» » » » Александр Заблотский - Советские ВВС против кригсмарине


Авторские права

Александр Заблотский - Советские ВВС против кригсмарине

Здесь можно купить и скачать "Александр Заблотский - Советские ВВС против кригсмарине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Заблотский - Советские ВВС против кригсмарине
Рейтинг:
Название:
Советские ВВС против кригсмарине
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5065-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советские ВВС против кригсмарине"

Описание и краткое содержание "Советские ВВС против кригсмарине" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена малоизвестным эпизодам советско-германского противоборства на море в годы Великой Отечественной войны. На основе ранее не публиковавшихся документов из отечественных и зарубежных архивов авторы попытались беспристрастно осветить бои прошедшей войны, честно признавая допущенные при этом ошибки и спокойно описывая взятые в бою победы.






К сожалению, доступные нам материалы позволяют утверждать, что налет 27 июля стал последним эффективным ударом советской авиации по Хебуктену. Вообще, надо отметить, что действия ВВС Северного флота против авиации противника на земле в 1941 году были весьма удачны. Совершив за полгода всего 27 самолето-вылетов (из них большинство именно по этой авиабазе), североморцы вывели из строя как минимум пять машин[6]. Увы, в последующем повторить этот успех не удалось, и в целом ситуация изменилась в худшую сторону. Это, во-первых, связано с усилением как ПВО аэродрома, так и с увеличением общего состава сил люфтваффе на Севере. Во-вторых, на результативность действий по Хебуктену повлияло то, что основное внимание командование ВВС СФ стало уделять передовому немецкому аэродрому Луостари. Ну и, в-третьих, следует признать, что иногда нашим летчикам просто не хватало военного счастья. Как следствие резко выросли потери. Очень показателен случай 26 апреля 1942 года, когда, перехватив ударную группу из семи Пе-3 95-го полка, немецкие истребители сбили пять машин.

Итак, перейдем к действиям по Хебуктену нашей авиации во втором году войны. Следует особо оговорить, что в ряде случаев мы будем говорить и о действиях авиации 14-й армии и АДД. Дело в том, что эти части оперативно подчинялись ВВС СФ на период проводки союзных конвоев. Всего, по нашим подсчетам, за 1942 год советская авиация совершила на аэродром Хебуктен 24 налета, выполнив в общей сложности 140 самолето-вылетов.

За весь 1942 год достоверно установлено всего четыре случая, когда в результате налета на Хебуктене был нанесен реальный урон самолетам люфтваффе. Первый случай зафиксирован 25 апреля. В этот день на земле был поврежден «Юнкерс-87» из I./StG5. Кроме техники пострадали и люди: трое убитых и один раненый из личного состава штаба «Авиакомандования Норд (Ост)» плюс раненый зенитчик[7]. Разрушено здание мастерской.

29 мая окрестности Киркенеса интенсивно «обрабатывались» как авиацией СФ, так и силами приданных флоту авиационных частей. Около семнадцати часов в результате бомбежки Хебуктена было убито три человека. Кто нанес этот удар, нам установить не удалось. В полночь по Хебуктену действовали оперативно подчиненные СФ самолеты ВВС 14-й армии. Пять Пе-2 под прикрытием 14 «томагавков» сбросили с высоты 3800 метров двенадцать ФАБ-100 и столько же ФАБ-50. По данным противника, на аэродроме был незначительно поврежден транспортный самолет «Кодрон» С445 (зав. 363) из состава I./StG5. Три техника из этой группы получили ранения. Сгорел жилой барак. Наши потери составил один Р-40, сбитый в воздушном бою.

11 июля три Пе-2 под прикрытием четырех ЛаГГ-3 сбросили с высоты 5800 метров 36 ФАБ-100. Немецкие источники сообщают, что был поврежден «Юнкерс-88» и сгорело тридцать емкостей с горючим.

Последним в сводках потерь числится Bf-110F-2 (зав. 5030) из отряда тяжелых истребителей 13./JG5, поврежденный 19 сентября 1942 года.

