» » » » К. Арайс - Латышские народные сказки. Избранное.


Авторские права

К. Арайс - Латышские народные сказки. Избранное.

Здесь можно скачать бесплатно "К. Арайс - Латышские народные сказки. Избранное." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка, издательство Издательство "Зинатне", год 1969. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
К. Арайс - Латышские народные сказки. Избранное.
Рейтинг:
Название:
Латышские народные сказки. Избранное.
Автор:
Издательство:
Издательство "Зинатне"
Жанр:
Год:
1969
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Латышские народные сказки. Избранное."

Описание и краткое содержание "Латышские народные сказки. Избранное." читать бесплатно онлайн.



В настоящем сборнике представлены латышские народные сказки трех разделов: сказки о животных, волшебные и бытовые. В каждый раздел включены наиболее характерные и ценные в художественном отношении сказки.

В сборнике даны пояснения — кем, когда, где записаны тексты сказок, а также библиография изданий латышских народных сказок на русском языке.

Сборник составлен на основе трехтомного собрания латышских сказок на русском языке, изданного издательством "Зинатне" ("Сказки о животных", 1965; "Волшебные сказки", 1967; "Бытовые сказки", 1968).






Традиционные элементы сказки не нуждались в уточнениях, а простота повествования способствовала сохранению сюжета в памяти народа в течение долгих столетий. Большое и важное по своему значению место в сокровищнице латышских народных сказок занимают бытовые сказки.

Для бытовых сказок характерна очень тесная связь со сферой трудовых и социальных отношений. Именно этим объясняются их многообразие и большая популярность. Кроме того, в сказках этой группы самым непосредственным и недвусмысленным образом проявляется отрицательное отношение народа ко всякого рода поработителям. От других разновидностей сказочного жанра бытовые сказки отличаются не только содержанием, но и всем своим художественным строем: системой образов, композицией, стилистическими приемами. Художественный вымысел в бытовых сказках совсем иного свойства, чем в сказках волшебных. Фантастика волшебных сказок — главный элемент их содержания, бытовые же сказки изображают преимущественно реальные лица и события, но так их гиперболизируют, что они становятся почти фантастическими. Герои бытовых сказок — обыкновенные люди, живущие в обычных условиях и занимающиеся повседневным трудом. Ничего сверхъестественного в конфликтах и событиях, изображаемых в бытовых сказках, казалось бы, нет, однако эти конфликты и события могут быть реализованы лишь в воображаемых, вымышленных условиях. Примером этого могут служить сказки о находчивости или состязании в рассказывании небылиц между крестьянином и барином. В реальной жизни трудно себе представить подобную ситуацию, хотя фантастического в ней ничего нет. Крестьянин из такой сказки, противостоящий барину как юридически и экономически равноправный партнер, по сути дела такой же носитель народных идеалов, как фантастический герой волшебных сказок, побеждающий скопища чертей и полчища иноземных врагов. Нетрудно представить себе, какое идейное влияние в условиях феодальной эксплуатации оказывали на народные массы сказки о скупых и жестоких барах. В этих сказках торжествовала справедливость: барина, который в ту пору мог крестьянина продать, проиграть в карты, променять на собаку или чубук, выпороть или сдать в солдаты, постигало заслуженное возмездие.

Бытовые сказки представляют ценный материал для выявления национальной специфики устной народной прозы. Чисто латышских сюжетов в этой группе сказок больше, чем в других разновидностях сказочного жанра. Кроме того, характер преобразования международных сюжетов, а также большая популярность отдельных сюжетов с социальной направленностью позволяют сделать вывод, что одной из особенностей латышских бытовых сказок является острая ненависть народа, обращенная против барина и имения. По содержанию и системе образов латышские бытовые сказки как бы смыкаются, с одной стороны, с волшебными сказками, а с другой — с народными анекдотами.

