Эдуард Фикер - Современный чехословацкий детектив

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Современный чехословацкий детектив"
Описание и краткое содержание "Современный чехословацкий детектив" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Фикер (1902—1961) — один из основателей чешского детектива — хорошо известен советскому читателю. Сюжет его романа «Девятнадцатый километр» (1960) связан с разоблачением шпионской деятельности западных разведок на территории ЧССР.
Роман Вацлава Эрбена «Смерть художника-самоучки» (1978) рассказывает о загадочном в своей немотивированности убийстве в замке старинного чешского городка. Описание расследования интересно раскрывает психологические аспекты современного искусства.
— Мне ничего не сказали, пан Вондрачек. Только что он... умер... А мне надо, мол, немедленно приехать сюда и явиться в отделение.
— В самом деле ничего не сказали?
Она покачала головой.
Вондрачек наклонился к ней и вполголоса сказал:
— Лучше уж... я вам скажу... чем они. Убили его. В парке. Тело нашли сегодня утром.
— Убили?
Он опустил глаза и прошептал:
— Зверски убили.
— Это, наверно... ведь... а кто... — растерянно выдавила она.
Он покачал головой:
— Еще неизвестно. Наверно, потому вас и вызвали.
— Что ж, спасибо вам, пан Вондрачек.
— За печальные вести благодарить не положено, пани Рамбоусекова. Желаю вам доброго пути.
— До свидания, пан Вондрачек... — Она помолчала. — Можно мне от вас позвонить? Пану Матейке. Хочу встретиться с ним, прежде чем пойду туда...
— Конечно. Звоните. Обстоятельства и впрямь исключительные.
Он пригласил ее в дежурку, сам нашел в телефонном справочнике нужный номер, набрал, передал ей . трубку.
— Войтех Матейка? — спросила она. — Да? Говорит Рамбоусекова. Анна. Да, Аничка... Нет, я звоню из Опольны. Со станции... Пан Вондрачек мне все сказал... Нет, только самое главное. Меня вызвали сюда. Пришли после обеда и... Что он умер. Я хотела с кем-нибудь — лучше с тобой — посоветоваться, прежде чем идти к ним... Да. Да. Нет, не надо меня встречать. Дорогу я помню. И багажа у меня нет. До свидания. — Она положила трубку, — Спасибо вам, пан Вондрачек. И спокойной ночи.
Рамбоусекова вышла на площадь перед станцией. Кругом расстилались поля. Опольна была скрыта холмом.
Тихо, нигде ни души.
Она пошла знакомой тропинкой к шоссе.
Вслед ей мигал синий огонек у шлагбаума.
60— Теперь налево! — крикнула Лида. — На лесную дорогу.
Экснер резко крутанул руль и въехал на деревянный мостик. Подгнившие балки затрещали.
— Еще немного дальше. Вон к тем сросшимся деревьям. Это буки, — поучительно сказала она. — Там есть прогалина и можно развернуться.
Ровная, поросшая травой дорога разделилась возле буков надвое. Там-то и была небольшая прогалина. Он развернул машину, остановился и погасил фары. И тотчас их обступила неимоверно жуткая тьма.
Она тихо вздохнула.
— Что такое? — спросил капитан Экснер.
— Тебе не кажется, что ночь до ужаса черная?
— Кажется... — Он помолчал и добавил: — Ну и дела...
— А что такое?
— Она еще спрашивает! — воскликнул он. — Не прошло и двух часов, как ты заговорила о том, что, собственно, тут самое важное.
— О том, что темно? — спросила она невинно.
— И об этом тоже. Я готов прямо задушить тебя!
— Не посмеешь.
— Посмею.
— Не посмеешь. Ты страж закона.
— Я в отпуске.
— Сначала выслушай меня, — сказала она, подчеркнуто мягко, по-женски, — а потом уж начинай. Что я сказала такого важного?
— Что в субботу вечером Рамбоусек сидел с двумя неизвестными парнями. Они и вправду неизвестные?
— Конечно. Вероятно, из Праги.
— Что значит «вероятно»?
— Когда мы шли ужинать, на стоянке перед погребком стояла машина с пражским номером.
— Гениально. Откуда ты знаешь, что это была их машина?
— Это могла быть их машина, — с ударением сказала Лида. — Факт, товарищ капитан, совсем не удивительный, потому что у Рамбоусека довольно часто бывали посторонние. Время от времени о нем писали, и не только наш доктор Медек; время от времени у него были выставки. Время от времени эти его чудища отправлялись за границу. И уже не время от времени, а регулярно он эти свои чудища и картины продавал. Так что действительным членам Союза художников из самых разных уголков нашей родины впору было локти кусать от зависти. Рамбоусек ведь был необразованный, самоучка и дилетант, сапожник по профессии.
Долго стояла тишина.
— Они ушли вместе?
— Нет. Те двое ушли раньше. И даже очень скоро. Потом он остался, наверно, один.
— Любопытно...
— Что именно?
— Как ты все замечаешь...
— Между прочим... Между прочим один из них... на нем была очень хорошенькая джинсовая куртка.
— Только куртка.
— Ага... куртка... — Она тихо вскрикнула. — Не душить, капитан!.. Волосы у тебя, между прочим, намного красивее.
Долго стояла тишина.
— Я думаю, — сказал он рассудительно, — мы уедем не так уж скоро. Поэтому мне нет смысла оставаться за рулем.
