» » » » Наум Синдаловский - Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья.


Авторские права

Наум Синдаловский - Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья.

Здесь можно купить и скачать "Наум Синдаловский - Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЗАО Центрполиграф, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наум Синдаловский - Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья.
Рейтинг:
Название:
Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-9524-2699-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья."

Описание и краткое содержание "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья." читать бесплатно онлайн.



Фольклор, в отличие от официальной историографии, неподвластен «идеологическим заказам». Он свободно существует по собственным таинственным законам, избирательно закрепляя в народной памяти самые разные по масштабу и значению события.

В предлагаемой книге Н. А. Синдаловский скрупулезно собрал предания и легенды, рожденные в Санкт-Петербурге со дня его возникновения и по сию пору.

В совокупности все это не только чрезвычайно любопытно и занимательно. Рассказанное автором позволяет ярче представить образ жизни и психологию наших предшественников, помогает понять их фантазии, страхи, заботы, помогает постичь механизм возникновения мифов и формирования массового сознания в мире без телевидения.






Отправляясь в путешествия по России, он не забывал заехать в Александро-Невскую лавру за благословением. Однажды мрачный и неразговорчивый схимник благословил императора загадочными словами: «И посла мiрови ангела кротости». Расшифровка этих таинственных знаков, предложенная одним из приближенных, поразила императора. Дело в том, что каждая буква славянской грамоты имеет цифровое значение: и – 8, п – 80, о – 70, с – 200, л – 30, а – 1, м – 40, i – 10, р – 100, в – 2, н – 50, г – 3, е – 5, к – 20, т – 300. И если все буквы обратить в числа, то сумма их будет равна году рождения императора Александра I: 8 + (80 + 70 + 200 + 30 + 1) + (40 + 10 + 100 + 70 + 2 + 8) + (1 + 50 + 3 + 5 + 30 + 1) + (20 + 100 + 70 + 300 + 70 + 200 + 300 + 8) = 1777.

Столь же невероятным оказалось впоследствии совпадение чисел, полученных при сложении годов, месяцев и дат рождения, вступления на престол и кончины императора Александра I. Он родился 12 декабря 1777 года, вступил на престол 12 марта 1801 года и скончался 19 ноября 1825 года, через 12 месяцев и 12 дней после наводнения 1824 года. Нетрудно заметить, что цифра 12 стала наиболее значащей, тайно-мистической. После смерти императора среди мистически настроенного общества была популярна таблица, из которой следовало, что число прожитых Александром I лет – 48 и число лет царствования – 24 строго вытекали из дат его биографии:

Итак, император Александр I скончался 19 ноября 1825 года в Таганроге. Едва эта весть дошла до Петербурга, как распространился слух, что император вовсе не умер, а просто скрылся, а в гробу везут чужой труп. Будто бы это было тело фельдъегеря Маскова, незадолго до того скончавшегося в Таганроге от ушибов при падении с лошади. Интересно, что через много лет исследователям удалось напасть на след внука того самого Маскова. Оказывается, в этой семье давно уже сложилось твердое убеждение, будто бы их предок, фельдъегерь Александра I Масков, похоронен в Петропавловском соборе Петербурга под именем Александра I.

А тогда, в 1825 году в народе родилась легенда о сибирском старце Федоре Кузьмиче – якобы бывшем императоре Александре Павловиче, который, чтобы испросить у Бога прощение за участие в убийстве своего отца Павла I, «решил взять на себя великий подвиг – удаление в Сибирь». Правда, согласно некоторым малоизвестным легендам, прежде чем отправиться в Сибирь, Александр скитался не то где-то на Дону, не то вообще в Англии. Вместе с тем живет в Петербурге и другая легенда. Будто бы саркофаг Александра I в Петропавловском соборе Петербурга, в отличие от других захоронений, совершенно пуст. Будто бы это было установлено некой комиссией еще в 1920-х годах. Но, как говорится в легенде, никаких документов вскрытия, и тем более его очевидцев, до сих пор не обнаружено.

