Уильям Холмс - Победа под водой
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Победа под водой"
Описание и краткое содержание "Победа под водой" читать бесплатно онлайн.
Результаты действий лодок отражают это положение. К концу декабря 1942 года подводные лодки США потопили 142 японских судна. Дать сравнительные данные действий японских лодок в этом направлении трудно. В Индийском океане, например, группа японских подводных лодок действовала совместно с немецкими лодками. По своим результатам эти действия были разрушительными. Но на Тихом океане японские лодки смогли потопить в течение года всего лишь несколько грузовых судов.
Японские лодки в результате концентрации своих усилий против крупных американских кораблей добились серьезных успехов. Последовавшее затем использование большого числа лодок в транспортных целях изменило положение. Американские подводные лодки использовались также при выполнении специальных заданий (часто удачно) и вместе с тем настойчиво решали задачу уничтожения морских транспортных средств Японии.
В 1942 году нехватка транспортов у Японии снизила ее наступательный пыл. Потопление ежемесячно в течение 1942 года десяти японских транспортов нельзя считать большим достижением американских подводных лодок, но этого оказалось достаточно, чтобы создать для Японии неблагоприятные условия. Потери в транспортах все возрастали, а с началом 1943 года они начали принимать угрожающие размеры.
К январю 1943 года большая часть американских подводных лодок получила новую радиолокационную станцию. На японских тяжелых кораблях к концу 1942 года также имелись радиолокаторы, однако прошло много времени, прежде чем радиолокационные станции поступили на вооружение японских подводных лодок. Япония сильно отставала в электронном вооружении. Позже японцы объясняли превосходство американских подводных лодок наличием на них радиолокационных станций, и надо сказать, этот фактор имел немаловажное значение. Не следует, однако, забывать, что Япония обладала более совершенными оптическими приборами и более качественными торпедами. Все возраставшую эффективность действий американских подводных лодок нельзя, конечно, объяснить только материальными факторами. Дело в том, что американские подводные силы были подготовлены лучше, чем думали японцы. В первый год войны японская противолодочная оборона улучшилась незначительно. Организованные силы охранения были слабыми и неэффективными, и защита морских коммуникаций находилась, по существу, в ведении командиров военно-морских районов и командующих флотами районов. По выходе из района ответственности местного командира японские суда нередка оказывались предоставленными самим себе. В деле защиты от лодок противника они могли рассчитывать только на обходные пути, свое оружие и противолодочный зигзаг. Лишь самые старые и менее всего годные для боевой деятельности эсминцы и небольшие корабли назначались для охранения транспорт тов. Объединенный японский флот включал все лучшие эсминцы. Основные соединения флота имели хороший эскорт, но эсминцы Объединенного флота с презрением относились к решению задач охранения небоевых кораблей.
Подводные лодки США против японских сил охранения
Вначале эсминцы противника в списке объектов американских подводных лодок занимали одно из последних мест. Однако в ходе охоты друг за другом они довольно часто входили в боевое соприкосновение. В течение 1942 года американские подводные лодки потопили четыре эсминца и повредили три. Кроме того, они потопили два старых эсминца, переклассифицированных в охотники за подводными лодками. В 1942 году США потеряли три подводные лодки: одна была потоплена японским эсминцем, а две другие - японскими кораблями легких сил. И все же успех был на стороне американских подводных лодок. В первый месяц нового года столкновения между подводными лодками США и японскими легкими силами участились.
Подводная лодка "Триггер" (командир Бенсон), поставив в декабре мины, направилась к входу в Токийский, залив на патрулирование. 10 января здесь был обнаружен японский эсминец "Окиказе", который начал преследовать лодку. Однако "Триггеру" удалось выпустить по нему три торпеды, из которых две попали в цель, и эсминец затонул.
Потеря "Аргонота"
В тот же день подводной лодке "Аргонот" (командир Пирс), патрулировавшей юго-восточнее острова Новая Британия, не повезло в бою с японскими противолодочными силами. Об этом боевом эпизоде известно многое, поскольку свидетелем его оказался летчик армейского самолета США. Экипаж самолета видел, как подводная лодка атаковала японский конвой из пяти транспортов, шедших в охранении эсминцев. Он донес, что наблюдал попадание торпеды в один эсминец и взрывы на двух других. Эсминцы ответили серией атак глубинными бомбами, в результате чего лодка получила очень большой дифферент на корме и из-под воды на мгновение показался ее нос. Было ясно, что лодка погибла. В последующем все попытки связаться с "Аргонотом" оказались безуспешными. Японские данные об атаке подводной лодки глубинными бомбами и артиллерийским огнем по времени и месту примерно совпадают с донесением армейского самолета, наблюдавшего бой. Сообщений о потоплении или повреждении каких-либо японских кораблей не поступило. Несомненно, это был конец "Аргонота", первой американской подводной лодки, погибшей со времени потопления "Груниона" в районе Алеутских островов в июле 1942 года.
