» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






Итак, братие, справедливо мы сказали, что слово Христа Спасителя, поистине, оказывает благодатное, необыкновенное и могущественное действие на сердце; человеческое, когда слушают это слово со смирением, благоговением, глубоким вниманием и готовности последовать ему; а равно, как видите, справедливо сказали и то, что эту истину лучше всего можно доказать; примерами грешников, которые, единственно через такое слушание слова Божия, обратились ко Христу, бросили греховную жизнь, из грешников сделались праведниками и ныне блаженствуют там, в обителях Отца Небесного. Но если все это так, то для того, чтобы и на нас слово Спасителя оказало такое же действие, будем и мы приступать к чтению этого слова с указанными чувствами и расположением. Будем читать или слушать слова Господа с благоговением; будем при чтении или слушании их, питать в душе искреннее смирение и читать или слушать их с истинным желанием получить из них наставление в вере и побуждение к благочестивой и добродетельной жизни. Будем, наконец, с благодарностью Искупителю нашему и принимать их к своему назиданию, исправлению жизни и спасению. Тогда, вне всякого сомнения, и мы ощутим благотворное и могущественное действие слов Господних и на наше сердце и в нас чрез них вселится Дух, Иже оживляет (Иоан. 6, 63). Аминь.

14.09. Четвероконечный крест не есть крыж римский и печать антихристова

ПОУЧЕНИЕ К ПРИХОЖАНАМ, ЖИВУЩИМ СРЕДИ РАСКОЛЬНИКОВ

(Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Прол. 14 сент.)

Греческий император Константин, когда был еще язычником, раз пошел войною против царя Максентия. На пути к Риму, Константин поражен был необыкновенным явлением. Среди дня, он и бывшие с ним увидали на небе крест, составленный из звезд, вверху коего были слова: "сим побеждай." Константин и воины его испугались, потому что для язычников в то время видеть крест считалось несчастьем. Но в ту же ночь явился Константину Господь Иисус Христос, повелел сделать кресты на всех оружиях и сказал, что он победит Максентия. Константин кресты сделал и Максентий победил. Мать Константина, царица Елена, бывшая в то время уже христианкой, приписывая победу сына единственно помощи Господа, пожелала в благодарность за оную посетить Иерусалим и, если представится возможность, отыскать там крест, на котором был распят Спаситель. И она пришла в Иерусалим, спрашивала, наведывалась о кресте Господнем, но о нем никто ничего не знал. Наконец, только от одного престарелого еврея, по имени Иуды, она узнала, что крест Господень зарыт в земле под языческим храмом, или капищем. Капище сломали и под ним в земле нашли три креста. Как узнать, который крест Христов? Мимо того места, где рассматривали найденные кресты, несли умершую девицу. И вот полагаемы были кресты на ней. Положили один крест, — ничего; положили другой, — тоже ничего; а как только положили третий, умершая сейчас же воскресла. Тогда все узнали, который крест Господень и стали покланяться ему и лобызать его. Народу было много: всем хотелось видеть крест Господень, но не все могли. Тогда патриарх Макарий взял его, взошел с ним на возвышенное место и стал поднимать или воздвигать крест над своею головою. Народ падал на землю, молился и плакал. Оттого то, что патриарх Макарий поднимал или воздвигал крест над своею головою, и называется праздник Воздвижением. Теперь мы спросим вас, братие: сколько имел концов крест, обретенный в Иерусалиме царицею Еленою? Если предположить, что крест был найден восьмиконечный, то каким образом могло возникнуть сомнение в том, какой из трех найденных крестов был крест Господень? Крест восьмиконечный имел бы дщицу и подножие; а дщица ни на минуту не заставила бы задуматься в подлинности креста Христова. Должно, значит, согласиться, что крест Господень был вынут из земли или четвероконечный или шестиконечный. Но видим, однако, что этот крест воскрешает умершую девицу; христиане молятся пред ним, лобызают, с благоговением покланяются ему, и Патриарх показывает его народу как истинный крест Господень. Что же скажут вам теперь на это раскольники, не только отвергающее четвероконечный крест, но часто и не ужасающиеся в своем безумии называть его крыжем римским или печатью антихристовою? Грешат они, братие, в этом случае и заблуждаются жестоко. Вникните в последующие слова наши и вы убедитесь в неправде раскольнической.

