Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
а) из Его личного достоинства. Иисус Христос, возлюбленный Сын Божий, “есть образ Бога невидимого” (ст.15), истинное сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1:3[1285]), равночестный и единосущный Богу Отцу так что “все, что имеет Отец,” имеет и Сын (Иоан. 16:15[1286]). О человеке говорится, что он только сотворен по образу Божьему (Быт. 1:27[1287]) и, следовательно, есть создание Божье, а не Бог; но Иисус Христос есть Бог истинный от Бога истинного. “Апостол сказал: “образ,” чтобы представить, что Сын имеет черты Отца, как Он Сам говорит Филиппу: “видевший Меня видел Отца” (Иоан. 14:9), и чтобы отличить ипостась Отца от ипостаси Сына, чтобы кто не подумал о смешении или слиянии ипостасей, как учил безумный Савелий” (Феодорит. in h. l. ср. Толк. Никиф). И этот Сын Божий, образ невидимого Бога явившись видимо во плоти, “рожденный прежде (πρωτότоκоς) всякой твари (ст.15), был первородным между многими братиями” (Рим. 8:29), “так первый первый из всех христиан вышел из крестильных вод Иордана, как от духовных ложесн, и по сему уверовавших в Него назвал братьями Своими (Евр. 2:12[1288]), — перворожден всей этой духовной, новой твари (2 Кор. 5:17[1289]), как первый (πρωτоς) в оной родившийся праведным и святым, и возобновивший Собою растленное естество человеческое” (ср. Толк. Никиф. in h. l.).
б) Из Его отношения ко всему творению (ст.16–17[1290]). Будучи образом Бога невидимого и перворожденным всей твари, Иисус Христос есть в то же время Творец всей видимой и невидимой твари, “ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,” одним словом — все получило начало от Него, все держится Его всемогуществом; нет ни одного дара, которого бы Он не давал, ни одного жребия, которого бы Он не разделял, ни одного дыхания, которого бы Он не одушевлял. От самых высших ангельских существ на небесах, называемых престолами, господствами, началами, властями,[1291] до самых низших тварей на земле — “все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан. 1:3). все Им и для Него (εις оωτоν для Него) создано” (ст.16). Он есть начало и цель всего творения, которое в Нем достигает своего исполнения и прославления. Но Сам Он есть прежде всех, прежде всех тварей, прежде всего сущего, — есть, поскольку имеет “присносущное, безлетное и вечное бытие” (ср. Толк. Никиф. in h. l.), и “и все Им стоит” (ст.17), все зависит, содержится, объемлется и управляется Им, как Промыслителем.
в) Из Его особенного отношения к церкви или обществу верующих (ст.18[1292]). Иисус Христос, как Богочеловек, есть Γлава таинственного тела церкви, а все верующие в Него суть члены (1 Кор. 11:27[1293]), потому что, как от головы исходит жизнь и движение во всякий член, и во все тело, так от Него преподаются всей церкви вообще, и каждому верующему, в частности, “все потребное для жизни и благочестия” (2 Пет.1:3). Тело без головы становится трупом, и мы, отделяясь от Христа, становимся мертвыми членами — “без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15:8). Он есть “начаток, первенец из мертвых,” потому что Он есть начало и первенец изшедших из чрева ада, воскресших из мертвых и сделавшихся нетленными, чтобы иметь Ему во всем, следовательно, и в этом, первенство по человечеству: “дабы иметь Ему во всем первенство” (ст.18)!
Для гомилетической разработки, с богатыми нравственными применениями, может служить преимущественно первая часть апостольского чтения, где каждый стих дает тему для общеназидательной проповеди. Для примера укажем на следующие темы:
Свойство и достоинство истинного, религиозного просвещения и образования
“Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете” (ст.12).
Апостол Павел побуждает христиан к благодарению Бога за просвещение их светом веры, светом познания истины и добродетели, и за избавление их от тьмы невежества и суеверий (см. выше толк.).