В бытовых сказках, как и в волшебных, встречаются фантастические образы. Нередко главный герой этих сказок — традиционный третий сын, но тут его оружие — лишь ум и находчивость, и борется он против барина и короля, а не против сверхъестественных сил. Герои бытовых сказок этой группы также совершают дальние путешествия, однако они обычно отправляются не в подземелье или “на тот свет”, а путешествуют по морю, и цель этих путешествий — освобождение принцессы, похищенной чужим королем, или торговля в заморских странах. Приключения героев описываются подробно и занимают центральное место в развитии сюжета. Мир за пределами крестьянской усадьбы в бытовых сказках изображается намного шире, чем в сказках волшебных. По сравнению с волшебными сказками, в которых реальная жизнь подчинена фантастике, в этих сказках заметно проявляется характерный для бытовых сказок своеобразный реализм. С использованием элементов традиционной фантастики мы встречаемся в бытовых сказках об отцовых советах, о покупке советов и др. Это помогает подчинить действие сказки доказательству той или иной истины. Здесь уместно упомянуть также короткие и остроумные сказки о вранье, так называемые сказки без конца, в которых широко используются фантастика и преувеличение. В части бытовых сказок для раскрытия идейного содержания широко используются многообразные сатирические изобразительные средства. Сказки этой группы посвящены главным образом разоблачению отрицательных явлений в области социальных отношений и быта. Яркие юмористические и сатирические образы этих сказок сближают их с народными анекдотами. Хотя народные анекдоты — это самостоятельный жанр фольклора со своими особенностями содержания и изобразительных средств, порою невозможно четко провести грань между анекдотами и сатирическими сказками. Как для одних, так и для других характерен лаконизм выразительных средств. С остальными бытовыми сказками сатирические сказки связаны общностью образов и некоторыми основными композиционными закономерностями. В сатирических сказках и сюжет, и развитие образов направлены на разоблачение социальных врагов. И хотя изобразительные средства этих сказок весьма лаконичны, их разоблачительная сила необычайно велика. Беспощаднее всего сказки обрушиваются на исконного и ближайшего врага крестьянина — барина. Изображая жестокость, деспотичность и жадность барина (что встречается также и в волшебных сказках), сатирические сказки с особой убедительностью показывают его глупость. Основной лейтмотив этих сказок — несравненное превосходство народа над барами. И что особенно важно: сказки утверждают, что против бар можно бороться, их можно победить. Знаменательно, что в ряде сказок не только изображается глупость барина, но и раскрываются ее причины: барину чужд созидательный труд, а поэтому ему не известны самые элементарные истины трудовой жизни. Отсутствие у барина необходимых в жизни практических навыков ловко использует крестьянин, например в сказке о том, как гуся делили. Социальные различия в самом крестьянстве нашли отражение в образах богатого и бедного братьев или соседей. Действие в сказках этой тематики, как правило, опирается на широко используемые в волшебных сказках контрастные построения; характеристика действующих лиц здесь шире, чем в других бытовых сказках. Эта особенность объясняется, по-видимому, сравнительно поздним происхождением рассматриваемых сказок. Образ богатого крестьянина (“хозяина”) в сознании народа еще не обрел того традиционного содержания, которое позволило бы поставить его в один ряд с образами угнетателей — барина и пастора. Конфликт в этих сказках опирается на имущественное неравенство героев. Бедняк вынужден брать взаймы у богатого, но затем не может расплатиться с долгами. В сказке допустимы все средства, чтобы освободиться от гнета долгов, обусловленного социальной несправедливостью. Бедняк нередко прибегает ко лжи и плутовству: притворяется мертвым, выдает себя за волшебника, заманивает богача в мешок и топит его в реке. Наряду с изображением бедняка как остроумного и ловкого человека разоблачаются отрицательные черты богача: он глуп, легковерен, корыстолюбив, скуп. Другие сатирические сказки повествуют о повседневном труде феодального крестьянина, его домашней и семейной жизни. Эти сказки направлены против различных отрицательных явлений в характере или поведении отдельного человека. В них беспощадной критике подвергается глупость и жены, и мужа, резко осуждаются лень и пьянство. В целом ряде бытовых сказок повествуется о диковинных и нелепых событиях и случаях. Характеристика действующих лиц