Впрочем, и на этот счет существует еще одна романтическая легенда. Будто бы угрызения совести мучили Александра I до такой степени, что он даже после смерти боялся лежать рядом с убиенным императором Павлом I и просил верного Аракчеева предать его земле в другом месте. Преданному царедворцу удалось-таки вывезти тело монарха в свое имение в Грузине и похоронить там, в местном соборе. Однако достоверность и этого предания доказать невозможно. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов все в Грузине было уничтожено. Есть и другая легенда, согласно которой, да, саркофаг Александра I пуст. Пуст с 1866 года, когда тело его было секретно извлечено из гробницы и «предано земле на кладбище Александро-Невской лавры». Не потому ли, что верили легендам о бедном фельдъегере Маскове, которому не пристало лежать в монаршей усыпальнице?

Вместе с тем в XIX веке по стране из уст в уста передавали и так называемые народные версии смерти «Александра Благословенного». Они подробно изложены в романе И. Ф. Наживина «Во дни Пушкина». Поскольку эти версии для фольклора представляют особый интерес, приводим их полностью. «Одни болтают, что Александру Павлыча господишки убили, изрезали, а в гроб положили солдата какого-то, а на лицо, чтобы не узнали, маску восковую налепили. Другой гнет, что опротивели царю дела государские и он будто в монахи ушел. А надысь в Опочке в трактире один сказывал, что господишки, верноподданные изверги, первейшие на свете подлецы продали его в иностранную державу. <…> И все это вранье. <…> Верно одно: стал он господишкам поперек горла и извести его было решено: графиня Орлова и жена графа Потемкина, верные фрелины и распренеблагодарные канальи, хотели отравить царя у себя на балу. <…> А как привезли его из Таганрогу-городу гроб-то, да поставили его в Москве в собор, один дьячок подмосковный не будь дурак и пойди поглядеть, а <…> в гробу, ребята, не царь, а черт! Царь же батюшка, слава Богу, жив и здоров, и чтобы обличить весь этот обман господишек, сам выйдет в тридцати верстах от Петербурга встретить свой гроб и тогда и объявит всем о господской подлости». Были и другие легенды, связанные со смертью императора. По одной из них, Александр, мучимый своим невольным участием в убийстве отца, покончил жизнь самоубийством; по другой – его собирались убить, и когда он случайно узнал об этом, переоделся с часовым и ушел в неизвестном направлении; по третьей – Александр бежал по подземному ходу к морю, где его ожидала английская яхта, на которой он уплыл в Европу.

Остается сказать, что в 1836 году в Сибири и в самом деле объявился некий неизвестный старец, «непомнящий рода своего», лицо и осанка которого напоминали облик императора Александра Павловича. В разговорах старец рассказывал о придворной жизни так, будто сам принимал в ней участие. В его бумагах впоследствии было обнаружено брачное свидетельство на имя Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны. Его смерть сопровождалась необыкновенным небесным явлением. В час кончины старца над кельей, где он жил, если верить старым преданиям, появилось небесное сияние.

Между тем есть одно обстоятельство, которое в контексте нашего повествования выглядит весьма многозначительно. Дело в том, что старец Федор Кузьмич при жизни никогда никому не признавался, кто он есть на самом деле. И, тем не менее, на кресте над его могилой было написано: «Здесь погребено тело Великого Благословенного (выделено мною – Н. С.) старца Федора Кузьмича, скончавшегося января 1864 года». Напомним, что императора Александра I в народе так и называли: «Благословенный».

Мистическая картина прижизненного и посмертного существования императора Александра I была бы не полной, если бы мы не рассказали о его супруге императрице Елизавете Алексеевне. Она была дочерью маркграфа Баден-Баденского и принцессы Гессен-Дармштадтской и до перехода в православие звалась Луизой-Марией-Августой. Отличалась необыкновенной скромностью и стремлением к семейной жизни. Однако последняя сложилась неудачно. Александр не скрывал, что супругу не любил. Более того, он демонстративно ее сторонился. У него была другая личная жизнь и другая фактическая жена – М. А. Нарышкина, которая родила ему троих детей.

