Уильям Холмс - Победа под водой
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Победа под водой"
Описание и краткое содержание "Победа под водой" читать бесплатно онлайн.
В ночь на 12 октября у мыса Эсперанс произошел бой между кораблями соединения Скотта и японскими крейсерами и эсминцами. Радиолокация помогла Скотту внезапно атаковать японское соединение. В ночном бою японцы потеряли крейсер "Фурутака", а американцы -эсминец "Дункан". На следующий день пикирующие бомбардировщики с аэродрома Гендерсон потопили два японских эсминца, которые пытались подобрать людей с гибнущих кораблей. По американскому эсминцу "Макколла", занявшемуся спасением японцев, подводная лодка "I-2" выпустила торпеду, но промахнулась. Во время этого ночного боя многие корабли США и Японии получили повреждения.
Бой у Санта-Крус
11 октября адмирал Нагумо вывел с островов Трук соединение кораблей, которое по своему составу было самым крупным со времени боя у Мидуэя. В ночь на 14 октября линейные корабли "Конго" и "Харуна" обстреляли 356-мм снарядами аэродром Гендерсон, уничтожив более половины самолетов и почти все запасы авиационного горючего. Японское командование развернуло также на позициях в районе между Эспириту-Санто и Соломоновыми островами 15 подводных лодок. День "Д" был назначен на 22 октября, но из-за напряженных боев эту дату пришлось отодвинуть. В непрерывных стычках обе стороны понесли потери в легких силах флота и в авиации.
18 октября вице-адмирал Хэлси сменил вице-адмирала Гбрмли на посту командующего американскими военно-морскими силами в южной части Тихого океана. Чтобы воспрепятствовать действиям сил Нагумо, Хэлси выслал в район к северу от Санта-Крус соединение в составе двух авианосцев, двух линейных кораблей, шести крейсеров и четырнадцати эсминцев. 25 октября прошел слух, что аэродром Гендерсон якобы захвачен японскими войсками. Нагумо, который ждал этого сообщения, выслал группу бомбардировщиков и истребителей, поднятых с авианосца, для посадки на аэродром. Одновременно Нагумо повел свое соединение в составе пяти авианосцев, четырех линкоров, одиннадцати крейсеров и двадцати семи эсминцев в южном направлении для нанесения решающего удара. Появившиеся над Гуадалканалом японские самолеты убедились в том, что сообщение о захвате японцами аэродрома преувеличено. Более того, поднятые в воздух американские истребители сбивали японские самолеты. Вслед за этим морская пехота и армейские части очистили захваченную часть аэродрома, уничтожив при этом 2-ую японскую дивизию.
26 октября произошел бой между авианосными силами США и Японии, получивший название боя у Санта-Крус. В этом бою японская сторона не потеряла ни одного корабля, в то время как США потеряли авианосец "Хорнет". Кроме того, в ходе боя японская подводная лодка атаковала торпедами американский эсминец "Портер". Эсминец получил тяжелые повреждения, и его после снятия экипажа пришлось потопить артиллерийским огнем. Однако самым важным итогом боя была потеря японцами более 100 самолетов и летчиков. Обе стороны вывели свои поврежденные корабли за пределы действия авиации, и на этом бой закончился.
Другие действия японских подводных лодок
Действия японских подводных лодок в сентябре были успешными, но в октябре они оказались скромнее. "I-26" использовалась в качестве заправщика для гидросамолетов, осуществлявших поиск в районе острова Шортленд в течение первой половины месяца. 14 октября "I-7" обстреляла Эспириту-Санто. Этот обстрел был проведен в качестве отвлекающего мероприятия. Основным здесь являлся обстрел Гуадалканала линейным кораблем. То же самое было предпринято 23 октября - в день, когда японцы планировали захват аэродрома Гендерсон. Но попытка отвлечь внимание противника успеха не имела. 21 сентября в южную часть Соломоновых островов прибыла "I-22". 1 октября она доложила об обнаружении конвоя. 5 октября подводная лодка исчезла.
Первый большой успех в октябре выпал на долю "I-176". 20 октября на полпути между островами Эспириту-Санто и Сан-Кристобаль она обнаружила крупное оперативное соединение. Ночью лодка атаковала один из крупных кораблей и донесла о потоплении линкора типа "Техас". Но она ошиблась. В это время в южной части Тихого океана американских линейных кораблей не было. На самом деле лодка повредила крейсер "Честер", который пришлось отослать в ремонт в США. Таким образом, лодка на несколько месяцев вывела крейсер из строя.
Американские подводные лодки в октябре
Путем увеличения числа подводных лодок, базировавшихся на Брисбен, американскому командованию удалось уравнять численность подводных лодок США и Японии в южной части Тихого океана. И все же японские боевые корабли не ощущали угрозы со стороны подводных лодок. Более серьезная обстановка складывалась для вспомогательных судов. 1 октября "Стёрждон" (командир Пьезентковский) потопил авиатранспорт "Катсураги-мару" (8033 тонны). Подводная лодка "Скалпин" пустила на дно два судна, а "Гаджон" потопил одно. Но наибольшую активность в южной части Тихого океана проявила под-водная лодка "Эмберджек" (командир Боул).
