» » » » Абрам Ранович - Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства


Авторские права

Абрам Ранович - Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства

Здесь можно скачать бесплатно "Абрам Ранович - Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Абрам Ранович - Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства
Рейтинг:
Название:
Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства
Издательство:
Политиздат
Год:
1990
ISBN:
5-250-00773-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства"

Описание и краткое содержание "Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемые читателю книги известного советского историка А. Б. Рановича (1885—1948), изданные в 30-е годы, давно уже стали библиографической редкостью. Между тем по своему содержанию они представляют огромную научную ценность, так как включают в себя в переводе на русский язык основные первоисточники по истории раннего христианства.

Рассчитано на всех, кто интересуется историей религии и атеизма.






753

Исх., 12:14—15; дальше в тексте пропуск — по-видимому, Юлиан приводил другие цитаты из Библии в доказательство вечности закона.

754

Рим., 10:4.

755

Втор., 4:2.

756

Имеется в виду Второзаконие (27:26).

757

«Здесь он упоминает о послании святых апостолов… к новообращенным из язычников. «Угодно, — писали они, — святому духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, блуда и удавленины и крови». Он порицает это и говорит, что «не угодно было святому духу» нарушать закон Моисея. Кроме того, этот аристократ насмехается над святыми апостолами, особенно над Петром, и говорит, что он лицемер и будто Павел обличил его, что он старается жить то по обычаям эллинов, то по обычаям иудеев» (Кирилл. 324 Е — 325 С).

758

Ин., 1:14.

759

Ин., 1:18.

760

Т. е. к почитанию трупа Иисуса прибавил культ святых.

761

Мф., 23:27.

762

Пропуск. По словам Кирилла, Юлиан «к этому прибавляет, что, когда один из учеников сказал: «Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Иисус сказал: «Иди за мной и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

763

Ис., 65:4. (В русском синодальном переводе: «сидит в гробах и ночует в пещерах». — Прим. ред.)

764

«Следуют упоминания об истории с Исааком и т. п.» (Кирилл. 346 Е).

765

Быт., 4:4 сл. Ст. 7 в еврейском и греческом тексте искажен и в русских изданиях переведен произвольно. Та версия, которую цитирует Юлиан, представляет собою, как видно из дальнейшего, вольный вариант, предложенный комментатором.

766

Текст в этом месте, очевидно, испорчен.

767

Быт., 17:10 сл. «К этому, — пишет Кирилл, — он прибавляет, что и сам Христос говорил, что надо исполнять закон, говоря в одном месте: «Я не пришел нарушить закон и пророков, а исполнить», и в другом месте опять: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном».

768

Быт., 15:1 сл.

769

Быт., 15:7 сл.

770

«Во всяком случае, ему самому, говорит он, голоса птиц сообщили, что он воссядет на царский трон» (361 Д).

771

Мф., 1:16; ср. Лк., 3:23.

772

Имеется в виду Мф., 24:6 сл.

773

Мф., 4:8.

774

Лк., 22:43 сл.

775

Явный намек на Юлиана.

776

Brinkmann. Klassische Reminiscenzen // Rhein. Mus., 60. (1905). S. 632.

777

Т. е. к «книгам Моисеевым».

778

Ос., 11:1; ср. Мф., 2:15.

779

Мф., 9:9.

780

Император Август.

781

Римский Сатурн.

782

Пеплос — женское платье.

783

Т. е. богиню роскоши и неги.

784

Atheotes — «безбожие»; этим словом Юлиан обычно обозначает христианство.

785

Как известно, Константин убил кроме своих соперников также сына своего Криспа и жену Фаусту.

786

Имеется в виду предок Константина — Клавдий II (268—270 гг.) и отец Констанций, к которым Зевс благоволил, как к язычникам.

787

О популярности Либания свидетельствует тот факт, что сохранилось до 500 рукописей его трудов, причем не только его речи и письма дошли до нас, но и 143 школьных упражнения.

788

Умерший император Констанций.

789

Т. е. в христианство.

790

Миф о гигантах, дерзнувших выступить против богов Олимпа. См. с. 256.

791

К этому месту в одной из рукописей (Vindobonensis, XII в.) благочестивый переписчик сделал такую приписку: «Вот как ты безумствуешь и говоришь вздор и действительно дерзишь, ненавистный богу, достойный того, чтоб тебя осмеяли и оплевали, ты, самый низкий и отпетый льстец, защитник фальшивых богов и нечестивости».

