Ахилл Татий - Античный роман

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Античный роман"
Описание и краткое содержание "Античный роман" читать бесплатно онлайн.
Стр. 524…обрекая вместе с тем весь свой род на гибель — намок на Троянскую войну, погубившую род царя Приама.
Прославленные ахейские вожди — вожди греков, сражавшихся под Троей.
Паламед — один из героев троянского цикла мифов. Одиссей и Агамемнон, завидовавшие его хитрости и уму, подбросили в его палатку золото и подложное письмо от троянского царя Приама, а затем обвинили Паламеда в предательстве, и народ побил его камнями.
Старец божественной мудрости — Сократ, который был обвинен в нечестии и развращении молодежи и приговорен к смерти.
Стр. 525. Кенхр ей — главная гавань Коринфа, в двух часах пути от города.
Сароническим морем — Апулей называет Эгинский (Саронический) залив Эгейского моря…
Колесница солнца уже обогнула последний столб на ипподроме дня. — Во время скачек колесницы должны были огибать столбы (меты), сюявшие на противоположных концах ипподрома.
Стр. 526…к царственному лику священной богини- то есть к Луне, которую в эпоху поздней античности отождествляли с Изидой.
…вновь дочь обретя. — Прозерпина (Персефона), дочь богини земледелия Цереры (Деметры), похищенная богом подземного царства, была возвращена матери по приказу Зевса (но половину каждого года она должна была проводить с супругом в преисподней) (см. также прим. к стр. 431, 432).
Сестра Феба (Аполлона) — Артемида, которая считалась, между прочим, покровительницей рожениц. Эфес в Малой Азии был главным центром ее культа.
Стр. 527. Прозерпина (Персефона) — отождествлялась с Гекатой, владычицей призраков и злых духов; вместе с ними носится она ночью повсюду, и испуганные собаки воем извещают о ее приближении.
…триликим образом своим, — Геката изображалась трехглавой. Возможно, однако, это намек на слияние в одном божестве трех богинь: небесной — Луны, земной — Артемиды и подземной — Персефоны.
…по различным рощам бродишь. — Рощи часто посвящались богине охоты Артемиде.
…о Прозерпина… проливающая. — Эта часть молитвы обращена к Луне (Селене).
…влажными лучами. — Луна считалась причиной и источником ночной росы.
…змеи…хлебные колосья… — атрибуты Цереры.
Черный плащ — мог быть эмблемой Луны (часть которой всегда покрыта тенью), подземной богини Прозерпины или оплакивающей Прозерпину Цереры.
Стр. 528. Медный погремок — систр (см. прим. к стр. 379).
…ча. ша в виде лодочки. — Корабль был священным символом Изи-ды — богини моря и покровительницы мореплавателей. Возможно также, что он символизировал разливы Нила.
…победных пальмовых листьев. — Пальма — эмблема победы.
…фригийцы, первенцы человечества — намек на знаменитый рассказ о египетском фараоне Псамметихе, который, желая установить, какое из человеческих племен самое древнее, приказал, чтобы двое новорожденных мальчиков были изолированы от людей и выкормлены козами. Первым сказанным этими детьми словом было «бекос» — «хлеб» по-фригийски. Это убедило фараона, что самый древний народ на земле — фригийцы.
Пессинунт — древний город Малой Азии; здесь чтили азиатскую богиню Кибелу, которая была отождествлена с Реей, Великой матерью богов (см. прим. к стр. 476).
…исконные обитатели Аттики. — Считалось, что афиняне — исконное население своей страны, Аттики, в то время как большинство племен, населяющих Грецию, — переселенцы из других мест.
…кекропической — Минерва (Афина), покровительница Афин, называется по имени Кекропа, легендарного основателя и первого царя Афин.
…критские стрелки. — Критяне славились меткостью стрельбы из лука.
Цчктинна — Артемида, которой критское предание приписывало изобретение рыбацких сетей (сети — по-гречески «диктюон»).
Трехъязычные сицилийцы — то есть говорящие на местном сицилий-ксш наречии, по-гречески л по латыни.
Рамнузия — богиня справедливою возмездия Немезида, главный рам которой ты водился в аттическом селения Рамяунт.
… эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца — то сть западные эфиопы (см. прим. к стр. 355).
Арии — народ, обитавший на юге современного Афганистана. Изида — первоначально египетская богиня, олицетворяющая плодо-одье Нильской долины, позднее — также богиня Луны. С распространи нем ее культа за пределы Р›ипта ее постепенно отождествляют с самы и разнообразными божествами, и. наконец, в глазах своих мноючис-енных почитателей она становится верховной владычицей всего сущего. Стр. 529…твое превращение не внушит никому подозрения… — Не-жиданное превращение могло вызвать подозрение в преступных з-аня иях магией или могло быть расценено как злое предзнаменование.
