Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трагедии Финского залива"
Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.
Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.
В 1:26, в то время как на «Славном» готовились взять поврежденный транспорт «Иосиф Сталин» на буксир, он подорвался носовой частью — вероятнее всего, на плавающей мине. При этом погибло много людей, находившихся в каютах III класса. Силой взрыва сорвало брашпиль. Отдался правый якорь на глубине моря около 70 м — но никто не знал, сколько вытравилось якорь-цепи, так как носовой отсек затопило водой и проникнуть в цепной ящик стало невозможно. Предполагалось, что якорь зацепился за дно — но на самом деле он либо не дошел до него, либо полз по грунту, и судно медленно дрейфовало на юго-восток. «Славный», командир которого не счел возможным продолжать маневрирование на минном поле, в 1:27 стал на якорь.
Проводка 3 декабря транспорта «Иосиф Сталин» за тралами через минное заграждение И-57
Получив по УКВ донесение о подрывах транспорта «Иосиф Сталин» на минах, командир отряда около 1:30 приказал «Славному» взять транспорт на буксир, а командиру отряда траления — послать в распоряжение командира «Славного» один тральщик. Последний, исходя из своей оценки обстановки, возвратил к транспорту Т-205, как единственный шедший в то время с исправным тралом. Подойдя около 2 часов к «Славному», тральщик получил приказание протралить район вокруг эсминца, а затем провести его за тралом к транспорту. При выполнении этого задания правый параван Т-205 в 2:16 оторвало взрывом мины происшедшим на расстоянии около 1 кб от борта эсминца, после чего траление продолжалось одним только левым полутралом.
Тем временем на поврежденном судне велась энергичная борьба за его живучесть: появившийся крен выровняли, запустили один турбогенератор и главную турбину правого борта. Судовая трансляционная сеть была повреждена, но находившийся на судне комиссар отряда транспортов организовал с помощью личного состава судна информацию многочисленных пассажиров о принимавшихся командованием мерах, что способствовало поддержанию порядка и сохранению спокойствия. Матросы, электрики, машинисты находились на своих постах. Чтобы отдавшийся якорь не помешал предстоявшей буксировке, начали перепиливать якорь-цепь ножовками, так как агрегат для электросварки погиб во время взрыва в носовой части судна. К 3:30 ползвена перепилили, а остальное собирались обломать после подачи буксиров на эскадренный миноносец «Славный».
После того как Т-205 дважды обошел с тралом сначала вокруг «Славного», а затем вокруг дрейфовавшего «Иосифа Сталин», снявшийся с якоря эсминец около 3:20 подошел к транспорту, находившемуся в это время примерно в 2,5 мили юго-восточнее места подрыва близ северной части нашего минного заграждения 11-А. Подача буксиров на несколько минут задержалась, так как пришлось уклоняться от обнаруженной вблизи транспорта плавающей мины. За это время, в 3:25 на расстоянии около полутора кабельтовых, заметили всплески двух снарядов. В 3:30 удалось наконец подать буксиры на «Иосиф Сталин», но через минуту их оборвало мощным взрывом, происшедшим в районе 2-го трюма транспорта, где сдетонировал находившийся в этом трюме груз артиллерийских боеприпасов.
Детонацию вызвало либо попадание артиллерийского снаряда, либо подрыв судна на мине. Трудно сказать с полной уверенностью, какая из этих причин имела место — но поскольку никто больше всплесков от падения снарядов не наблюдал, то скорее всего «Иосиф Сталин» в очередной раз подорвался на мине.
В 3:44 «Славный», не отходивший перед тем от транспорта, стал рядом с ним на якорь в определенной потом по пеленгам на береговые предметы точке Ш = 59°38′,8 и Д = 24°16′,7. Это место находилась в 2 кб к востоку от линии минного заграждения 11-А, в котором минные интервалы составляли 60 м. Между тем транспорт дрейфовал лагом к ветру, и поэтому имелась большая вероятность попадания его на мину даже в разреженной части заграждения.
В результате происшедшего в 3:31 взрыва транспорт «Иосиф Сталин» сильно погрузился носом, так что полубак ушел под воду, но и кормовая часть выступала над водой не более чем на 3 м. При таких условиях буксировка стала невозможна. По приказанию капитана на воду спустили шлюпки и несколько десятков заблаговременно заготовленных плотов, а командир «Славного» приказал обоим тральщикам и катерам МО снимать с транспорта людей. Сильное волнение крайне затрудняло подход кораблей к борту судна. Среди пассажиров поднялась паника. Многие из них, пытаясь спрыгнуть на палубу тральщиков или катеров, падали в воду и тонули.
