Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
Может ли такое религиозное просвещение не быть благотворным для самой веры? Оно делает ум способным к надлежащему пониманию и приложению Богооткровенных истин, оно избавляет людей “от власти тьмы” (ст.13), от заблуждений и суеверий, которые во все времена были величайшим препятствием истинной веры.
Кто может лучше понять высоту и чистоту нашего православного учения, и убедиться в его божественности, как не тот, кто испытывает его посредством добросовестных исследований?
Как несомненно, что Иисус Христос хотел своей верой избавить людей “от власти тьмы,” так несомненно и то, что истинное религиозное просвещение служит средством, содействующим истинной вере.
б) Оно содействует нравственному исправлению, улучшению и облагораживанию людей.
Истина находит доступ к сердцу через разум. Кто желает любить и делать добро, исполнять свои обязанности, тот должен прежде узнать, что такое добро, и какая требуется от него деятельность. Кто хочет служить Богу в правде и святости, тот должен ходить во свете, без заблуждений и предрассудков. Пример таких людей, которые при религиозном просвещении преданы порокам, доказывает не то, что религиозное просвещение не имеет никакого влияния на улучшение человека, а только то, что религия должна быть делом не одного ума, но и сердца.
Иисус Христос не предал бы Своей жизни за эту веру, если бы через нее не исходил также и свет к исправлению и освящению людей.
“Истина освободит вас,” говорит Он, — освободит от порабощения греху. Но без разумного просвещения не может быть никакого истинного познания истины, никакого постоянного стремления к мудрости и добродетели.
в) Оно делает людей довольнее и счастливее.
Какими беспокойными, тягостными представлениями, каким страхом мучается часто суеверный! Сколько радостей жизни отравляет и похищает у человека суеверие!
Несведущий и грубый человек знает только чувственные радости и ценит их выше радостей духовных, к которым он не имеет никакой склонности.
Просвещенный, образованный человек, хотя и не пренебрегает невинными радостями земными, но он находит величайшее удовольствие в занятиях своего духа.
С живейшей радостью он усматривает чудеса Божественной премудрости и всемогущества там, где невежда равнодушно проходит мимо их, как бы он не имеет никаких глаз. Он восторгается величием и славой Божьей там, где непросвещенный человек трепещет от суеверного и рабского страха.
Не благодетельно ли поэтому религиозное просвещение?!
Препятствовать истинному познанию Христовой веры есть величайший грех
“Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы” (ст.12–13).
Апостол заповедует христианам, бывшим некогда язычниками, благодарить Бога, который, по единой Отеческой любви Своей к людям, удостоил их во Христе великого дара просвещения светом веры и избавил их от тьмы языческого неверия и заблуждений.
Поэтому, как тяжко грешат те, которые не только не благодарят Бога и Отца за просвещение их светом веры, но и стараются погасить этот свет или, по крайней мере, препятствуют его распространению! — препятствовать истинному познанию Христовой веры есть величайший грех.
1. Чем препятствуют истинному познанию веры?
а) Суевериями и слепой верой.
Истинная Христова вера содержит истины, учения, предписания и обетования, которые должны служить к просвещению, исправлению и успокоению людей, и которые поэтому должны превратиться в собственность нашей души и сердца. Но этого не может быть без правильного употребления разума, дарованного нам Богом к познанию истины.
Чем более мы упражняем и образовываем наши познавательные силы, чем просвещеннее наш ум и рассудок, тем правильнее учимся мы познавать дух и содержание христианской веры, тем склоннее и ревностнее становимся мы в распространении таких познаний между другими людьми.
Но кто предан суеверию или слепой вере, тот не может ни сам достигать такого познания, ни другим содействовать к достижению его, но будет всячески препятствовать ему. Потому что суеверный следует в деле веры не внушениям богопросвещенного разума, не учениям и предписаниям Слова Божьего, не истолкованию Святой Церкви, но — или пустым мечтаниям (лицемерные ханжи), или ложному внутреннему свету (иллюминаты, духоборцы), или нелепым явлениям и сказкам (суеверия простого народа). Поэтому он не только не способен судить о христианской истине, познавать ее, понимать и видеть связь ее с прочими истинами, но и препятствует благим усилиям тех, которые стараются о распространении правильного познания истинной веры и о сознательном уяснении евангельских истин для научения и исправления людей.