Ахеронт — река в царстве мертвых; в переносном смысле (как и десь): само подземное царство.
Елисейские поля, ичи Острова блаженных — по представлениям, ха ›актерным для поздней античности, место, где пребывают души людей, траведно проживших свою жизнь.
Стр. 530…вот Беллерофонт, а вот Пегас. — См. прим. к стр 46 °Cтр. 531 Сарапис — см. прим. к стр. 97.
Первый держал лампу… — Лампа могла быть символом как И. яТды Луны, так и Изидьг-Персефоны. Наконец, она могла символизировать свот истины и надежды.
пальмовая ве/въ и Меркуриев кадуцей — эмблемы бога Анубиса, как видно из описания этого бога в следующей главе. Египетский Апубис, проводник душ умерших в подземное царство, был отождествлен с Гер-мосом-Мерк›рием (отсюда — кадуцей). Пальма у египтян — эмблема ютрологии и магяи (Апубис, как и Гермес, — покровитель магов). Веялка — символ плодородия и в то же время чистоты. Амфора с чистой водой — посвящена олицетворяющему Нил и вооб-це воду Озирису, супругу Изиды, разделяющему с нею власть над миром. Стр. 532. Сразу же вслед за ним — корова. — В образе коровы почиталась древняя египетская богиня Хатхор, отождествленная с Изидой.
…искусно выгнутая урна. — Большинство ученых видит в этой урне „хгмвол соединения Изиды (в образе змеи) с Озирисом (полагают, что в урну была налита вода, может быть даже нильская).
Стр. 535. Пастофоры — египетские жрецы среднего ранга, во время религиозных процессий носившие изображения богов.
…священных деревьев — то есть лавра, мирта, оливы, розмарина. Стр. 536…приветствуя восходящее солнце. — Озириса отождествляли с боюм Солнца.
Стр. 537…рабу Кандиду соответствовал возвращенный мне конь который был белой масти. — «Кандидус» — по-латыни «белоснежный».
…воздерживаться от недозволенной и, нечистой пищи. — Посвященные в таинства Изиды не употребляли в пищу мясо некоторых животных, отдельные части туши и т. п.
Стр. 538. Изображения… животных — египетские иероглифы.
…узлами… переплетаясь и наподобие колеса изгибаясь. — По-чидимо-ыу, демотическое письмо — поздняя форма древнеегипетской скорописи.
Стр. 539. Стола — длинное просторное платье; в Риме его носили обыкновенно женщины. Число двенадцать указывает, вероятно, на двенадцать знаков Зодиака (ведь Изида- Луна, а Озирис — Солнце).
Гиперборейские грифоны. — Древние помещали сказочную страну гипсрбореев па Крайнем Севере (туда но долетает холодный ветер Борей) на границе нашего мира с миром антиподов.
Стр. 540…рока нерасторжимую пряжу распускаешь — намек на знаменитый греческий миф о трех богинях судьбы, которые прядут нить ниши: человека и решения которых непреложны.
Стр. 541. Лвгустова гавань — Остия в устье Тибра, порт Рима.
…накануне декабрьских ид — 12 декабря.
Святейший этот город. — В Риме было огромное количество храмов самых разнообразных богов.
Чтили под названием Полевой — по местоположению ее храма. — Храм Изиды находился на Марсовом поле.
Озирис — см. прим, к стр. 531, к слову амфора.
Тирс (жезл, уьитый плющом и листьями винограда и увенчанный сосновой шишкой) и плющ — эмблемы Диониса, отождествляемого с Озирисом.
Стр. 542…имя, не чуждое моим превращениям. — Осел по-латыни «азинус».
Мадавра — небольшой город в Северной Африке (ныне Мдаруш в Алжире), родина Апулея. Судя по тому, что герой романа из грека превратился в уроженца Мадавры, Апулей говорит теперь о себе самом. Таким образом, в начале следующей главы речь идет, по-видимому, о путешествии писателя в Афины, где он изучал философию, а затем в Рим
…голову выбрил вдобавок. — См. в гл. 10 одиннадцатой книги.
Стр. 543…из самого числа посвящений. — Представление о священном значении числа три характерно для многих религий (в том числе христианской) и мистических философских учений.
Облачение богини — стола, которая была на Луции во время посвящения.
Стр. 544…во времена Суллы — то есть 70-е годы I века до н. э.
С. Маркиш
Галерея
Левкиппа и Клитофонт. Б. Дехтерев
Левкиппа и Клитофонт. Б. Дехтерев
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Античный роман"
Книги похожие на "Античный роман" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ахилл Татий - Античный роман"
Отзывы читателей о книге "Античный роман", комментарии и мнения людей о произведении.