В немецких документах упоминается еще ряд налетов на Хебуктен, когда самолеты на аэродроме не пострадали, но потери, тем не менее, были. Так, «Дневник руководства войной на море» сообщает о разрушениях на авиабазе в результате налета 11 октября 1942 года (повреждено служебное здание). В этот день шесть ДБ-3ф сбросили на взлетное поле и аэродромные постройки в общей сложности 36 фугасных ФАБ-100, 34 осколочных АО-15, 13 зажигательных ЗАБ-50 и 240 ЗАБ-2,5. Экипажи наблюдали три пожара и взрыв. Еще один эпизод отражен в сводках потерь люфтваффе от 29 декабря, когда отмечена гибель трех солдат аэродромной службы. Скорее всего, они не успели укрыться от веера мелких осколочных бомб из раскрывшихся в воздухе двух ротативно-рассеивающих РРАБ-3. Оба «чемодана» на летное поле сбросил одиночный Ил-4.

Интенсивность налетов советской авиации на собственно Киркенес уступала мощности ударов по близлежащему аэродрому, особенно во второй половине года. Неудивительно, что и успехи были, особенно по морскому порту, довольно скромные. Впрочем, были и исключения, о чем ниже.

19 января 1942 года от удара североморцев впервые пострадали боевые корабли кригсмарине. Ночью гавань бомбили три СБ, сбросившие 12 ФАБ-100 и десять ЗАБ-50. Бомбы лепта недалеко от сторожевых кораблей «Franke» и «Bussard». Осколками легко повредило надстройки на обоих мобилизованных траулерах. На «Franke» один матрос был убит и еще один ранен, а на втором сторожевике отделались только двумя (по другим данным, одним) ранеными.

Крупным успехом увенчался налет 13 июля 1942 года. В этот день для удара по целям в порту вылетели три ДБ-3ф и пять Пе-2. «Петляковы» с высоты 4500 метров сбросили серию ФАБ-100 и доложили о двух удачных попаданиях во вражеские транспорты. И действительно, немецкие источники сообщают о повреждении двух крупных судов: «Colmar» (3992 брт), на котором возник пожар, и «Klaus Howald» (5956 брт). Но этим последствия налета (надо сказать, весьма разнообразные) не ограничились. От бомб сильно пострадал грузовой причал, к которому были ошвартованы суда. Одна фугаска попала в трехэтажное здание конторы фирмы «Chr. Toennerstoels», другая угодила в расположенный поблизости склад пиломатериалов. На складе возник сильный пожар, в результате которого от хранившихся там досок мало что осталось. Была выведена из строя электроподстанция, и, как следствие, без энергии остался обогатительный комбинат. Но и это еще не все. Взрывы бомб повредили воинскую казарму и гараж, в котором сгорели 22 машины автомобильного взвода ВМС. Не обошли потери и люфтваффе. При налете погибли два солдата, один из них зенитчик 332-ш дивизиона, а второй служил в роте снабжения ВВС. Еще один артиллерист был ранен, но принадлежал он ко II дивизиону 46-го зенитного полка. Всего при налете было убито шесть и ранено не менее 25 человек.

Вылет группы «ильюшиных», напротив, оказался неудачным. Хотя обе группы взлетели почти одновременно, но менее скоростные ДБ-3ф появились над портом, когда цель уже закрыли облака. К сожалению, только невыполнением боевого задания дело не ограничилось. Немецкие истребители, прозевавшие налет «пешек», атаковали ДБ-3ф и подбили одну машину. Самолет разбился на вынужденной посадке.

