Уильям Холмс - Победа под водой
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Победа под водой"
Описание и краткое содержание "Победа под водой" читать бесплатно онлайн.
В ночь на 14 ноября японские крейсера возвратились для обстрела аэродрома Гендерсон. Днем 14 ноября по отходившим японским крейсерам нанесли удар самолеты с аэродрома Гендерсон и авианосца "Энтерпрайз". Они потопили крейсер "Кинугаса" и повредили несколько других кораблей. Несмотря на это, двенадцать японских транспортов продолжали следовать проливом Тэ-Слот. Авиация с аэродрома потопила восемь транспортов, однако остальные четыре тяжело поврежденные транспорта сумели выброситься на мель у Гуадалканала и выгрузить по крайней мере часть груза.
Оставшиеся в строю японские корабли, которые отошли после ночного боя с кораблями Каллахэна, вернулись к транспортам. В полдень 14 ноября подводная лодка "Траут", патрулировавшая вблизи острова Санта-Исабель, установила контакт с кораблями японского оперативного соединения. Позднее она атаковала торпедами один из кораблей противника, но промахнулась. Вскоре после атаки "Траут" донес об обнаружении японского соединения, подтвердив ранее полученное американским командованием донесение от самолета-разведчика о подходе японских кораблей. В ту же ночь в проливе Железное Дно между японским и американским соединениями (последнее включало два линкора и четыре эсминца) произошел бой. Японский линкор "Кирисима" и эсминец были потоплены артиллерийским огнем. Американская сторона потеряла четыре эсминца. Четырехдневное сражение убедило японское командование в том, что обеспечить доставку снабжения на Гуадалканал транспортами невозможно. Но оно не думало о капитуляции здесь и изыскивало другие пути, чтобы продолжать подбрасывать на остров подкрепление и снабжение.
Действия японских подводных лодок в районе Соломоновых островов в ноябре
Японские подводные лодки активно поддерживали действия своих надводных сил. 8 ноября гидросамолеты, поднятые с японских подводных лодок, обнаружили подходившее к Гуадалканалу оперативное соединение адмирала Скотта. "I-122" передавала топливо летающим лодкам в районе рифов Индиспенсейбл. Три японские подводные лодки ("I-16", "I-20" и "I-24") получили приказ войти в пролив Индиспенсейбл и выпустить сверхмалые подводные лодки для атаки стоявших на якоре у Гуадалканала американских судов. 7 ноября был атакован торпедами транспорт "Мэджэбэ". Ему удалось выброситься на берег. Американским эсминцам удалось повредить "I-20". Японское командование объявило о потоплении японскими подводными лодками транспорта и эсминца. Только одна сверхмалая подводная лодка вернулась на матку. 28 ноября "I-16" снова выпустила сверхмалью подводные лодки. Они атаковали и сильно повредили грузовое судно "Алчибэ", которое, выбросившись на берег, горело в течение четырех дней. Это был наибольший успех японских сверхмалых подводных лодок за весь период военных действий на Тихом океане.
Пять японских подводных лодок ("I-15", "I-17", "I-28", "I-172" и "I-175") находились на позициях с задачей перехвата американских судов, доставлявших на остров подкрепления. В ночь на 10 ноября старый четырехтрубный тральщик "Саутхард", шедший с грузом снабжения на Гуадалканал, вблизи острова Сан-Кристобаль внезапно обнаружил японскую подводную лодку, находившуюся в надводном положении. Под огнем тральщика лодка погрузилась. Вскоре тральщик установил с ней гидроакустический контакт и атаковал ее глубинными бомбами. Но на этот раз лодке удалось уклониться. Однако через некоторое время она вновь была обнаружена и атакована. Лодке пришлось всплыть, после чего она была уничтожена артиллерийским огнем.
Утром 14 ноября оставшиеся четыре японские подводные лодки все еще находились на своих позициях, когда из пролива Железное Дно вышли сильно поврежденные в ночном бою американские крейсера. Впереди крейсеров на дистанции около 3500 метров шли два поврежденных в ночном бою эсминца. Эсминцы выполняли задачу ПЛО крейсеров. Около 10.00 эсминец "Стеретт" установил гидроакустический контакт с подводной лодкой и атаковал ее глубинными бомбами, но безуспешно. Часом позже "I-26" выпустила торпеды по крейсеру "Сан-Франциско". Торпеды, пройдя по носу "Сан-Франциско", попали в борт крейсера "Джюно". И без того сильно поврежденный крейсер сразу же пошел ко дну. Не вернулись с патрулирования в этом районе и две японские лодки - "I-15" и "I-172". Японцы считают, что "I-15" была потоплена 11 ноября тральщиком "Саутхард", однако в США считают, что тральщик потопил не "I-15", а "I-172".
