» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Итак, братие, будьте терпеливы. Возьмитесь за доброе дело, доводите его до конца и не ослабевайте в нем. Иначе награда пропала. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лук. 9, 62), говорит Сам Господь. Аминь.

13.09. О6новление храмов рукотворенных должно напоминать нам об обновлении храма души нашей

(Память обновления храма Святого Христа и Бога нашего Воскресения. Пролог Сент. 13)

Сегодня св. Церковь воспоминает освящение храма в честь Воскресения Христова, созданного равноапостольным царем Константином и матерью его Еленою в Иерусалим, на том месте, где, пострадал и умер наш Спаситель. Вот что сообщает нам церковное предание об этом событии.

Известно, что, по вознесении Господа на небо, место, на котором совершилось наше спасение, было часто оскверняемо людьми христоненавистными. Один из таковых, именно римский император Адриан, повелел засыпать гроб Господень землею и камнями; на Голгофе устроил идольское капище; над гробом Иисуса Христа поставил идола; где, был храм Соломонов, тоже воздвиг капище, и таким образом всячески старался истребить память Спасителя преимущественно на месте, где была принесена искупительная жертва, и чрез это уничтожить веру христианскую. Но Промысел Божий не допустил этого. Для распространения веры Христовой и для очищения и обновления святых мест, Он воздвиг благочестивых царей Константина и Елену и вложил им в сердце очистит все, святые места от скверн бесовских, обновить св. град Иерусалим, и на месте, страдания Спасителя построить величественный храм. Мать Константина, св. Елена, прибывши в Иерусалим, разорила все идольские капища, открыла крест и гроб Господень и, на месте обретения оных, заложила храм в честь Воскресенья Христова. Так как храм быль огромный и постройка его продолжалась долгое время, то св. Елене не пришлось дожить до окончания его. Дождался его окончания уже сын её, равноапостольный царь Константин. Когда храм был совершен, Константин повелел собраться в Иерусалим епископам со всех стран своей обширной империи, а также и из стран, сопредельных с Иерусалимом, и освятить новоустроенный храм. И храм был освящен, при великом стечении народа, 13 в сентября месяца; святые отцы, бывшие при освящении его, единодушно положили ежегодно всюду воспоминать в церквях событие освящения по подобию того, как и Соломон в Ветхом Завете узаконил во все лета праздновать день освящения устроенного им, при жизни его, первого храма Иерусалимского.

Рассказав теперь историю событий настоящего дня, мы в заключение желали бы дать вам назидание. Но какое же дадим? Ах, братие, лучше бы всего, думаем, было для вас, если бы вы, от воспоминания о храме рукотворенном, перенеслись сегодня мыслию и к другому храму, храму, который есть собственно — вы сами. Не весте ли, говорит Апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). И не вы ли, братие, суть церкви Бога живого, назданные на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольному Самому Иисусу Христу? (Ефес. 2, 19. 20). И если так, то вот мы и желали бы, чтобы вы обратили ныне мысль вашу и на самих себя и задали — б себе вопросы: чист ли храм души вашей? Достоин ли он того; чтобы Дух Божий жил в нем? Подлинно ли наздан он на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу? Не выбрано ли из-под него это основание и не положено ли самовольно другое? Не требует ли, наконец, и он обновления и освящения? Да, братие, мы от души желали бы, чтобы вы размыслили об этом. И если бы подлинно нашли в своем храме что-либо требующее исправления, обновления и освящения, то скорее бы, немедленно озаботились о таковом исправлении, обновлении и освящении. Аминь.

13.09. Найденное нами мы должны возвращать потерявшим

(Слово от Патерика о Филагрии монахе, иже найди тысячу златниц и возврати погубившему. Пролог Сент. 13)

Случается, братие, что некоторые из вас находят потерянные ближними вещи или деньги. Как должно поступать вам — нашедшим — с ими последними? Когда потерявшего нет на — лицо, то представляйте найденное, по закону, власти, а когда потерявший на — лицо и вы несомненно уверитесь и убедитесь, что никто иной, а именно тот, который перед вами, потерял то, что вы нашли; то, в таком случае, советуем поступать вам так же, как поступали и Святые. А как они поступали, то покажет вам пример нижеследующий.