Значительно чаще, чем корабли и суда в порту, под бомбы попадали различные объекты в городе. Вот только некоторые эпизоды. В ночь с 24 на 25 января в порту сгорела емкость с бензином. В налете участвовали три СБ и один ДБ-3ф, которые сбросили одну «пятисотку» и семь ФАБ-250. 28 января в результате бомбежки частично сгорел склад продовольствия и здание, в котором размещалась служба приема грузов люфтваффе, а 4 февраля — склад санитарного имущества. В обоих случаях среди личного состава тыловых служб имелись потери: в первом случае двое раненых, а при налете 4 февраля восемь человек погибло.

В конце года ВВС Северного флота нанесли ряд ударов с участием поступивших из Великобритании бомбардировщиков «хэмпден». 27 декабря шесть английских машин, а также два СБ и один ДБ-3ф, сбросили на город 24 ФАБ-100, 37 ЗАБ-50 и 60 зажигательных ампул КС. В результате сгорело служебное помещение (вероятно, склад или гараж), прямыми попаданиями были разрушены убежище и один частный дом. Погибло трое немцев, в том числе офицер, и два норвежца, ранены четверо немцев и столько же норвежцев. В ночь на 29 декабря в налете на Киркенес принимали участие только «хэмпдены». Тринадцать самолетов сбросили 70 ФАБ-100 и 15 ЗАБ-50. Результаты удара хорошо иллюстрирует сводка XIX немецкого горного корпуса, переданная наутро в штаб 20-й горной армии: «В результате бомбардировки Киркенеса понесены следующие потери:

— убиты десять и ранены трое военнослужащих, возможно, часть погибших еще находится под развалинами;

— погиб один и ранен один норвежец;

— полностью сгорели одно служебное и два жилых здания, три служебных здания сильно повреждены.

Работы по разборке завалов еще продолжаются».

А практически под Новый год в ночь на 31 декабря советские летчики «поздравили» с наступающим праздником службу СД Киркенеса, разрушив дом, в котором та располагалась. При этом погиб шарфюрер СД. Кроме того, сгорели гараж, воинский барак и жилой дом. Незначительно пострадал солдатский клуб. Это результат налета четырех «хэмпденов» из 24-го мтап, сбросивших на город 24 «сотки» и две ФАБ-500. В последний день 1942 года интенсивным налетам кроме Киркенеса подверглись также Петсамо и Лиинахамари. Там противнику были нанесены еще более существенные потери, в том числе поврежден транспорт «Hanau».

Начавшийся 1943 год не внес существенного изменения в тактику воздушных ударов по крупнейшей немецкой авиабазе и порту в Варангер-фьорде. Хотя число налетов на Киркенес (18 за год) было незначительно меньшим, чем в 1942 году, а количество принимавших в них участие самолетов даже выросло (86 — в первой и 131 — во второй половине года), эти цифры практически не отражают реальной ситуации.

Во-первых, большая часть ударов первой половины года производилась гидросамолетами МБР-2, несшими бомбы только малых калибров (до 50 кг включительно). Хотя и эти машины нанесли серьезный урон противнику, справедливости ради следует признать их успех в большой мере случайным. Во-вторых, рост числа самолето-вылетов произошел в том числе и за счет выделения относительно мощного истребительного эскорта. До этого прикрытие бомбардировщиков истребителями даже в дневное время практиковалось редко. В целом же следует признать, что внимание, уделяемое Киркенесу, никак не соответствовало его значению. Во многом это, вероятно, связано с избранной командованием флота тактикой ударов по немецким конвоям на переходе в море. С позиций сегодняшнего дня можно констатировать, что новый метод борьбы с судоходством у берегов Северной Норвегии оказался не слишком эффективным. Впрочем, стоящие несколько особняком налеты на порт 15 и 16 сентября 1943 года, когда в ударах участвовали по 12 «бостонов» из 9-го гвардейского мтап, возможно свидетельствуют в пользу того, что к данной мысли пришли и в штабе Северного флота.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советские ВВС против кригсмарине"

Книги похожие на "Советские ВВС против кригсмарине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Заблотский

Александр Заблотский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Заблотский - Советские ВВС против кригсмарине"

Отзывы читателей о книге "Советские ВВС против кригсмарине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.