» » » » Андрей Платонов - Трагедии Финского залива


Авторские права

Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Трагедии Финского залива
Рейтинг:
Название:
Трагедии Финского залива
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
Издательский дом «Вече»
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Финского залива"

Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.



Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.






Днем 28 ноября на рейд Сууркюля пришла шхуна «Эрна», доставившая с Ханко 22 человека и 450 т груза. При попутном юго-западном ветре шхуна без всякого охранения совершила переход под мотором и парусами со скоростью 9 узлов. На следующий день, 29 ноября, из Ханко возвратились сторожевые корабли ЛK-2 и «Коралл» доставившие 400 эвакуированных и около 60 т угля, который тотчас перегрузили на готовившиеся к походу корабли четвертой группы.

К концу ноября в ВМБ Ханко продолжали находиться около 11 800 человек. Поскольку сроки эвакуации явно затянулись, ледовая обстановка ухудшалась, а также из-за тактических соображений решили всех оставшихся эвакуировать одновременно одним отрядом кораблей и судов. Около 2700 человек могли принять тихоходные корабли четвертой группы, а основную массу — свыше 9000 человек — турбоэлектроход «Иосиф Сталин», два обеспечивающих его переход эскадренных миноносца «Стойкий» и «Славный», семь базовых тральщиков, а также катера и буксиры эвакуируемой базы.

Операцию возглавил лично командующий КБФ перешедший для этого из Ленинграда в Кронштадт. Командование отрядом, в состав которого вошли транспорт «Иосиф Сталин», эсминцы и базовые тральщики, возложили на командующего эскадрой КБФ. Общее управление обоими дивизионами базовых тральщиков поручили командиру отряда траления капитану 3-го ранга В.П. Лихолетову.

Отряд под флагом командующего эскадрой КБФ с 26 ноября находился на рейде Сууркюля, но в течение трех дней пришлось ждать благоприятной погоды, и за все эти дни из-за свежего ветра не удалось уточнить поправки компасов и лагов. В наилучшем состоянии, как обычно, находились навигационные приборы на Т-210, на котором к тому же привыкли ходить головным. Но на переходе из Кронштадта к Гогланду (в ночь на 26 ноября) выяснилось, что во время производившегося в Ленинграде ремонта не удалось полностью устранить полученные 3 ноября повреждения, вследствие чего тральщик из-за вибрации корпуса не мог ходить с параван-тралом со скоростью свыше 10 узлов. Командир отряда траления сначала хотел использовать этот корабль в качестве обеспечивающего корабля без трала, но затем включил его в состав четвертой группы тихоходных кораблей.

На всех базовых тральщиках, участвовавших в походе 29 ноября — 4 декабря, имелись те или иные неисправности материальной части. Два корабля повредили корпуса и винты из-за посадки на мель, а три в штормовую погоду потеряли якоря. На Т-217 не удалось починить тральную лебедку и кран, вследствие чего скорость хода с параван-тралом была меньше, чем требовалось для траления в совместном строю. На Т-207 только что установили гирокомпас, но не успели отрегулировать его, а девиация магнитных компасов давно не проверялась. Прежде чем ветер засвежел, только на Т-205 и Т-218 25 ноября смогли уничтожить и определить девиацию компасов у восточного берега Гогланда. На все базовые тральщики приняли по четыре комплекта параван-тралов.

В связи с тем, что за последнее время произошли случаи подрыва кораблей на подсеченных или плавающих минах, на базовые тральщики и катера МО приняли светящиеся поплавки в виде стеклянной колбы со смесью фосфористого кальция с песком. На походе такие поплавки сбрасывались с борта в сторону обнаруженной плавающей или подсеченной мины и по линии передавалось: мина справа или мина слева. Сброшенная смесь в течение нескольких минут горела тусклым огнем.

Во второй половине дня 29 ноября ветер ослаб до 4 баллов, к 17:30 отряд выстроился в походный ордер и пошел в Ханко. Пять базовых тральщиков шли в строю двойного «минного» уступа двумя группами: первая — Т-218, Т-211 и Т-215 (брейд-вымпел командира 2-го дивизиона); вторая — Т-207 (с командиром отряда траления) и Т-205. Расстояние между группами — 3 кб, так что общая глубина строя двойного уступа по плану не должна была превышать 12 кб. В кильватерной колонне проводившихся кораблей головным шел «Стойкий» (флаг командующего эскадрой), который должен был держаться в 3 кб от концевого Т-205. Далее с интервалами в 2 кб следовали транспорт «Иосиф Сталин» и эскадренный миноносец «Славный», а за ним в качестве обеспечивающего корабля без трала Т-217. Один катер МО шел в голове «Стойкого», а остальные охотники как обычно, держались на дистанции 5 кб по обе стороны от проводившихся кораблей.