6 октября эта лодка вышла для разведки в район атолла Гринвич, расположенного между островами Трук и Соломоновыми. Выполнив задачу, она взяла курс на Новую Ирландию. По пути "Эмберджек" потопил грузопассажирский транспорт "Сенкай-мару" (2095 тонн). Прибыв 10 октября в район Кавиенга, лодка обнаружила в гавани два японских судна. С дистанции 3200 метров лодка выстрелила по цели четыре торпеды. Одно судно ("Тенрю-мару") получило повреждение, а бывшая плавучая китобойная база "Тонан-мару" No2 (19000 тонн) затонула на мелководье. "Тонан-мару", которую японцы использовали в качестве танкера, позже была поднята, отбуксирована на ремонт в Японию и затем через продолжительное время снова введена в строй.
16 октября подводную лодку "Эмберджек" направили на разведку в район острова Ошен, а затем на Эспириту-Санто для подготовки к выполнению специального задания. Дело в том, что положение с горючим на Гуадалканале было критическим. Переброска горючего надводными кораблями стоила слишком больших усилий, а подача его по воздуху оказалась делом малопродуктивным, приводившим к тому, что на острове постоянно ощущалась нехватка горючего, а это заставляло прибегать к экстренным мерам. Подготовка лодки на Эспириту-Санто заключалась в том, что две ее топливные цистерны были очищены под авиационное горючее. Приняв около 25 тонн авиационного бензина, 200 бомб и несколько летчиков, подводная лодка вышла на Гуадалканал.
25 октября "Эмберджек" прибыл в пролив Железное Дно, расположенный между островами Саво и Гуадалканал, причем почти одновременно с тремя японскими эсминцами. Два старых четырехтрубных эсминца, переоборудованных в минные заградители, осыпаемые градом снарядов, поспешили уйти из канала Силарк, но буксир и баржа, разгружавшие предметы снабжения, были потоплены. Эту картину в перископ наблюдал Боул. Японские эсминцы находились слишком далеко для атаки их торпедами. Имея 30-узловой ход, они пришли и ушли раньше, чем "Эмберджек" смог сделать что-либо для сближения. На следующий день подводная лодка пришла на остров Флорида и выгрузила груз и людей.
Октябрь, оказался самым черным месяцем для японского судоходства за весь предшествующий период войны. Япония потеряла 31 судно общим тоннажем 176997 тонн, из них 26 судов были уничтожены американскими под-водными лодками. Действия американских подводных лодок на японских морских коммуникациях имели большое значение, поскольку нехватка транспортных средств в конечном итоге оказала большое влияние на исход операций в южной части Тихого океана.
Глава XII. Ноябрь - декабрь 1942
Бой у Гуадалканала
В октябрьских боях на Гуадалканале 2-ая японская дивизия была полностью разгромлена, и японцы вынуждены были перебросить на остров другую дивизию. В период со 2 по 10 ноября "токийский экспресс" высадил на Гуадалканал 38-ую дивизию. Американский адмирал Тернер в свою очередь на транспортах, охраняемых крейсерами и эсминцами, перебросил на остров артиллерию, снабжение и войска. Действия сторон по обеспечению своих войск на острове привели к ряду боев между легкими силами флота и авиацией. Но все эти бои носили характер мелких стычек по сравнению с тем, что назревало.
"Токийский экспресс", не мог перебрасывать на Гуадалканал в нужном количестве танки, тяжелую артиллерию и снабжение для обеспечения всех имевшихся на острове японских войск. Поэтому японское командование решило использовать для этой цели транспорты. Собрав в Буине (остров Бугенвиль) 12 транспортов, японцы направили их в пролив Тэ-Слот под прикрытием крупных надводных сил, базировавшихся в Рабауле (остров Новая Британия) и на островах Трук. Американская и японская стороны имели достаточно организованную разведку и поэтому хорошо знали действия друг друга.
11 ноября Тернер привел на Гуадалканал два конвоя, в составе сил охранения которых находились крейсера и эсминцы под командованием контр-адмирала Каллахэна. На пути к острову конвои подверглись атаке японской авиации. Во время разгрузки транспортов Тернер получил донесение от береговых наблюдателей о подходе главных сил противника. Транспорты быстро разгрузили и вывели из пунктов разгрузки. Корабли Каллахэна, прикрывая отход транспортов, вступили в ночной бой с японским соединением, который велся на дистанции стрельбы прямой наводкой. Япония потеряла линкор "Хией" и два эсминца. США - крейсер "Атланта" и четыре эсминца. Многие корабли обеих сторон получили повреждения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Победа под водой"
Книги похожие на "Победа под водой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уильям Холмс - Победа под водой"
Отзывы читателей о книге "Победа под водой", комментарии и мнения людей о произведении.