» » » » Сергей Карпов - Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции.


Авторские права

Сергей Карпов - Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции.

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Карпов - Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Карпов - Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции.
Рейтинг:
Название:
Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции."

Описание и краткое содержание "Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции." читать бесплатно онлайн.



Запись программы из цикла "ACADEMIA". Итальянская колонизация Причерноморья, взаимоотношения колоний с греческими государствами, образовавшимися на осколках Византийской Империи после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Повседневная жизнь колонистов, торговля, оборона, работорговля. Кем были первые казаки, кто такая кума, сражались ли генуэзцы на Куликовом поле...

В своих лекциях доктор исторических наук, профессор Сергей Павлович Карпов расскажет об истории России в зеркале ее взаимодействия с государствами XIV–XV веков -- носителями разных культурных ценностей, обычаев и традиций.






Вопрос: Скажите, пожалуйста, система управления генуэзская и венецианская, какая, на Ваш взгляд, более продуктивная? В управлении и торговлей, и государством.


Ответ: Спасибо. Они разные. И, я бы сказал, взаимодополняемые. Я бы не сказал, что лучше. Потому что сама эта система, она имеет разные цели. У генуэзцев она направлена на поддержание частной инициативы. Частного капитала. У венецианцев -- государственной инициативы, государственного капитала. Частники объединены вокруг этого. Поэтому здесь надо решать какие-то глобальные задачи, военно-стратегические. Венецианцы их решают эффективнее. Но они опаздывают во времени. Потому что, если что-то происходит в Черном море, генуэзцы быстро собирают купеческую какую-то компанию, несколько купеческих семейств, и они дают быстрый отпор. А венецианцы ждут, пока придет караван, пока он будет там действовать. Но, тем не менее, это две системы взаимодополняемых. И более того, обе республики смотрели друг на друга и копировали образцы друг друга, когда они могли это сделать. Торговое соперничество часто оборачивалось торговым сотрудничеством. Оно могло быть закамуфлировано. Например, не разрешалось венецианцам перевозить товары на генуэзских кораблях. Но они это часто делали, нередко заключая договоры в обход официальных постановлений. Иногда их за это наказывали. Но часто нет. И вот эта, внутренняя взаимосвязь проявлялась постоянно. Но еще раз хочу сказать, что разница была значительной. И разные цели. Отсюда многообразие мира генуэзских факторий в генуэзском варианте. И однообразие в венецианском варианте. Но это однообразие было государственной продуманной централизованной политикой. То есть, и Тана, и Трапезунд были встроены в систему венецианской Романии. Связи с Критом. Связи с Константинополем. Связи с самой Венецией.

Стенограмма 2-й лекции Сергея Павловича Карпова:

Дорогие друзья! На прошлой лекции мы говорили об итальянской колонизации Причерноморья, о тех процессах, которые идут в Причерноморье, и остановились немножко на проблемах торговли. И когда мы говорили о торговле и о том, какие товары привозились и вывозились из Причерноморья, я не сказал о том, что же дал Запад. И какие товары привозились в обмен на те драгоценности, зерно, рабов, которые привозились с Востока. Так вот, этими товарами, которые привозили с Запада, были прежде всего драгоценные металлы -- серебро. Серебро было главным эквивалентом торговли. Оно привозилось либо в слитках, либо как чеканная монета. И в этом отношении торговля Запада с Востоком была дефицитна. Она оплачивалась драгоценным металлом, добываемым в серебряных рудниках Богемии, Германии и ввозимых через Геную и Венецию. Это было одно. Второе, что вывозилось на Восток, -- это сукно. Драгоценные окрашенные сукна, которые в Византии не производили и которые пользовались большим спросом, как на территории Византии, так и на территории мусульманского Востока. Третий товар, который вывозился, неожиданный. Это колокола и оружие. Колокола, потому что на территории Византии строилось много храмов. И те колокола, которые делали в Венеции, в Генуе, в других городах, в Ломбардии, в Италии, они были очень высокого качества, их с удовольствием покупали. И когда надо было сделать подарок византийскому или трапезундскому императору, ему посылали колокол. А потом часы. Да-да, те самые башенные часы, которые мы часто видим на башнях итальянских и русских городов. Вот те самые башенные часы уже с четырнадцатого века также посылались на Восток.


А оружие! Да, итальянцы умели делать такое оружие, которого не знали на Востоке. Те же самые болты арбалетные. Те же самые арбалеты, пороховые бомбарды. Клинки. Многое другое. Но на эти товары были ограничения. Особенно, если они продавались тем государствам, которые могли быть противниками Венеции или Генуи. Ну, например, египетскому султану. Или потом османскому султану. Им продавать такие вещи было нельзя. Стратегическим товаром считались также лошади и корабли, потому что они тоже входили вот в эту сферу стратегических товаров. Поэтому они были в ограничении и стремились их не продавать. Напротив, сами венецианцы, генуэзцы иногда покупали небольшие греческие корабли. И использовали их для местной навигации. Навигации по рекам, по Дону, прежде всего. Иногда по Днепру. Но это все-таки случаи довольно частные.