1. Известно, что четыре конца восьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана была надпись И.Н.Ц.И., и подножия. Когда Господь шел на страдания, с дшицею ли и подножием нес Он крест Свой? Очевидно, без оных; ибо дщица и подножие были прибиты уже тогда, когда Он был распят. Так относительно дщицы Евангелисты говорят: и возложиша, уже по распятии, повествует Евангелист Матфей, верху главы Ею вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Матф. 27, 37). Был же час третий, говорит Марк, и распяли Его. И было написание вины Его написано: царь Иудейский (Марк. 15, 26). То же самое подтверждают и Евангелисты Лука (23, 38) и Иоанн (19, 19 и дал.). Итак несомненно, что, идя на страдание, нес Господь крест четвероконечный. Но этот же самый крест теми же четырьмя Евангелистами и до распят называется не крыжем римским и не печатью антихристовою, а прямо крестом, и мало того, даже крестом Христовым. Исходяще же обретоша человека Киринейска именем Симона: и сему задеша понести крест Его (Мф. 27, 32), говорит Евангелист Матфей и то же самое и Евангелисты — Марк с Лукою (Марк. 15, 21; Лук. 23, 26).

2. Многие из ветхозаветных событий были прообразом креста Христова и в некоторых из них можно видеть ясно подобие креста четвероконечного. Например, в том, что перед переходом Израильтян через Черное море Моисей крестообразно поразил и разделил море, св. отцы видят подобие креста и, конечно, четвероконечного. Когда, во время странствования по пустыне, Евреи в наказание за ропот на Бога были умерщвляемы смертоносными змиями; тогда, по молитве, Моисея, Господь повелевал воздвигнуть ему на полковое знамя медного змея. Уязвленные естественными змеями, с верою взирая на сего змея, получали исцеление. Этот змей был прообразом креста Христова и образовал крест четвероконечный. Когда на Евреев напали Амаликитяне, тогда Моисей взошел на близ лежащую гору вместе с Аароном и Ором, молился с воздеянием рук. В положении Моисея, крестовидно распростершего руки, виден крест: какой? Конечно, четвероконечный.

3. Святые отцы указывают, наконец, образ креста в человеке, распростершем руки, в летящей птице, в четырех концах мира, и ясно, что образ креста четвероконечного. И мы сами, полагая на себе крестное знамение, изображаем также крест: какой? Опять, очевидно, тоже четвероконечный.

Итак, несомненная истина та, что жестоко заблуждаются и грешат раскольники, хуля и отвергая четвероконечный крест. Грешат: ибо, полагая надежду на один восьмиконечный крест, мнят поставить свое спасение как — бы в веществе креста, а не в том, Кто был распят на нем. Грешат: ибо забывают, что не самый крест спас людей от вечной погибели, а пострадавший на кресте Христос Бог наш. Грешат, наконец, и потому, что, не зная истинной истории креста Христова и учения о нем отцов Церкви полагают напрасные нарекания и хулу за учение о кресте на Церковь Божию.

Бегайте же, братие, как от огня, от волков в одежде овчей и хулителей Церкви святой, которые, погибая сами, и вас влекут в вечную муку. Не бывайте, по слову Апостола, к тому младенцы, влающеся скитающеся всяким ветром учения, во лжи человеческой и в коварстве казней льщения (Еф. 4, 14). И скверных и бабьих басней отрицайтесь. Аминь.

15.09. Мир, плоть и дьявол

(Из слова от Лимониса о помыслах)

Есть искушения, которые влекут нас ко греху. Эти искушения не могут происходить от Бога; Он свят, праведен, и всякий грех противен Ему. Они всегда происходят от плоти, от мира и дьявола. Плоть питает в себе семена греховных желаний и страстей; в мире увлекают ко греху нетвердых в благочестии порочные нравы и обычаи и соблазнительный образ жизни людей; а дьявол человекоубийца был искони, говорит Сам Спаситель (Иоан. 8, 44). Эти искушения продолжаются во всю жизнь, и самые Святые несвободны от них. Один инок, живший в пустыне, мучимый похотью плоти, пришел к преподобному Пахомию и рассказал о своей внутренней брани. "Чадо, отвечал ему Преподобный, не дивись сему. Вот ты видишь меня теперь человеком старым, сорок лет я не выхожу из калии и пекусь о своем спасении; но и доселе подобная твоей брань мне досаждает" (Прол. 15 Сент.).

Зная сие, братие, что мы должны делать? Должны постоянно быть внимательны к себе, к своим мыслям, намерениям и делам; бодрствовать над собою и облекаться во все те оружия, которые указаны нам в слове Божием против врагов нашего спасения. Как бы кто ни был благочестив и добр, никто не будь самонадеян, и не думай, что совсем уже свободен от того или другого греха. "Я умер миру", сказал однажды инок-старец другому старцу. "Ты-то умер, отвечал ему последний, но не умер еще сатана; и потому должно остерегаться от него каждый час. Как воин, выходя на сражение, мужественно подвизается, не зная наперед, падет ли сам или поразит врага, так и христианину должно сражаться с своими врагами без страха, но и без самонадеянности, все упование возлагая на Бога" (Пролог Янв. 26, л. 587).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.