Жак Маритен - Избранное: Величие и нищета метафизики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Избранное: Величие и нищета метафизики"
Описание и краткое содержание "Избранное: Величие и нищета метафизики" читать бесплатно онлайн.
Жак Маритен (1882–1973), крупнейший религиозный философ современности, основоположник, наряду с Э. Жильсоном, неотомизма, сосредоточен не столько на истории мысли, сколько на продвижении томистской доктрины в собственно метафизической области. Образцы такого рода труда, возвращающего нас в сферу «вечной философии», представлены в настоящем томе. В противовес многим философским знаменитостям XX в., Маритен не стремится прибегать к эффектному языку неологизмов; напротив, он пользуется неувядающим богатством классических категорий. Общая установка его — сберегающая, исходящая из конфессионального взгляда на мир как на разумный в своем прообразе космос, чем сближается с интуицией русской религиозной философии. В том вошли также работы по теории искусства и проблемам художественного творчества, рожденные как отклик на сюрреалистические эксперименты, поставившие перед мыслителем задачу возвратить искусствоведческую мысль к твердым основаниям метафизики Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и соотнести с ней современную ситуацию в художественном творчестве.
Согласно этой второй операции интеллекта (лат.).
[17*]
Посредством этой операции интеллект может верно абстрагировать лишь то, что отделено соответственно вещи (лат.).
[18*]
Те <объекты>, которые мыслятся один без другого, являются в то же время соответственными вещи (лат.).
[19*]
Абстрагирования формы от чувственной материи (лат.).
[20*]
Согласно той операции, которая собирает воедино и разделяет (лат.).
[21*]
Так как он замечает, что одно не содержится в другом (лат.).
[22*]
Отделение соответственно самому бытию вещи (лат.).
[23*]
И поскольку некоторые не поняли отличия двух последних от первого, они впали в заблуждение, полагая математические сущности и универсалии отделенными от чувственно воспринимаемого, — как, например, пифагорейцы и платоники (лат.).
[24*]
Посредством этой второй операции интеллект не может верно абстрагировать то, что взаимосвязано соответственно вещи, поскольку абстрагирование обозначает отделение соответственно самому бытию вещи — к примеру, если я абстрагирую человека от белизны, говоря: «Человек не бел», то я обозначаю тем самым существующее в самой вещи разделение… Итак, посредством этой операции интеллект может верно абстрагировать лишь то, что отделено соответственно вещи, как, например, когда говорят: «Человек не есть осел» (лат.).
[25*]
Хуан де Санто-Томас, Хуан Пуанса (Poinsat) (1589–1644) — испанский теолог, доминиканец (его отец, бельгиец по происхождению, состоял на службе у кардинала Австрийского). Преподавал философию и теологию в Алькала. Выражая свою приверженность учению Фомы Аквинского, взял его имя (в переводе с испанского: Иоанн Святого Фомы); у современников звался вторым Фомой и остался в истории как один из крупнейших томистов. В многочисленных сочинениях, написанных на латинском и испанском языках, дал тщательное и глубокое изложение доктрины своего учителя.
[26*]
Хотя предметом этого исследования и является всеобщее сущее, речь в нем все же идет о том, что отделено от материи согласно бытию и разуму. Ибо отделенным согласно бытию и разуму называется не только то, что никоим образом не может пребывать в материи, подобно Богу и интеллектуальным субстанциям, но также и то, что может существовать помимо материи, как всеобщее сущее. Однако это было бы невозможно, если бы оно по условиям своего бытия зависело от материи (лат.).
[27*]
Самого существующего бытия (лат.).
[28*]
Наиболее общий род (лат.).
[29*]
Акт веры не ограничивается высказыванием, но завершается в вещи. Ведь мы составляем высказывание только затем, чтобы через его посредство приобрести знание о вещах, — как в науке, так и в вере (лат.).
[30*]
За пределами причин или за пределами ничто (лат.).
[31*]
Возможность сказывается в отношении к действительному (лат.).
[32*]
To, что я называю существующим, есть действительность всякой действительности и вследствие этого совершенство всех совершенств (лат.).
[33*]
То, что является наиболее формальным из всего, есть само бытие; само бытие есть совершеннейшее из всего (лат.).
[34*]
<Будучи> вне всякого рода с точки зрения целого (лат.).
[35*]
Первоматерии (лат.).
[36*]
Философский труд (лат.).
[37*]
Рациональной формы (лат.).
[38*]
Хуан де ла Крус, Иоанн Креста (Хуан де Йепес Альварес) (1542–1591) — испанский теолог и поэт, мистик; в своих сочинениях сочетал стихи с пространным богословским комментарием. Главные темы творчества Хуана де ла Круса — очищение души от чувственного знания и чувственных привязанностей; путь души, начинающей служение Богу, к конечному состоянию духовного единения с Христом; состояние души, сбросившей бренную оболочку и ставшей сопричастной божественной славе и любви.
[39*]
Условным правилам (лат.).
[40*]
Духовного человека (лат.).
[41*]
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (лат.).
[42*]
Корень всякой свободы находится в разуме (лат.).
[43*]
Действия суть действия субъектов (лат.).
[44*]
Под бытийствованием (subsistence) Маритен понимает субстанциальный модус, характеризующий конкретное единство сущности и существования в сотворенных Богом образованиях материального мира.
[45*]
Самое по себе (лат.).
[46*]
Здесь: нечто, подлежащее рассмотрению (лат.).
[47*]
Здесь: сущность (лат.).
[48*]
Я (англ.).
[49*]
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (лат.). — Ин 1: 18.
[50*]
С. Моэм. Избр. произв. в 2-х томах, т. 1. М., 1985, с. 383.
[51*]
Φ. Кафка. Соч. в 3-х томах, т. 1. Москва — Харьков, 1995, с. 427.
[52*]
Самостоятельно существующего бытия (лат.).
[53*]
Ничто; бытия (лат.).
[54*]
Человек есть причина греха; первопричина недостатка благодати находится в нас самих (лат.).
[55*]
Без Меня не можете сделать ничего (лат.).
[56*]
До предвидения заслуг (лат.).
[57*]
Всемогущий Бог хочет, чтобы спаслись все люди без изъятия, но не всем подобает быть спасенными. Когда некто спасается, то спасение есть дар; когда же некто определяется на вечную погибель, то погибель есть воздаяние (лат.).
[58*]
Ибо Бог никогда не оставляет без благодати своей праведных, если не оказывается прежде ими оставлен (лат.).
[59*]
Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (лат.).
[60*]
Бога всевышнего, страшного (лат.). — Пс 46: 3.
[61*]
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (лат.).
[62*]
Материально осязаемый предел (лат.).
[63*]
Простое ограничение и материальный объект (лат.).
[64*]
Бог не является творцом зла, поскольку он не является причиной стремления к небытию (лат.).
[65*]
Бог — творец зла страдания, но не зла вины (лат.).
[66*]
Бог не может быть причиной греха (лат.).
[67*]
Бог никоим образом не является причиной греха, ни прямо, ни косвенно (лат).
[68*]
Зло не имеет в Боге своей идеи — ни в качестве прообраза, ни в качестве основания {лат.).
[69*]
Как человек (лат.).
[70*]
Бог взыскует славы своей не ради себя, но ради нас (лат.).
[71*]
Се в мире (лат.). См. ниже прим. 80*.
[72*]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранное: Величие и нищета метафизики"
Книги похожие на "Избранное: Величие и нищета метафизики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жак Маритен - Избранное: Величие и нищета метафизики"
Отзывы читателей о книге "Избранное: Величие и нищета метафизики", комментарии и мнения людей о произведении.