Бой у Тассафаронга
Японцы продолжали использовать эсминцы для переброски на Гуадалканал подкреплений и снабжения, что в конечном итоге привело к бою у Тассафаронга 30 ноября - последнему крупному бою в проливе Железное Дно. 29 ноября американское соединение в составе пяти крейсеров и шести эсминцев под командованием контр-адмирала Райта вошло в пролив, имея задачей не допустить высадки японского десанта на Гуадалканал, которая, по американским данным, должна была произойти у Тассафаронга, вблизи долины Лунга. Ночью 29 ноября восемь японских эсминцев под командованием контр-адмирала Танаки оставили Буин и взяли курс на Гуадалканал. Таким образом, встреча оперативных соединений произошла как бы по договоренности. Радиолокаторы на американских кораблях позволили им атаковать японские корабли торпедами и артиллерией, прежде чем противник сумел обнаружить американское соединение. Тем не менее эсминцам Танаки удалось потопить торпедами "Нортхемптон" и нанести тяжелые повреждения трем другим американским крейсерам. Японцы потеряли эсминец.
Это была, безусловно, победа японцев. Но и после нее они не смогли, используя ночные рейды эсминцев, успешно решить задачу снабжения войск на Гуадалканале. Днем этому мешала авиация с аэродрома Гендерсон, а ночью торпедные катера, базировавшиеся на Тулаги. 3 декабря в очередной рейс на Гуадалканал вышли восемь японских эсминцев. Они подверглись атаке самолетов-бомбардировщиков и торпедоносцев, но сумели все же выгрузить в Тулаги недельный запас риса. Авиация повредила только один эсминец. Несмотря на некоторые удачные рейсы, подобные выполненному 3 декабря, японские войска на Гуадалканале были посажены на голодный паек - сначала на одну треть, а потом на одну шестую дневного рациона риса, в результате чего с каждым днем в войсках становилось все больше небоеспособных. 7 декабря Танаки снова вышел на Гуадалканал с десятью эсминцами со снабжением. Американская авиация и торпедные катера атаковали противника, повредив два эсминца. Японское соединение вынуждено было повернуть на обратный курс и отказаться от выполнения своей задачи. 12 декабря японское командование предприняло очередную попытку доставить снабжение на остров с помощью эсминцев. Однако, будучи атакованными торпедными катерами и потеряв эсминец, японские корабли вынуждены были повернуть на обратный курс, так и не выполнив задачи. Действия торпедных катеров в районе острова Новая Гвинея создали тяжелое для японской стороны положение со снабжением своих войск и в этом районе. В создавшихся условиях в решении задачи снабжения голодающих японских войск все большее значение приобретали подводные лодки.
Организация подводных сил США в южной части Тихого океана
Эскадренные подводные лодки, вышедшие из Пирл-Харбора для усиления подводных сил в южной части Тихого океана, базировались теперь на Брисбен. После пересечения экватора они поступили в оперативное подчинение Кристи. Сознавая необходимость координации действий надводных, воздушных и подводных сил, адмирал Нимиц назначил Кристи командиром оперативного соединения с подчинением командующему флотом южной части Тихого океана (Хэлси). Все подводные лодки, базировавшиеся на Брисбен, находились под командованием Кристи. В то же время в составе флота юго-западной части Тихого океана (силы генерала Макартура), базировавшегося на базы восточного берега Австралии, не было ни одной подводной лодки. Макартур высоко ценил подводные лодки и настаивал на том, чтобы в его распоряжение, была выделена группа подводных лодок, которую он мог бы использовать для обороны Новой Гвинеи. С этой целью в распоряжение Макартура выделили шесть подводных лодок. Однако они продолжали оставаться в оперативном подчинении Кристи. При этом не указывалось, какие именно лодки Макартур может использовать, но он имел право в любое время направить шесть подводных лодок в намеченные им районы патрулирования.
В декабре 1942 года Кристи получил назначение на должность начальника минно-торпедной станции в Нью-порте (штат Род-Айленд). 23 декабря место командира 42-го оперативного соединения (командир подводных сил в Брисбене) занял капитан 2 ранга Файв. Файв подчинялся и Нимицу - через командующего флотом южной части Тихого океана (Хэлси), и Макартуру - через командующего флотом юго-западной части Тихого океана. Файв оказался в весьма щекотливом положении. Однако двойственность подчинения позволила ему довольно легко, без излишней формальности переводить подводные лодки из южной части Тихого океана в юго-западную и обратно, что облегчало задачу правильного использования лодок. Но эта же двойственность подчинения создавала и свои трудности. Дело в том, что из-за большого расстояния между Брисбеном и Нумеа, где находился штаб командующего флотом южной части Тихого океана, Файв часто оказывался без нужной информации, которая позволила бы ему найти наилучший вариант использования подводных лодок в районе Соломоновых островов. Из-за большого числа различных командных инстанций между армейскими ВВС на Новой Гвинее и командиром подводных сил в Брисбене самолеты-бомбардировщики ВВС часто имели поверхностную информацию о позициях американских подводных лодок в районе Новой Гвинеи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Победа под водой"
Книги похожие на "Победа под водой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уильям Холмс - Победа под водой"
Отзывы читателей о книге "Победа под водой", комментарии и мнения людей о произведении.