В другой рукописи (Laurentianus, 1392 г.) здесь имеется такая приписка: «А ты, нечистый, за такую наглость стоишь того, чтоб молния тебя поразила и убила». Задело, значит, за живое!

792

Имеется в виду Порфирий, родом из Тира. В одной из рукописей (Chisianus, XI—XII в.) здесь дано разъяснение, что речь идет о Порфирии, и приводятся сведения о нем из лексикона Свиды.

793

Слух о том, что Юлиан был убит кем-то из своих солдат, подтверждает историк Аммиан Марцеллин (XXV, 6, 6). Либаний был уверен, что это — дело рук христиан, и еще в 379 г., через 16 лет после смерти Юлиана, он в специальном обращении к императору Феодосию (or. XXIV F) просит расследовать дело и наказать виновных (здесь он, понятно, не рискует назвать прямо христиан). Смерть Юлиана, во всяком случае, несомненно, была наруку христианам, создавшим даже миф о том, что Юлиана убил по поручению христианского бога… языческий бог Меркурий!

794

Величайшим городом Либаний называет Рим, где «языческие» храмы продолжали существовать легально; «первым после величайшего» он называет Константинополь. Ср. or. XVIII, 11.

795

Cod. Theod. XVI, 10, 7; Дион Кассий LVI, 31, 3.

796

Статуе бога Асклепия была придана внешность Алкивиада, сына Клиния. Алкивиад (450—402 гг. до н. э.) — афинский политический деятель, военачальник и авантюрист, отличался в юности, по свидетельству древних, редкой красотой.

797

Т. е. христиане могут доносить на «язычников», но не совершать самосуда.

798

В первое время после победы христианства репрессии против «язычества» в Риме не проводились.

799

Имеется в виду Юлиан, которому, по преданию, оракул Аполлона предвещал трон.

800

По разъяснению Иоанна Златоуста, речь идет о мощах мученика Вавилы. В целом ряде рукописей Либания к этому месту приписано читателем следующее разъяснение: «Он говорит о св. Вавиле, который, будучи погребен в Дафне, не позволял Аполлону пророчествовать; Юлиан, став царем, распорядился выбросить оттуда святого, и он был выброшен».

801

В настоящее время подлинность сообщения Тацита о христианах не подвергается сомнению. О проблеме интерполяций см. во вводной статье. (Прим. ред.)

802

Никак нельзя согласиться с Гарнаком («Mission und Ausbreitung» etc. II, 18), что Плиний умышленно преувеличил численность христиан. Как администратор, он был заинтересован скорее в обратном. Помимо того, ст. 9—10 не вяжутся с тоном и содержанием письма в целом.

803

Товарищества, сообщества.

804

Изданы О. Зееком в Monumenta Germaniae Historica, где занимают весь 6-й том. С этого издания (В., 1883) сделан наш перевод.

805

Письмо, по свидетельству Амвросия, было адресовано, естественно, римскому императору Валентиниану II; однако в рукописях либо вовсе нет обращения, либо обращение к Феодосию или Феодосию и Аркадию.

806

Здесь, как и в других докладных записках, Симмах имеет в виду также августа-соправителя.

807

По-латыни весьма ходкая игра слов «nomen» («имя») и «numen» («божество, божественная воля»).

808

Т. е. Победе.

809

Констанций декретом 341 г. запретил жертвоприношения; декретом 1 декабря 346 г. были закрыты все храмы (Cod. Theod. XVI, 10, 1; 3; частичные декреты Cod. Theod. XVI, 10, 4—-6). Юлиан его декреты отменил. Христианские императоры, как живые, так и мертвые, продолжают титуловаться «divi» — «божественные».

810

Подразумевается — «если не будет жертвенника Победы в сенате».

811

Во время 2-й Пунической войны полководец карфагенян Ганнибал нанес ряд крупных поражений римской армии, но вместо того, чтобы немедленно взять Рим, ушел в Капую и дал римлянам возможность оправиться и в конце концов выиграть войну. В 390 г. галлы нанесли жестокое поражение римлянам, взяли город и осадили твердыню его — Капитолий; однако вскоре сняли осаду. Оба события римские жрецы приписали чудесному вмешательству бога.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства"

Книги похожие на "Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Абрам Ранович

Абрам Ранович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Абрам Ранович - Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства"

Отзывы читателей о книге "Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.