Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Описание и краткое содержание "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать бесплатно онлайн.
Военное искусство это то самое, что привело к победе фараонов Яхмоса, Тутмоса III и Рамсеса II и помогло им создать Египетскую империю. Оно помогло вождю малого племени персов Киру II превратиться в ·царя царей и царя странЋ. Также именно оно помогло царю Македонии Александру III войти в мировую историю под именем Александра Великого. Здесь говориться о военном искусстве древности и средних веков: Древний Египет, Ассирия, Персида, Греко-персидские войны, образование империи Александра, зарождение военного искусства Древней Руси, завоевательные походы монгольских полководцев, битвы на полях Европы…
Бой сдвинулся от Ульнева к Лодвигову. Кавалерия Ордена ударила во фланг польской коннице и стала наступать. Рыцари запели победную песню ордена "Christ ist ersten den" и были уверены в своей окончательной победе.
Но радость крестоносцев была преждевременна. Король Ягайло вывел из леса спрятанные там полки легкой кавалерии. Их удар остановил рыцарей в их наступательном порыве.
И тогда Ульрих фон Юнгенген ввел в бой свой последний резерв 16 конных отрядов отборных тяжеловооруженных рыцарей. Они были направлены против ставки польского короля. Их задача была создать угрозу ставе самого Ягайла и так выиграть сражение, закрепив успех в иных местах.
Но на пути у тяжелой конницы стали пешие полки смоленских и польских крестьян — простые плохо обученные ополченцы. И они сдержали удар тяжелой кавалерии! Всадникам фон Юнгенгена была надежно заслонена дорога. И именно в этой схватке с пешими полками пал в битве Великий магистр Ордена. Битва была крестоносцами проиграна. Величию Ордена был положен конец. Погибло около 18 тысяч солдат и рыцарей и эти потери были невосполнимы.
Пехота победоносно покорила поля Европы и успешно вытеснила с них рыцарскую кавалерию. Время рыцарей окончательно ушло в прошлое. Было довершено то, что началось в битве при Куртрэ.
Глава 5
Битва при Азенкуре в 1415 году
(Снова удар по тяжелой рыцарской кавалерии)
Грюнвальд навсегда похоронил славу европейского рыцарства, но не все в Европе тогда поняли, что произошло. Нужен был еще один наглядный пример. И новая битва, где рыцари снова так и не сумели себя показать, не заставила себя ждать.
На рассвете 25 октября 1415 года английская армия заняла позиции в узкой теснине, образованное густыми лесами, растущими по обеим сторонам дороги, ведущей на север, на Кале.
Открытые поля между дорогой и лесами солидно размокли от ливней и были до того перепаханы. У английского короля было 800 рыцарей и 5 тысяч лучников. Он выстроил их так же как это сделал Эдуард III в при Креси — построение в три войска.
Французы построились также в три войска, выставленные друг за другом — ввиду узости теснины. Первые два войска состояли из пехоты, а третье из рыцарской конницы.
На флангах первого войска французский коннетабль* д'Альбре поставил по небольшому кавалерийскому отряду — всего в 500 всадников. Этим он обезопасил свои войска от фланговых ударов противника.
Коннетабль д'Альбре, видимо, уповая на юношескую запальчивость английского короля Генриха V, надеялся, что англичане нападут первыми. Но так не произошло. После долгого стояния Генрих V сам решил спровоцировать французскую атаку и отдал приказ предельно осторожно выдвинуться вперед на три четверти километра. Осуществив этот маневр, англичане восстановили прежний строй с глубоко эшелонированными вперед V — образными рядами лучников между "войсками" спешенных тяжелых всадников и копейщиков. Фланговые лучники были выдвинуты вперед метров на сто и находились у самой кромки леса. Те, кто находился в центральных V — образных рядах, быстро вколотили в землю колья, соорудив предназначенный для защиты от кавалерийской атаки частокол.
И снова недисциплинированные французские бароны стали требовать атаки. Их ничему не научили опыт Пуатье и Креси. И коннетабль нехотя отдал приказ идти в атаку. Французская пехота пропустила рыцарей вперед. И случилось то, что должно было произойти в этой ситуации. Англичане засыпали рыцарей стрелами. Конечно, стрелы далеко не всегда пробивали доспехи. Ведь весь доспехов в битве при Азенкуре солидно увеличился. Рыцари были более тяжелыми чем при Пуатье. Но можно было целить в уязвимые места, в коней (они далеко не везде были прикрыты доспехами) или в просветы для глаз забрал рыцарских шлемов. Английские лучники так и делали.
Боевой порыв кавалерии был ослаблен, ибо многие рыцари пали, таки не добравшись до вражеских рядов. Те же, кто добрался, напоролся на гребенку выставленных вперед копий.