Суеверный не только страшится самого употребления разума в деле веры, но и хулит разум, осуждает святую пытливость, которая не привязывается к букве.
Слепая вера, есть вера бессознательная, темная, не имеющая основания — почему она так верует? Она считает что-либо истинным не потому, что сама в этом убеждена, но потому, что так думают другие. И эта вера немало препятствует надлежащему познанию истинной веры. Потому что при такой вере ум остается в бездействии, не ценит и не ищет истины, и не знает достоинства разумного убеждения. Как вредны всегда были суеверия и слепая вера для распространения истинных религиозных познаний, об этом свидетельствует история.
б) Равнодушием и неверием.
По внешности многие исповедуют православную веру, но в сердце нередко остаются равнодушными к ее Божественному Основателю, к слову вечной жизни, которое Он возвестил, к великим благодеяниям, которыми обязаны Ему наше сердце и душа; не веруют, что Он послан от Бога для спасения погибших; — что Он отошел к Отцу, чтобы в вечных Его обителях уготовить место своим истинным исповедникам.
Эти равнодушные и неверующие люди не познают Бога из Его слова, не считают Евангелия силой Божьей во спасение всякому верующему, не признают Церкви, как столпа и утверждения истины.
Станут ли они вменять себе в обязанность заниматься размышлениями о божественных предметах, к которым они не питают никакого чувства и охоты, стремиться к истинному познанию веры, которая в их глазах есть дело человеческое?
Будут ли они давать себе труд противодействовать каждому заблуждению и сомнению в их важнейших истинах, “возрастая в познании Бога (ст.10), познавать, что есть воля Божья” (Ефес. 5:17)?
Но чему сами не веруют и чего сами не ценят, в том не будут с ревностью стараться убеждать и других. Кто стыдится Христова Евангелия, тот не будет ничего делать для возбуждения в других людях внимания к Евангелию и следования ему.
Как гибельно действует пример равнодушия и неверия на немощных, не твердых в вере людей! Как пагубно легкомыслие и издевательство над религией! Сколь многие, соблазняемые такими примерами, охладевают к вере, оставляют благочестие, избегают общественного богослужения, не вменяют ни во что уставы Церкви?
в) Порочной, безнравственной жизнью.
Истинная добродетель есть действие веры в Иисуса Христа и в Его учение. Поэтому для добродетельного христианина составляет долг и радость содействовать познанию Евангелия другими людьми, чтобы и они испытали спасительную силу веры и пришли в познание истины.
Напротив, порочной, греховной жизнью “подавляется истина неправдою” (Рим. 1:18), преграждается надлежащее познание божественного учения между людьми.
Каждый порок делает сердце равнодушным к спасительным истинам, наполняет его отвращением к религии, потому что оно боится ее осуждения. “Делаяй злая ненавидит света, и не приходит ко свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть” (Иоан. 3:20[1297]).
Людей порочных радует, если большинство следует их путем. Поэтому они стараются совращать неопытного и невинного заблуждениями, обманывать лицемерием и пустосвятством и делать его сообщником своих беззаконий.
Вместо того, чтобы светить своим светом и проявлять свои добрые дела, — они своими поступками позорят храстианству. Но из-за этого не будет ли задерживаться и ослабляться ревность и стремление к совершеннейшему познанию веры? Не будет ли увеличиваться холодность к христианству? Не поставит ли зломыслящий человек множащиеся несчастья и разврат в вину самому Евангелию, якобы утратившему свое спасительное влияние на жизнь и нравы людей?
2. Почему это составляет величайший грех?
Кто препятствует истинному познанию христианства, тот:
а) Поступает вопреки своему достоинству и назначению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.