е в рукописи Домостроя опущено, но оно повторяет уже сказанное выше.

36

Формула, известная русским издавна; ср. в Изборнике 1076 года: «иже бы я [их] ввел в дом свой».

37

Панихида – церковная служба по умершим; литургия – богослужение (обедня).

38

Просфира (просвира, просфора) – белый круглый хлебец из крутого теста, крестообразно разделенный на четыре части, употребляется в православном богослужении; просвиры пекутся специально назначенными служительницами («просвирни»), которые находятся под покровительством церкви; канон и кутья – ритуальные блюда на поминках, восходящие к языческим обычаям: канун из риса, кутья из зерен пшеницы с медом и маком; ниже упоминается еще и дора (точнее – антидор) – часть просвиры.

39

Сокращенный пересказ Еванг. от Матфея (5, 23 – 24), в котором сказано: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

40

Ср. Еванг. от Луки (11, 41): Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто»

41

Описывается образная (крестовая, моленная) комната, которая могла быть только в богатых домах (одно из доказательств, что текст составлен для богатого боярина или преуспевающего купца) (описание подобных комнат см.: Забелин. – С. 153).

42

Следуют значительные по объему выдержки из «Слов» Иоанна Златоуста по тексту Измарагда.

43

Общее место средневековой литературы со свойственным ей разграничением телесного и духовного; один из возможных источников – поучение «како христианом жити», известное еще по изборнику 1076 года, а также «Слово некоего отца к сыну» (там же) и под.

44

Выражение, буквально повторяющее изречения самых древних русских поучений (XI-XII вв.)неоднократно воспроизводится в тексте Домостроя (ср. в главе 25: «от безвременного питья» и пр.), поскольку призыв: «и знай во всем меру» является основным мотивом повествовательных частей Измарагда.

45

Следует развернутая цитата из 1 послания апостола Павла коринфянам (6, 9 – 10).

46

по пророку Давиду: на всяком месте благослови, душе моя, Господа – неоднократно встречается в Псалтыри (ср. 15,7; 25,12; 62,5 – 67, 27 и др.). Самое близкое соответствие дает 32,2: «Благословляю Господа во всякое время...», что в древнеславянском переводе звучит иначе: «Благословлю Господа на всяко время» – по значению это одновременно и «время», и «место».

47

С XV в. в Новгороде шел спор о правильном возглашении молитвенного обращения: «Осподи, помилуй!» или «О, Господи, помилуй!» Обоснование самого молитвенного ритуала см. в комментариях Максима Грека к Златоусту: «А се приложи со мирениемъ: „помилуй мя, грешного“. Аще кто сию молитву требуя глаголеть яко из ноздрии дыхание, по первомъ лете вселится в него Христосъ сынъ Божий, по втором лете внидеть в него Духъ Святый, по третиемъ лете придетъ к нему Отец и вшедъ в него и обитель в нем себе сотворит святая Троиця, и пожрет молитва сердце и сердце пожретъ молитву и начнет клицати безпрестани сию молитву и день и нощъ, духовно сердечно и будеть свободь всехъ сетии вражиихъ», т. е. другими словами, «спасется» (Описание рукописей Соловецкои библиотеки. – Т.1. – С. 485).

48

Тут употребляются формулы разного происхождения: «честной крест», «крест Христов», «животворящий крест» и пр. Это – явное указание на то, что соответствующие фрагменты Домостроя вынесены из различных источников; что касается самого ритуала, его многократно описывают иностранные наблюдатели. К концу XV в. способ осенения знамением изменился, многие авторы начала XVI в. осуждают современников за то, что те крестились то двумя (как прежде), то уже тремя перстами, а благословляли не «крестообразно по чину», а кое-как, небрежно; поэтому еще в конце XV в. распространены высказывания вроде следующего: «иже не крестится двема перстома, якоже и Христос да будет проклят!» Двоеперстие признавали и Максим Грек, и митрополит Даниил. Стоглавый собор 1551 года в 31-й главе канонизировал эту форму. В первоначальном варианте Домостроя главы о двоеперстии скорее всего не было, соответствующие части могли быть добавлены позже, во второй половине XVII в., когда борьба между никонианами и старообрядцами (высоко ценившими Домострой) достигла высшей степени развития.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Домострой"

Книги похожие на "Домострой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сильвестр

Сильвестр - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сильвестр - Домострой"

Отзывы читателей о книге "Домострой", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.