В 4:40 к месту якорной стоянки эскадренного миноносца «Славный» подошли с севера Т-211 и Т-215, которые по приказанию вице-адмирала В.П. Дрозда повернули на обратный курс около 3 часов, когда отряд в составе эскадренного миноносца «Стойкий» и четырех тральщиков находился уже в 15 милях восточнее маяка Порккала. Получив от командира «Славного» приказание снять с транспорта как можно больше людей, Т-215 и Т-211 пошли к видневшемуся на юго-востоке судну, причем Т-211 поблизости от «Славного» подсек на заграждении И-А две наши мины.
Этот факт служит еще одним подтверждением, что наиболее вероятной причиной происшедшего в 3:31 катастрофического взрыва является мина, причем советская.
Приняв с транспорта «Иосиф Сталин» около 250 человек, Т-215 в 5:34 отошел от него. Произведенное на Т-215 определение места показало, что транспорт в 5:34 находился на параллели северной оконечности острова Найссар, на расстоянии в 6,2 мили к западу от Наргенского маяка. Следовательно, за четыре часа дрейфующее судно снесло на пять миль к юго-востоку по направлению к Сурупскому проходу. При не ослабевавшем северо-западном ветре направление дрейфа оставалось прежним и в последующие часы.
Эскадренный миноносец «Славный», принявший в Ханко почти 600 пассажиров и поэтому не участвовавший в снятии людей с транспорта, простоял на якоре в течение 3,5 часа. Ввиду приближения рассвета командир эсминца около 6 часов приказал по УКВ базовым тральщикам присоединиться к нему. В 7:05 «Славный» снялся с якоря и пошел к Гогланду за тралами Т-205 и Т-215. Двум другим тральщикам только теперь удалось, наконец, подойти одному за другим к борту транспорта. Т-211, уже имевший на борту 311 бойцов, принял еще 220 человек и в 7:17 отошел от борта. Получасом позднее то же самое сделал Т-217, вместе с принятыми в Ханко 309 эвакуируемыми на этом небольшом корабле оказалось 740 пассажиров. Оба тральщика, не обнаружив при ухудшившейся видимости уже ушедшего ранее эсминца, вскоре после 17 часов, самостоятельно порознь вернулись к Гогланду.
В этой ситуации произошла еще одна трагедия. Шедший от Гогланда на помощь гибнущему транспорту «Иосиф Сталин» малый охотник МО № 112, в темноте не дал светом своих опознавательных и был обстрелян эсминцем «Славный». Попаданием снаряда разрушило носовую часть, погибли пять и ранены три человека. Катер с большим трудом задним ходом дошел до Гогланда, на затем был там затоплен из-за невозможности перевода в Кронштадт.
Согласно отчету командования КБФ базовые тральщики и катера МО к рассвету 3 декабря сняли с транспорта «Иосиф Сталин», с плотов и шлюпок 1740 эвакуируемых, а также часть экипажа транспорта. Согласно донесению командира МО № 237 этот катер, имея на борту комиссара отряда транспортов, в 8:30 в третий раз подошел к дрейфовавшему судну, с которого сообщили, что оно может еще долго продержаться на плаву, и просили поскорее прислать от Гогланда корабли для снятия людей, а также авиацию для прикрытия с воздуха. В 8:50 катер МО № 237 отошел от транспорта, и с этого времени связь с судном была потеряна.
Группу кораблей, во главе со «Стойким», в 2:09 обстреляла с дистанции в 90 кб 305-мм батареей Мякилуото. Снаряды падали в 20-100 м от эсминца. Катера МО искусно прикрыли его дымовой завесой, что заставило батарею в 2:23 прекратить огонь. В 3:32 далеко за кормой «Стойкого» послышался сильный взрыв (детонация боеприпасов на транспорте), а в 3:49 заметили взрыв справа по курсу (подрыв на мине сторожевого корабля «Вирсайтис»). При пересечении одного из финских минных заграждений, поставленных в северной части Юминдского минного поля, в трал Т-218 незаметно попала мина, обнаруженная только утром при уборке трала в районе Родшера. Пришлось обрубить трал вместе с застрявшей в нем миной. Около 14 часов «Стойкий» стал на якорь на рейде Сууркюля.
Менее гладко прошло возвращение остальных кораблей отряда командующего эскадрой. В 8:18 в восьми милях юго-восточнее маяка Порккала на «Славном» заклинило руль в положении «право на борт». Пришлось уменьшить ход до 3–4 узлов, обрубить перепутавшиеся тралящие части параванного охранителя и идти, управляясь машинами. Две попытки Т-205 взять эсминец на буксир из-за большой волны не увенчались успехом. Начавшийся в 9:06 обстрел с батареи Мякилуото благодаря поставленной катерами МО дымовой завесе вскоре прекратился. В 10:25 артиллерийским огнем отогнали самолет противника. Немного позднее привели руль в положение «прямо», что позволило увеличить ход до 8-10 узлов и поставить запасный параванный охранитель.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трагедии Финского залива"
Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"
Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.