И тяжелая кавалерия увязла в грязи и падала под стрелами врагов и пехотинцы стаскивали неповоротливых рыцарей с седел и убивали их. Французские потери (из лиц благородного происхождения) составили, по меньшей мере, 5 тысяч убитыми и тысячу пленными. Сам коннетабль Франции Карл д'Альбре погиб. Герцог Орлеанский попал в плен. Английские же потери составили всего 13 тяжелых всадников и около 100 пехотинцев!
Это поражение в очередной раз показало, что феодальная армия изжила себя, и не может более достойно противостоять набранному ополчению из простых людей. Ситуация усугубилась с началом активного использования огнестрельного оружия сначала в качестве осадной, а затем и в качестве полевой артиллерии. Критическая ситуация, сложившаяся во Франции в области военного дела к началу XV века, вынудила короля Карла VII провести военную реформу, коренным образом изменившую облик французской, а затем и европейской армии.
Согласно королевскому ордонансу, изданному в 1445 году, во Франции создавался регулярный воинский контингент. Набирался он из дворян и представлял собой тяжело вооруженную конницу. Эта кавалерия делилась на отряды или роты, которые состояли из "копий". В "копье" обыкновенно входило 6 человек: один кавалерист, вооруженный копьем и пять вспомогательных конных воинов. Помимо этой конницы, носившей название "бан" ("знамя") и набиравшейся из непосредственных вассалов короля, в контингент включались еще артиллерийские части, части лучников и пехота. В четвертый раз наступать на те же самые "грабли" французы более не хотелит и потому с того времени, когда встречались две враждующих армии, в первую очередь начинался обстрел врага из пушек.
Противники рыли укрепления для своих войск, дабы спастись от вражеских ядер. Это были траншеи и валы. Лагеря же стали окружать повозками и строить из них так называемые вагенбурги. Во все стороны от лагеря высылались дозоры, достигавшие иногда пятидесяти копий, то есть трехсот человек численности. В бою враждующие стороны стремились добраться до артиллерии друг друга для того, чтобы захватить орудия.
То есть воевать стали по иному. Появилась качественно новая тактика войны.
*Коннетабль — главнокомандующий французскими вооруженными силами в те времена.
Часть 3
Европа: Военное искусство в XVI–XVII веках и Тридцатилетняя война
Глава 1
Кавалерия рейтаров и её роль в новой войне
(сплоченность и натиск)
Мы уже говорили о том, что рыцарская кавалерия уступила место пехоте и стала вспомогательной силой. Но это совсем не означает, что роль конницы была сведена на нет.
Только рыцарская кавалерия стала ненужной и даже вредной, но совсем не кавалерия вообще. Ведь если вспомнить битвы, о которых мы говорили в части второй, то становиться понятно, что назвать конницу рыцарей регулярной кавалерий вообще нельзя. Это была анархичная по своей сути и малоуправляемая полководцами сила. В битве при Крэси многие рыцарские отряды, будучи уверены в быстрой и легкой победе, не желали подчиняться приказам короля и самовольно устремились в атаку, что и привело к поражению.
Рыцарская конница это сборище индивидуальных бойцов и это в новой войне было совершенно не нужно. А нужна была сплоченная и единая тактическая единица — конный полк.
В начале XVI века получил распространение пистолет, как новое оружие. Пистолет был с кремневым замком, и выстрел производился одной рукой, а это был громадный прогресс если сравнить его с тяжелой и крайне неудобной аркебузой. Правда и выстрел из пистолета был прицельным только на небольшом расстоянии, но для конного боя это было и не нужно. Кавалерия сближалась в бою вплотную, и с трех шагов можно было стрелять в противника наверняка.
И вот благодаря этим самым пистолетам и появился новый тип всадников — рейтары. Их основным вооружением были пистолеты и палаш. Новое оружие уже не требовало такого профессионализма для конного боя, в каком нуждались рыцари, что годами тренировались и оттачивали свое умение всадников. Рейтара готовили не более трех лет, а то и менее.
Каждый рядовой рейтарского полка имел от 4 до 6 пистолетов. Строились рейтары глубокими массами, по 17 шеренг в глубину. Первая шеренга рейтаров при сближении с противником стреляла в упор из пистолетов и отъезжала влево за фронт, после чего в атаку шла вторая шеренга и так далее. То есть пехотная тактика того времени (о ней мы станем говорить немного позже) полностью перекочевала в кавалерию.
Легкость обучения привела к тому, что рейтарских полков стало много, и они были относительно дешевы, по сравнению с отрядами рыцарей, что воистину были "золотыми".
Рейтарская тактика была серьезным ударом по тогдашней стрелковой пехоте — мушкетерам и пикинерам. Упертые в землю пики отлично останавливали закованных в сталь рыцарей, но рейтары разбивали строй пикинеров пистолетным огнем. И стальные нагрудники не защищали от круглых свинцовых пуль, что оставляли страшные рваные раны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Книги похожие на "Искусство войны: Древний мир и Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Андриенко - Искусство войны: Древний мир и Средние века"
Отзывы читателей о книге "Искусство войны: Древний мир и Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.