В наше время много говорят о просвещении вообще и религиозном — в частности. Но что такое истинное, религиозное образование, в чем оно состоит и какое его достоинство? — этих вопросов мало касаются или, по крайней мере, недостаточно их разъясняют.
Поэтому покажем — свойство и достоинство истинного, религиозного просвещения и образования.
1. Свойство.
а) Просвещать, значит, делать ясным и светлым то, что было прежде мрачным и темным. Небо просветляется, если темные облака рассеиваются солнечным светом, и мы видим его в его чистоте и ясности. Дело просветляется, если оно становится для нас настолько ясным и понятным, что мы различаем его от других, знаем все его стороны и можем правильно судить о нем.
Ум называется просвещенным, если он чужд заблуждений и предрассудков, и способен ясно понимать вещи и правильно судить о них.
Это познание и суждение касается прежде всего вещей внешних, их природы и свойств, но преимущественно — нас самих, нашего происхождения, назначения, долга и обязанностей.
Чем правильнее наш разум думает и судит обо всех этих предметах, тем яснее и отчетливее наши познания о них, тем с большим правом можем мы называться людьми просвещенными. Но те, которым не хватает такого просвещения, по справедливости должны быть названы людьми темными, неведущими, с предрассудками и заблуждениями, потому что они или мало знают, или ничего не знают, или имеют ложные понятия о том, что известно и понятно каждому разумному человеку.
б) Истинное, религиозное понятие состоит, следовательно, в том, чтобы иметь правильное и ясное понятие об истинах и учениях, и предписаниях религии, видеть их важность, понимать их основания, и таким образом, достигать правильного и твердого убеждения.
Когда это достигнуто, невежество прекращается, заблуждения и предрассудки, затмевающие ум и препятствующие познанию истин Веры, рассеиваются.
Но это просвещение в религии имеет пределы. Наши познавательные способности ограничены, наши знания несовершенны, мы видим теперь как бы сквозь тусклое стекло. Есть истины Веры, которых наш разум не может понять и доказать, но в которые мы “веруем”. Наш долг стараться, чтобы и об этих истинах приобрести правильное познание, по руководству Святой Церкви, видеть их связь с другими доказанными истинами, но при этом мы должны быть осторожны, чтобы наше умствование не ввело нас в заблуждение. Поэтому апостол заповедует христианам, чтобы они “исполнялись в разуме воли Божией, во всякой премудрости и разуме духовнем, возрастающе в разуме Божии” (ст.9-10;[1294] ср. Ефес. 5:10–17[1295]).
в) Но истинное религиозное просвещение должно не только просвещать ум светом веры, но и согревать сердце ко всякому добру и делать его удобопреклонным и способным к исполнению заповедей и правил веры. Как солнце не только освещает, но согревает землю, и посредством этого способствует плодородию земли и благу всех тварей, так и свет религиозного просвещения должен согревать наше сердце, развивать и укреплять в нас любовь к вере и добродетели, ревность к богоугодным делам и поступкам.
Преимущественная цель и благотворнейшее следствие религиозного просвещения в том и состоит, чтобы вера более и более оказывала влияние на наши предпочтения и жизнь, и таким образом, улучшала их и исправляла. Поэтому апостол и говорит, чтобы мы не только “исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом” (ст.9-10). Только при этом условии мы становимся причастниками “наследия святых во Свете” (ст.12).
Просвещение одного разума светом веры имеет мало пользы без жизни по вере.
2. Достоинство истинного религиозного просвещения.
а) Оно способствует познанию и деятельности истинной веры. Вера не должна быть слепой верой или только делом чувства, она требует правильного познания, разумного убеждения, чтобы она могла служить верной спутницей жизни, защитой добродетели (1 Пет. 3:15[1296]).
Иисус Христос называет Себя светом мира и говорит: “кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Иоан. 8:12). Вера Христова должна быть светом, который озаряет людей, сидящих во тьме невежества и суеверий, и просвещает душу в ее важнейших обязанностях и назначении.
Апостол Павел молит Бога, чтобы христиане “исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении” (ст.9). Он заповедует им проверять все и удерживать доброе, — поступать, как чада света!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.