Впрочем, если верить дворцовым сплетням, у Елизаветы Алексеевны тоже были свои поклонники и даже фавориты. Один из них – польский князь Адам Чарторижский, другой – штаб-ротмистр А. Я. Охотников. Правда, к нашему рассказу это отношения не имеет. Гораздо важнее другое.

В 1824 году супруги вновь сблизились. Во всяком случае, в свою последнюю поездку в Таганрог они отправились вместе. Далее начинается еще одна, почти невероятная легенда. Согласно официальной версии, 4 мая 1826 года, менее чем через год после смерти Александра I, по дороге из Таганрога в Петербург, во время короткой остановки на ночлег в городе Белево Елизавета Алексеевна неожиданно для всех скончалась. Однако, как утверждает фольклор, смерть ее окутана пеленой неизвестности и тайны. Утром, подойдя к умершей императрице, хозяйка дома, в котором та остановилась на постой, к ужасу и удивлению своему, согласно фольклору, увидела мертвой «вовсе не ту, что накануне назвалась императрицей».

Так родилась легенда о том, что на самом деле Елизавета Алексеевна, как и ее супруг, вовсе не умерла, а просто отказалась от светской жизни и под именем Веры Алексеевны удалилась в Сырковский монастырь. Там она была более известна под именем «Молчальницы». Она и в самом деле будто бы прожила целых 25 лет в полном молчании и скончалась 6 мая 1861 года. Ее келья, отмечали впоследствии многие свидетели, была «точной копией томской кельи сибирского старца Федора Кузьмича», под именем которого, как утверждает фольклор, скрывался ее супруг – император Александр I.

Призрак княжны Таракановой

Одной из самых интригующих тем, живо обсуждавшихся в аристократических салонах екатерининского Петербурга начала 1770-х годов, стали таинственные слухи о некой проживавшей за границей девице, считавшей себя не больше не меньше как дочерью императрицы Елизаветы Петровны. Неожиданное появление прижизненного призрака этой особы, способной однажды заявить о своих законных претензиях на русский трон, могло не на шутку испугать кого угодно, тем более Екатерину II, которая, несмотря на пьяный восторг гвардии и всеобщее ликование толпы по случаю так называемой «революции 1762 года», чувствовала себя не вполне уютно на захваченном ею троне. Она хорошо помнила о своем немецком происхождении, в котором, если даже очень захотеть, невозможно было отыскать хоть какие-либо династические связи с царственным родом исконно русских Романовых. Да и политические тени, которые начали преследовать ее августейшую особу, мешая почувствовать полное удовлетворение от так удачно примеренной шапки Мономаха, возникли еще при триумфальном восшествии Екатерины на престол. От двух из них, не дававших ни на минуту покоя, она смогла более или менее удачно избавиться почти сразу. Буквально через несколько дней после восшествия императрицы на престол в Ропшинском дворце не то умер, не то погиб при невыясненных обстоятельствах ее законный супруг, свергнутый ею император Петр III, о чем мы уже знаем; а через два года в Шлиссельбургской крепости при неудачной попытке освобождения был убит умалишенный шлиссельбургский узник Иоанн Антонович – царь Иван VI, возведенный в наследники престола еще манифестом Анны Иоанновны. Казалось, уже ничто не сможет помешать ее безоблачному и счастливому царствованию. И вдруг совершенно неожиданная напасть. Начала морочить голову какая-то неизвестная княжна Тараканова, подлая тварь, якобы рожденная от «законного брака императрицы Елизаветы Петровны с фельдмаршалом графом А. Г. Разумовским».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья."

Книги похожие на "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наум Синдаловский

Наум Синдаловский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наум Синдаловский - Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья."

Отзывы читателей о книге "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.