Прорыв американских подводных лодок в японские гавани
В январе подводные лодки США стали проникать в японские порты для атаки тех целей, которые они не могли поразить в открытом море. Подводная лодка "Траут " (командир Рамэдж) находилась на патрулировании в районе Мири (северо-западная часть острова Борнео). Рамэдж обнаружил стоявший на якоре танкер там, где маневрировать в подводном положении было нельзя. Он решил провести лодку в надводном положении в ночное время. В ту же ночь лодка всплыла и произвела полную зарядку аккумуляторов. Затем "Траут" в надводном положении двинулся в район цели. Движение подводной лодки осталось незамеченным. "Траут" выстрелил четыре торпеды, две из которых достигли цели. Как выяснилось, лодка тяжело повредила танкер "Куокиуо-мару" (17 500 тонн). Позже японцы отремонтировали его и ввели в строй.
"Уоху" у Вевака
16 января подводная лодка "Уоху" под командованием нового командира Мортона покинула Брисбен. "Уоху" нес полный запас торпед -24: 16 в носу и 8 в корме. Подводная лодка получила приказ на патрулирование в районе Палау (правда, она не попала туда) и по пути разведать гавань Вевак, расположенную на северном берегу Новой Гвинеи. Считалось, что подобное разведывательное задание можно выполнить наблюдением в перископ. 19 января, когда лодка находилась на переходе, японцы высадились в Веваке, что сделало разведку данного пункта крайне важной.
Новый командир лодки указание о разведке гавани понял так, что ему надо пройти в гавань и осмотреть ее. Однако на мелкомасштабных картах Новой Гвинеи, которыми была снабжена лодка, Вевака не оказалось. Не имелось этого названия и в лоции по Новой Гвинее. Старшина-моторист, когда лодка стояла в Брисбене, купил школьный учебник географии, в котором указывалось, что Вевак находится в заливе Виктория на северовосточном побережье Новой Гвинеи. Установив это, Мортон увеличил мелкомасштабную карту района залива Виктория и нанес на нее все данные из лоции. После этого он решил, что можно проникнуть в Вевак.
В 03.30 24 января "Уоху", находясь в 2,5 мили от входа в залив Виктория, погрузилась и в подводном положении пошла к входу в залив, ведя наблюдение в перископ, который старший помощник командира лодки осторожно, но довольно часто поднимал и опускал. Вначале в поле зрения лодки ничего не появлялось, но в 13.18 старший помощник О'Кэйн обнаружил мачты какого-то корабля. Это был эсминец "Хэрусэме" (установлено позже по японским документам). Мортон решил оставаться на глубокой воде и выстрелить торпеду с дальней дистанции по неподвижной цели. Однако перед самым пуском торпеды О'Кэйн обнаружил, что эсминец не стоит, а идет в направлении лодки. Быстро произведя перерасчет, Мортон дал залп тремя торпедами с дистанции около 1600 метров, но торпеды прошли мимо по корме, так как в спешке командир неправильно оценил скорость противника. Приняв скорость эсминца равной 20 узлам, Мортон выпустил четвертую торпеду, но эсминец уклонился, и она прошла мимо. "Хэрусэме", развернувшись, пошел на перископ подводной лодки. Мортон, выждав, пока дистанция до приближавшегося эсминца сократилась до 1100 метров, выстрелил еще одну торпеду, но и она прошла мимо цели. В носовых торпедных аппаратах лодки оставалась всего одна торпеда, а использовать кормовые аппараты было нельзя. Между тем эсминец явно шел на таран. Когда расстояние между кораблями сократилось до четырех кабельтовых (за это время торпеда должна была прийти в боевое состояние), Мортон выстрелил торпеду "прямо в глотку" эсминцу. Все это напоминало дуэль на пистолетах: если бы лодка промахнулась, атака эсминца оказалась бы почти наверняка гибельной для лодки, а попадание торпеды, по всей вероятности, обрекало на гибель эсминец. Командир лодки считал, что любое действие эсминца после пуска лодкой торпеды, по всей вероятности, будет неправильным, а это должно дать преимущества лодке: надо сказать, что очень немногие командиры эсминцев в подобной ситуации не предпринимали того или иного маневра. На этот раз, пытаясь уклониться, эсминец переложил руль на борт и получил торпеду в середину. Снимки, сделанные подводной лодкой, показали, что тяжело поврежденный эсминец, двигаясь к берегу, затонул. Позже его подняли и ввели в строй, а через восемнадцать месяцев самолеты ВВС США вновь потопили его.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Победа под водой"
Книги похожие на "Победа под водой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уильям Холмс - Победа под водой"
Отзывы читателей о книге "Победа под водой", комментарии и мнения людей о произведении.