Жил в Иерусалиме инок Филагрий, который занимался рукоделием и питался от труда рук своих. Однажды, когда он был на торжище, чтобы продать сработанное им, он увидал лежащую на земле сумку, в которой была тысяча золотых монет. Филагрий поднял эту сумку и, увидав в ней золото, сказал самому себе: не следует мне уходить отсюда; ибо потерявший здесь золото, непременно сюда же и должен придти. И предположение старца-инока оправдалось. Подлинно потерявший деньги тотчас пришел к месту, где Филагрий поднял их, и плакал о потери своей. Филагрий остановил его и в целости сейчас же возвратил ему тысячу златниц. Получивший обратно потерю, в свою очередь, удержал Филагрия и стал предлагать ему денежную награду; но старец не хотел и слышать о ней. Тогда человек тот громко начал кричать к народу: "придите скорее и посмотрите на этого старца! Придите и посмотрите, какие есть люди у Бога!" Филагрий же, не желая слышать похвалы себе, не желая быть узнанным и не терпя вообще славы человеческой, сейчас же, услышав только первые слова потерявшего деньги, скрылся в народе и затем вышел и из города.

Итак, братие, видите, как Святые поступали при находках: так, что тотчас же возвращали найденное ими потерявшему; ничего, от него не требовали из найденного и, возвративши оное, скорее бежали от того, кому возвратили, чтобы избежать славы человеческой и не потерять награды от Бога. И как поступали Святые, так, повторяем, советуем поступать и вам. Ибо, в противном случай, т. е. если вы утаите найденное, тогда, не говоря уже об ответственности пред Богом, которой вы подвергнетесь за утайку, вы и вообще, пожалуй, и сами не замечая того, можете сделать страшное зло. Вы нашли, положим, деньги: но кто знает может быть, у потерявшего они были последними? И, может быть, вследствие потери их, у него останется голодною целая семья? Или, спаси Бог, он придет в отчаяние? Или, может быть, он потерял чужое, и его сочтут вором, лишат честного имени и жестоко накажут? Все это, братие при находках, вы должны иметь в виду и потому найденное тотчас возвращать. Да и хорошо ли, помимо этого, вообще-то жить чужим добром? Нет, братие, худо, очень худо. Ибо слово Божие неложно говорит: горе созидающему дом свой с неправдою (Иер. 22, 13)! Горе умножающему себе, не сущая его (Аввак. 2, 6)! Аминь,

14.09. Слово Спасителя имеет благодатное могущественное действие на сердце человеческое

(Слово о двою монаху, яже спасоста блудницу. Пролог Сент. 14)

Господь сказал: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть… Дух есть, иже оживляет (Иоан. 6, 63). Что значат эти слова Спасителя? То, что ими Он указывает на благодатное, необыкновенное и могущественное действие слова Его на сердце человеческое, когда слушают это слово со смирением, благоговением, глубоким вниманием и готовностью последовать ему. Эту истину, по нашему мнению, лучше всего можно указать примерами грешников, которые единственно чрез такое слушание слова Христова, обратились ко Христу, бросили греховную жизнь, из грешников сделались праведниками и ныне блаженствуют там — в обителях Отца небесного. Обратимся же поэтому для доказательства к самому делу.

Два инока однажды пошли из пустыни в город Тарс и на пути остановились на ночлег в некоторой гостинице. Тут встретили они одну жену, великую грешницу и, увидя ее, в смущении сели. Затем один из них достал из дорожной сумки Евангелие и стал читать. Грешница, услышав чтение, подошла к читавшему, села, в свою очередь, возле него стала внимательно слушать. Однако, через несколько времени чтец оттолкнул ее от себя и с сердцем сказал: "что может быть хуже этого, грешница бесстыдная, что ты не постыдилась придти сюда и сесть близ нас?" Но с укором монах опоздал. Пред ним была уже, как покажет дальнейшее, не нераскаянная великая грешница, а женщина, искренно раскаявшаяся и всем сердцем обратившаяся ко Христу, и ее сделало такою не что иное, как может быть на самое короткое время слушание ею со смирением и благоговением Божественного слова Христа Спасителя! И она на укор инока отвечала: "не гнушайся меня, отче, ибо я хотя и великая грешница, но верую, что и меня не отринет Владыка Господь Бог всех, как не отринул Он и пришедшую к Нему блудницу". "Да ведь та-то от Христа не возвратилась на грех", сказал монах. "И я не возвращусь на грех", отвечала жена: "а вы меня на покаяние наставьте". Тогда уже оба инока сказали: "наставим, если будешь нас слушать". После этого женщина бросила все и пошла за старцами. Они же привели ее в монастырь женский и там постригли в иноческий образ. И затем, заключает сказание, женщина та пребыла в покаянии до старости и многий разум стяжала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.