61Доктор Чернох и Марта Шустрова, как обычно, шли через площадь. Камил Чернох жил в большом многоквартирном доме за бензоколонкой, Шустрова — в скромном особнячке неподалеку от площади.
Чернох взял за правило провожать Марту, тем самым минут на пять-десять удлиняя себе прогулку.
Художник не сводил с них глаз, пока они шли через площадь, залитую ярким синеватым светом и совершенно пустынную.
Из тени деревьев в сквере у памятника павшим вышла какая-то женщина и решительно направилась к Войтеху Матейке.
На миг ее осветили фары машины, которая подъехала к площади с шоссе от Мезиборжи.
И женщина, и Матейка невольно отвернулись.
Водитель включил ближний свет, обогнул площадь и свернул в улочку, ведущую к замку. Машина миновала костел и остановилась у ажурной решетки главных ворот замка; уличный фонарь в этом месте заслоняли кроны растущих на маленькой площади лип.
Запоздалый водитель, доктор Гаусер, огляделся и закурил сигарету.
— Никого нет, — сказал он.
— Почему, — отозвался с заднего сиденья женский голос, — почему мы должны корчить из себя идиотов, если собираемся в кино? Почему мы должны ездить в кино за десятки километров?
— Потому, — ответил он грустно, — что мы маленькие люди в маленьком городе, где тысячи глаз.
Ольга Домкаржова осторожно приоткрыла заднюю дверцу и, согнувшись, стала вылезать из машины. Вдруг она замерла и тихо вскрикнула.
— Что такое?
— Смотри-ка... Вон там...
— Где?
— На углу. Где дикий виноград.
Он вытянул шею.
— А-а. Это пан Штрунц, спит стоя.
Она вздохнула:
— Сумасшедший дом, да и только. Завтра придешь?
— Конечно.
Она проскользнула в ворота, которые открылись на удивление легко и бесшумно. И исчезла в тени стены, увитой плющом.
Доктор Гаусер наклонился и захлопнул дверцу.
Темная фигура на фоне зарослей дикого винограда шевельнулась.
А машина тронулась и проехала мимо.
Фигура покачнулась и погрозила кулаками вслед машине.
— Здесь теперь творятся странные вещи, — слышалось бормотание. — Но я, — человек ударил себя кулаками в грудь, — не боюсь ничего.
62В мастерской была полутьма, горел один лишь высокий торшер с пожелтевшим абажуром из пергаментной бумаги. Окно было открыто.
Войтех Матейка сидел на круглом вращающемся табурете перед роялем, сложив руки между коленей и наклонив голову. Лысина его поблескивала в свете лампы. Он смотрел на ковер, на мыски своих ботинок.
— Я не понимаю, пани Рамбоусекова...
— В былые времена, Войта, мы были на «ты»!
— Да-да. Мы не виделись лет двадцать, а то и больше. Художник взмахнул руками. — Тебе не надо было идти ко мне, — сказал он недовольно. — Ни с того ни с сего, ночью.
— Ты с детства был его другом, моим другом. Чего ты боишься?
— Идет расследование... Мы все, понимаешь, все под подозрением. Ты поступила опрометчиво. Мы могли бы встретиться завтра утром.
— Так бы и сказал. Я пришла бы завтра.
— Не мог я тебе этого сказать.
Рамбоусекова сидела в кресле у окна, в тени.
Когда она наклонилась, рыжеватые волосы матово блеснули. В зеленом костюме она выглядела моложе своих лет. Довольно полная, глаза небольшие, запавшие, лицо слишком плоское, чтобы казаться красивым.
— Я пришла с тобой посоветоваться... — С минуту она молчала. Потом сказала: — Пойду, пожалуй. После такой встречи...
— Зря обижаешься. Я сварю тебе кофе...
— Лучше бы рюмку коньяку.
— Сейчас.
Он достал из старого шкафчика початую бутылку, две рюмки и налил. Поставил все на серебряный подносик и подал Рамбоусековой. Придвинул свое кресло поближе. Поднял рюмку:
— За встречу... И помянем его...
Она помедлила. Потом выпила залпом.
Он налил ей еще. И себе тоже.
— Сегодня ко мне приходили... Под вечер.
— Куда, кто?
— Домой, на квартиру. Я по-прежнему живу в Градеце, работаю на почте. Ко мне приходили из милиции. Не знаю кто, он представился, да я забыла, в форме такой, только я в званиях не разбираюсь. Извинился, спросил, я ли жена Болеслава Рамбоусека из Опольны. Я подтвердила и сказала, что мы уже больше двадцати лет живем врозь и за все это время я его не видела. Даже не встречалась с ним ни разу. Он поинтересовался, разведены ли мы. Нет, говорю. Мы как-то забыли об этом. Он сообщил, что мой муж внезапно скончался и я должна немедленно ехать в Опольну в отделение общественной безопасности. Я спросила, как Рамбоусек умер и вообще. Он ничего не знал. Или не хотел сказать. Ну я и поехала.
— Ужасно, — вздохнул Матейка и покачал головой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современный чехословацкий детектив"
Книги похожие на "Современный чехословацкий детектив" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Фикер - Современный чехословацкий детектив"
Отзывы читателей о книге "Современный чехословацкий детектив", комментарии и мнения людей о произведении.