При принятых расстояниях между кораблями походный ордер уплотнили до предела, так что по плану общая его глубина не должна была превышать 25 кб, но из-за неожиданно частых встреч с минами практически она составляла от 30 до 38 кб.

В 22:15 при пересечении финского заграждения И-50 в шести милях юго-восточнее банки Калбодагрунд в трале ведущего Т-218 взорвалась мина, а затем были вытралены еще три мины; из них одна всплыла, а две взорвались в тралах Т-215 и Т-207. Ввиду обнаружения неисправности электрического управления рулевого устройства на Т-218 уменьшили скорость хода на три узла и перешли на ручное управление рулем. Около 3 часов, когда выяснилось, что для устранения неисправности потребуется много времени, Т-218 по приказанию командира отряда траления вышел из строя и вступил без трала в кильватер Т-217. Теперь с тралами шли только четыре тральщика. Пересекая на уменьшенном ходу финское заграждение И-7, они незаметно захватили тралами четыре мины и в течение нескольких минут буксировали их, пока мины не подсеклись.

Под северным берегом волна была небольшая, а взошедшая вечером луна светила слева по носу, давая отблеск впереди по курсу, поэтому плавающие и подсеченные мины своевременно обнаруживались и корабли легко уклонялись от них. Наоборот, по отношению к маяку Порккала и батареям Мякилуото, корабли отряда находились в затемненной части горизонта и, вероятно, по этой причине не были обнаружены противником.

Внимательное наблюдение за окружающей обстановкой, чем не могли похвалиться на других кораблях, позволило штурману эскадренного миноносца «Славный» около 23 часов определить свое место по крюйс-пеленгу на полузатонувший танкер № 11. Место оказалось в одной миле южнее рекомендованного курса, что не стало неожиданностью на эсминце, так как на нем с самого начала заметили, что ведущий Т-218 шел от Родшера на градус левее, чем следовало. Неизвестно, сообщили ли командиру отряда траления данные обсервации «Славного», но курс остался прежним. После того как Т-218 вышел из строя и ведущим стал Т-211 с его ненадежной девиацией компасов и непроверенной поправкой лага, на Т-207 взялись командовать временем изменения курса, но и на этом корабле не были уверены в достаточной точности своего счисления.

В конечном итоге поворот на курс 235° сделали в 23:33 в двух милях юго-восточнее расчетного места, что привело отряд на заграждение И-84. Две подсеченные мины всплыли, а две другие взорвались в тралах первой группы тральщиков.

Ко времени поворота на следующий курс (263,5°) ошибка в счислении в том же юго-восточном направлении достигла уже трех миль, из-за чего отряд прошел с востока на запад через все четыре колена зигзагообразной линии своего минного заграждения 12-А. С начала войны это был уже шестой и вместе с тем наиболее ярко выраженный случай попадания кораблей КБФ на свое минное поле. За короткий, двадцатиминутный промежуток времени, с 1:01 до 1:21 30 ноября, базовые тральщики вытралили 12 мин, из которых четыре взорвалось в тралах, а остальные восемь подсеклось.

Чтобы выйти из опасного района на рекомендованный курс, на ведущем Т-211 в 1:20 уклонились к северу по направлению к точке «Б». Но из-за незнания точного места не дошли до нее и в 1:32 повернули на курс 225°, находясь примерно в двух милях восточнее рекомендованного обходного пути. Только на «Славном», находясь в 1:38 на траверзе острова Найссар, сумели запеленговать его, но было уже поздно, так как корабли отряда ворочали последовательно влево. Уклонившись на повороте в сторону от тральной полосы «Славный» захватил параванным охранителем одну за другой две наши мины, из которых одна подсеклась сразу же, а другая была предварительно затащена на две мили к югу.

В общей сложности на своем заграждении 12-А вытралили 14 мин обр. 1926 г., поставленных на заданное углубление в 3 м. Несмотря на то, что мины этого образца легко вытраливались подсекающими тралами и параванными охранителями, а также ставились безопасными на поверхности, лучше было не проверять все это на собственном опыте[73].

Вскоре корабли отряда попали на следующее свое минное заграждение 11-А. Две мины, незаметно подсеченные на нем около 2:20 тралами, уже потом обнаружили проводившиеся корабли. Еще одна мина попала в параванный охранитель «Славного», почему-то опять вышедшего из тральной полосы. Опять же произошло затяжное подсечение мины, оттащенной на две мили в сторону от заграждения.

Закончились передряги этой довольно беспокойной ночи взрывами двух мин на линии И-57, происшедшими в 2:41 в трале Т-215 с потерей обоих параванов примерно в 2,5 мили южнее рекомендованного обходного пути III. Около 4:30 далеко на юго-западе обнаружили возвращавшуюся от острова Осмуссар канонерскую лодку «Лайне» с военным лоцманом, который и провел отряд к 7:30 на рейд Ханко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Финского залива"

Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.