Я совсем недавно в архиве обнаружил один уникальный документ. Документ, когда в Чембало, современной Балаклаве, покупается корабль. Сразу, как только генуэзцы овладели этим портом. Покупается венецианцем для того, чтобы вести местную торговлю. Что венецианец пишет домой, правительству своей родной Республики? Он говорит: "Я купил корабль, но здесь нет вооружения, которым я могу оснастить и оборонять этот корабль. Поэтому пришлите мне такое-то количество кирас, такое-то количество шлемов и такое-то количество болтов для арбалетов и сами арбалеты, чтоб я мог его защищать". Вот интересная вещь, которая здесь происходит. Ну, и все-таки, и все-таки самое главное в торговле. Самым главным в торговле Причерноморья была торговля рабами. Это весьма своеобразный товар. Товар, который вывозился из Черного моря в довольно больших количествах. Это количество мы можем посчитать по массариям Каффы. Я вам о них уже говорил. По счетным книгам.


Каждый год из портов Черного моря вывозилось примерно от двух до трех тысяч рабов. Может быть, это не так много. Вывозились они в двух направлениях. Как правило, женщины вывозились в Италию и становились домашними служанками. Как правило, мужчины вывозились в мамлюкский Египет и становились воинами-мамлюками. Не обязательно они все. Некоторые шли вместе с кораблями в Италию, и там, в Италии, тоже становились домашними слугами и долгое время находились в этих итальянских республиках. И не только в итальянских. Они продавались и во всей Европе, где Вы их можете увидеть. А вот если это число рабов примерно сопоставить с тем, что было позднее, во времена Османской империи, каково будет соотношение? Мы увидим, что во времена Османской империи количество рабов становится на порядок больше. То есть, истинные масштабы работорговли обеспечили не итальянцы, а уже османское завоевание этой торговле придало такой масштабный, большой характер. И это зафиксировано и в итальянских, и в некоторых турецких источниках. Но мы с вами говорим о торговле Средних веков. Об этих самых рабах, которые вывозились из Черного моря.


И вот здесь я бы хотел сказать, что характер работорговли, рабовладения в Средние века был совсем другим, чем тот, который был в античности.


Во-первых, кто становился рабами? Да, рабов могли взять в ходе татарского набега на русские земли или на кавказские земли или куда-то еще. Да, рабы могли быть из проданных в кабальное рабство. То есть, те, кто были должниками, которые не могли уплатить свой долг. Еще одна категория менее известна. Но, пожалуй, очень распространена. Это дети, которых продавали сами родители. Прежде всего, на Кавказе. Почему они это делали? Потому что многодетные семьи очень часто не могли обеспечить достаточным пропитанием, просто едой, пищей, своих детей. Особенно, когда был неурожай и голод. И они предпочитали продавать своих детей итальянцам, зная, какая судьба их ждет. А какая их ждала судьба? Вот это интересно. Чем они становились в Италии, эти люди, когда они сюда прибывали? Во-первых, они не были вечными рабами. И после определенного количества лет службы их отпускали на волю. И не просто на волю, а если это была женщина, с приданым. И эта женщина получала гражданство. Римское гражданство. То есть, не только гражданство на территории Италии, но и вообще римское гражданство, которое давало ей право перемещаться по территории Западной Европы и пользоваться защитой данных республик. То есть, это не было вечным рабством. Как правило, те женщины, которые попадали в качестве домашних слуг в Италию, служили какое-то определенное количество лет, а потом либо оставались свободными домашними служанками у этих же господ, либо могли переменить господина, либо выйти замуж. И им давали приданое при этом браке. Поэтому это было другое рабство. Иногда, продавая детей, думали об их спасении.


Правда, было одно неприятное обстоятельство. Сама транспортировка из Причерноморья в далекую Италию. Я не сказал, сколько длилось это путешествие. А длилось оно где-то полтора месяца. Из Таны в Венецию. Иногда больше, иногда меньше. Бывало по-разному, в зависимости от погодных условий, от ритма навигации галер. Но, тем не менее, это долгий путь. И, конечно, пытались взять на галеры как можно больше рабов. И если больше, то если не хватало продовольствия или эпидемия вспыхивала, то все это могло убить тех людей, которые были на борту этого корабля. Поэтому не все рабы доезжали до Италии. И это был самый тяжелый, может быть, момент в их жизни. И вот здесь, конечно, погоня за прибылью приводила к тому, что большее, чем было допустимо, количество рабов могло быть на корабле. Правда, морские республики, Венеция и Генуя, законодательно ограничивали число перевозимых рабов. Но не всегда эти рестрикции, эти ограничения, действовали. Потому что слишком велика была торговая прибыль. Я еще раз повторяю, что примерно в десять раз могла быть разница в цене между рабом, купленным в Причерноморье, и рабом, проданным в Италии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции."

Книги похожие на "Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Карпов

Сергей Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Карпов - Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции."

Отзывы читателей о книге "Причерноморье. Перекресток цивилизаций. Лекции.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.