Сильвестр - Домострой

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Домострой"
Описание и краткое содержание "Домострой" читать бесплатно онлайн.
«Домострой» – один из известнейших древнерусских памятников, возникший под воздействием средневековой литературы разных жанров и различного происхождения, к середине XVI века получил законченную форму. В объединительных тенденциях идеала духовной, социальной и семейной жизни в нравственном их аспекте («духовного, мирского и домовного строения»).
«Домострой» представляет красочные картины средневекового быта во всех тонкостях и проявлениях общественного и семейного бытия.
Добавления к основному тексту познакомят читателей с ритуальным действом свадьбы, праздничного пира и бытового общения.
104
Говейно – собирательное именование всякого воздержания, здесь – пост. Вся жизнь средневекового человека строго распределена на дни постные и мясоед – будни и праздники, воспринимаемые через свойственную этим дням пищу. Пост (говейно) соблюдался по средам (день осуждения), пятницам (день казни Христа), а также в определенное время года: Великий пост – семь недель перед Пасхой; Петровский (апостольский) пост («Петровки») – летом, через восемь недель после Пасхи, до 29 июня (все даты по старому стилю), Успенский пост (госпожино говейно) с 1 по 15 августа, Рождественский («Филипповки») – перед Рождеством с 15 ноября по 24 декабря; таким образом, в году более 200 дней соблюдался суровый пост, во время которого запрещалось есть мясо, молоко и молочные продукты; праздничные дни – Пасха, неделя (воскресенье), Покров и Рождество; Обиходный постный крестьянский стол описывает и В. И. Даль (Т. III. – С. 345 – 346).
105
День Симеона-летопроводца, 1 сентября.
106
Праздник Покрова Богородицы, 1 октября.
107
А з Дмитреева дни – то есть 26 октября.
108
Филипово говение – Рождественский пост перед Рождеством с 15 ноября по 24 декабря.
Чин свадебный
109
Расчесывание гребнем волос новобрачных имеет смысл очищения, после расчесывания невесты сваха заплетает ей уже косы замужней женщины.
110
Перечисляются в хронологическом порядке церковные покровители новобрачных; у Авраама и его жен было бесчисленное потомство; Иоаким и Анна – родители Богородицы; византийский император Константин и мать его Елена узаконили христианство и признаются равноапостольными.
111
«Теперь родители заключают „ряд“ перед свадьбой, чтобы защитить интересы дочери перед мужем» (Коллинс, с. 4). Приданое являлось единственным средством сохранить относительную имущественную свободу женщины в семье. (Семенова, с. 44 и ел.)
112
...говорит священник «О тебе радуется...» – Здесь и ниже («Достойно», «Все упование мое», «Могущему вместимая вмещати...») приводятся первые слова («возгласы») соответствующих песнопений, составляющих чин церковного благословения, обручения и венчания (по Требнику: первые три – из канона Богородице). Эти четыре текстовые вставки определяют границы и освящают соответствующие моменты свадебного действа, которое разворачивается своим чередом (типичный пример наложения христианского чина на традиционно народный).
113
То есть исполняют подходящие к случаю церковные песнопения в честь данного праздника или святого.
114
По русскому обычаю лавка у стены, к которой приставлялся стол, почетнее, чем место на скамье, которая, в свою очередь, приставлялась к столу с противоположной (внешней) стороны.
115
Русский свадебный обряд во всей его последовательности неоднократно описан историками, этнографами и фольклористами: из обобщающих трудов см.; Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Камыкова Н. И. Русская свадьба. – М., 1986.
116
...и свяшенник говорит «Достойно...» – См. коммент. 112.
117
То есть с почетной от жениха стороны, ср.: «Вообще же, если три и более человек идут или едут рядом, считают высшим местом то, на котором правая рука наружу и свободна» (Олеарий, с. 31).
118
Присловье, очевидно, связанное с известным «стоянием» на Угре-реке в 1480 г., в результате которого московское царство при Иване III получило полную независимость от власти золотоордынских ханов.
119
В продолжение всей свадебной церемонии невеста не скажет ни единого слова, за исключением некоторых, положенных по ритуалу; поцелуй жениха – утверждение знака собственности.
120
То есть зажиточными, домовитыми; это самостоятельные хозяева из числа соседей.
121
См. коммент. 112.
122
Французское сухое вино; в тексте Чина постоянно подчеркивается, что даже питие на свадьбе является частью ритуала и гости до поры до времени не должны упиваться, молодые же не пьют вовсе.
123
См. коммент. 112.
124
В этом варианте Чина сохранилось указание на то, что после свадебной ночи дружки жениха проводят мальчишник в компании со скоморохами и прочими веселыми людьми – жениху впервые разрешается пить вино.
Послание и наставление от отца к сыну
125
Народная мудрость, призывающая к уживчивости; это слово – также признак Новгорода, а не Москвы, и попытки Сильвестра «уноровить» всем в Москве дорого ему обошлись в личной жизни.
126
Следует подборка из нескольких евангельских стихов по Еванг. от Матфея (5, 39 и 44), от Луки (6, 27 – 30 и 35).
127
Слова из посланий апостола Иакова (4, 6) и Петра (1, 5).
128
Перечисляются покровители Руси и Москвы, святые Николай Мирликийский, покровители града Москвы митрополиты Петр и Алексий, также Сергий Радонежский, известные игумены главных русских монастырей Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский (новгородский святой), Александр Невский.
129
Сложная амальгама расхожих евангельских текстов, составленная, в частности, из Еванг. от Иоанна (7, 24) и от Матфея (7, 2).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Домострой"
Книги похожие на "Домострой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сильвестр - Домострой"
Отзывы читателей о книге "Домострой", комментарии и мнения людей о произведении.