этих сказок дана очень скупо. Обычно такие сказки объединяются в одно распространенное повествование или же включаются как эпизоды в другие сказки. Как самостоятельные сказки они служили для выражения определенного поучения или для осуждения какого-либо порока. Как сюжеты, так и система образов бытовых сказок служат средством выражения этических и общественных представлений народа. В способах формирования художественных образов у бытовых сказок много общего с волшебными сказками. Главные положительные образы бытовых сказок — крестьянин, батрак, пастушок, ремесленник, умная дочь и т. д. Центральное место среди них занимает крестьянин, в сказках зачастую это просто человек, парень, батрак и т. п. Главные черты этого образа — жизненный опыт, мудрость, приобретенная в процессе трудовой деятельности, находчивость и умение использовать все эти качества в борьбе против своих исконных социальных врагов. На протяжении веков в сказках сложился широко обобщенный и тонко нюансированный образ умного крестьянина, отражающий типичные качества трудового человека своего времени. Герой сказки мало индивидуализирован, нередко у него даже нет имени. Обычно главный герой характеризуется очень сдержанно, всего одним эпитетом — бедный, умный, находчивый, — отсутствует описание внешнего вида героя, не дается характеристика его образа мыслей— и взглядов. Героя сказки достаточно полно и чрезвычайно ярко характеризуют его речь и поступки, с помощью которых сказитель раскрывает и подчеркивает основные черты образа. Эти черты обычно гиперболизированы, к тому же не обременены никакими дополнительными деталями. Весь сюжет сказки в целом подчинен изображению ума и сметливости крестьянина; через детали действия, разговора раскрываются его сила, чувство собственного достоинства. В основе разумных поступков крестьянина лежит не что иное, как обыкновенное знание им окружающей жизни, опыт человека, с малых лет знакомого с трудом. Показ сметливого крестьянина на фоне гиперболизированной глупости его противника заставляет сделать вывод о превосходстве первого над вторым. Это противопоставление и является главным художественным приемом, воздействующим на сознание слушателей. Значительное место в бытовых сказках занимает образ умной дочери или жены. Наряду с образом сиротки из волшебных сказок это наиболее яркие женские образы латышских народных сказок. Образ умной дочери является носителем той же идеи, что и образ крестьянина: люди труда по своим духовным качествам превосходят угнетателей народа. Как сиротка и третий сын в волшебных сказках, так образы крестьянина и умной дочери в бытовых являются как бы двумя формами выражения одного явления; в представлении народа женщина всегда была достойным помощником мужчины, боровшегося против социальной несправедливости. Характернейшие качества умной дочери крестьянина — ум, находчивость — раскрываются в действии, описательная оценка образа обычно не дается. Лишь в некоторых сказках героиня характеризуется эпитетами: умная, молодая, красивая; часто подчеркивается, что героиня — дочь бедного крестьянина. Все развитие сказки, речи и поступки ее героини свидетельствуют о том, что основа мудрости главного действующего лица — глубокое знание крестьянского труда. Характерный для бытовых сказок образ паренька пастушка служит для подтверждения превосходства народной мудрости и для иронической оценки правящих классов. Сюжет этих сказок прост, идейное содержание выражается в противопоставлении простого крестьянского паренька могущественному королю или барину. Непосредственная характеристика действующих лиц и здесь очень скупа, о них мы узнаём главным образом из динамичного диалога, в котором проявляются находчивость пастушка, его умение использовать обстоятельства. Так же как и крестьянин в бытовых сказках, пастушок не робеет, встретившись с господами; в его поступках сквозит уверенность в своей правоте и своем превосходстве. Традиционные изобразительные средства повествовательного фольклора в бытовых сказках используются значительно сдержаннее, чем в волшебных. Реалистическое содержание бытовых сказок требовало применения более простых художественных форм.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Латышские народные сказки. Избранное."

Книги похожие на "Латышские народные сказки. Избранное." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Арайс

К. Арайс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Арайс - Латышские народные сказки. Избранное."

Отзывы читателей о книге "Латышские народные сказки. Избранное.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.