» » » » Сергей Фетисов - Хмара


Авторские права

Сергей Фетисов - Хмара

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Фетисов - Хмара" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Мордовское книжное издательство, год 1974. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Фетисов - Хмара
Рейтинг:
Название:
Хмара
Издательство:
Мордовское книжное издательство
Жанр:
Год:
1974
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хмара"

Описание и краткое содержание "Хмара" читать бесплатно онлайн.



Все дальше и дальше уходят в прошлое грозные годы Великой Отечественной войны. Поднялись и идут друг за другом, как волны, новые поколения, для которых война — история, а не личная автобиография. С пристальным вниманием вглядываются сегодняшние двадцатилетние в пропахшую порохом юность своих отцов, свято чтят память тех, кто отдал за Родину самое дорогое — жизнь.

Эта книга — малая частица огромной и далеко еще не оконченной художественной летописи войны. Написана она на документальном материале и рассказывает об истории создания, борьбы и трагической гибели-подпольной организации, действовавшей на оккупированной гитлеровцами территории — в приднепровском селе Большая Знаменка.

Автор — сам участник Отечественной войны, пишет он о своих сверстниках, поэтому ему удалось показать в романе не только фактическую сторону событий, но и, что не менее важно, духовный настрой комсомольцев военного поколения.






В камере Никифору развязали руки. Первым делом он принялся их растирать: похоже было, что отморожены.

Боль в пальцах не дала ему заснуть в ту ночь. И не только боль. Мысль о том, что он так глупо влип со старухой Казимировой, мучила его не меньше.

Рано утром его повезли дальше, в Никополь.

С тоскливым удивлением он увидел, что подвода подъехала как раз к тому дому на Гамбургерштрассе, перед которым десять дней назад он стоял в толпе женщин и подростков. Эсэсовец, похожий на того, который выходил тогда на крыльцо, а может и тот самый, записал фамилию, имя и причину ареста Никифора, проставил день и часы доставки арестованного.

Едва только захлопнулась за Никифором дверь общей камеры, навстречу ему спрыгнул с нар коренастый, обросший щетиной парень. На лице у него вытанцовывалась кривая улыбочка, глаза смотрели со странным выражением.

— Шумбрат! — сказал он, легонько толкая Никифора в плечо.

— Семен! — узнал Никифор. — А где же?..

— Я здесь, — сказал Орлов, подходя. — Ты обо мне хотел узнать? — хохотнул он, видя удивление в глазах Никифора.

Трудно было узнать в изможденном человеке прежнего Орлова. Его смолисто-черный чуб острижен под машинку, щеки ввалились, при разговоре он пришептывал: верхняя губа была чем-то рассечена и вздулась.

— А где…

— Наташа, хочешь спросить? — перебил его Орлов. — Я о всех девчатах спрашиваю, — смутился Никифор.

— Через две камеры от нас, — ответил Семен. — Все там: Лида, Наташа, Анка, Нюся, Лена и Киля…

— С вами что за люди сидят? Какие-то зеленые хлопчики!.. За что их? — спрашивал Никифор, не переставая оглядываться.

Орлов, нагнувшись к его уху, прошептал:

— Из никопольской комсомольской организации. Выдал провокатор. Среди остальных есть уголовники и всякая шушера. Так что держи язык.

25. О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ

Женские камеры были переполнены. Здесь сидели матери и жены советских работников, женщины, приютившие беглых военнопленных, арестованные при облавах и обысках.

В своей камере Наташа сразу же обратила внимание на группу никопольских девчат, приблизительно равных с ней по возрасту. Те держались особняком. Так же обособленно вели себя и Знаменские девушки; не только землячество, но общее дело, из-за которого все они и очутились здесь, выделяло их из остальных.

У никопольских верховодила невысокая, с кроной пепельных волос подвижная украиночка — Лида Назаренко. По сходству ли характеров (Наташа и Лида одинакова старались не поддаваться унынию и грусти) или по другим каким причинам, девушки быстро почувствовали взаимную симпатию и познакомились.

— Здесь никто не задерживается больше месяца, — рассказывала Лида Назаренко новой знакомой. — Или концлагерь, или расстрел. На волю отпускают редко, так что нам будет одно из двух. Если машина будет открытая и конвойные в пилотках — это из лагеря. А если закрытый грузовик — у них тут в жандармерии есть такой, с железным кузовом — и конвойные в стальных шлемах, то наверняка на тот свет…

— И часто увозят? — содрогаясь, спросила Наташа.

— Примерно раз в неделю. За последнее время в связи с массовыми арестами быстрей стали работать. При нас три отправки было, а мы и двух недель еще не сидим.

Наташе очень хотелось спросить, по какому делу арестованы Назаренко и ее подруги, но она не решалась. И хорошо сделала, что не спросила, потому что нескромные вопросы рождают недоверие; Назаренко обязательно насторожилась бы, и тогда Наташа никогда б не узнала, что Лида — до войны десятиклассница и секретарь школьной комсомольской организации — руководила молодежным подпольем Никополя, и что именно она была правой рукой того дядьки Панаса, который приходил к Никифору.

Все это Наташа узнала позже, а на первых порах, пока девушки присматривались друг к другу, они незаметно для самих себя и для остальных тоже стали душою камеры, тем центром, который возникает в каждой компании, в каждом большом или малом сообществе людей и задает тон.

А тон Наташа и Лида задавали, надо сказать, бесшабашный, ибо веселье, самое безудержное веселье, было лучшим лекарством против уныния и мрачных раздумий. В камере подобрались девчата с хорошими голосами. Первый раз, когда Наташа затянула свою любимую «Каховку», в дверь забарабанил дежурный полицай и закричал:

— Прекратите! Сейчас же перестаньте!

Хор девичьих голосов упрямо подхватил песню. Полицай побежал докладывать жандармскому офицеру. Тот пришел, постоял, послушал и… разрешил. Он не понимал слов, но мотив ему нравился: до службы в фельджандармерии он играл в джазе одного из мюнхенских кабачков. С тех пор девушки пели на его дежурствах беспрепятственно, а сам он приказывал иногда открыть дверь камеры, садился напротив на стул и слушал. Странное впечатление производил он, жандармский офицер, палач, наслаждавшийся девичьим хором. Щедра природа чудесами — бывает и такое.

Присутствие жандарма вначале смущало, а потом девчата махнули рукой: хай его к бесу слушает, лишь бы не мешал.

Со временем выработался даже определенный репертуар. Начинала всегда Лида Белова, обладавшая звучным и сочным голосом. Чаще других песен заводила она старинную украинскую:

 Ой, у полi могила
 3 вiтром говорила:
 Повiй вiтpe, тихесенько,
 Щоб я не марнiла,
 Щоб по менi трава росла,
 Та ще й зеленiла.

Пела Лида, закрыв глаза, прислонившись спиной к стене. Рвался из каменной клетки ее страстный голос, достигал ушей Семена, и тот прикладывал ухо к дверям своей камеры, тихо улыбаясь и маня к себе Никифора и Петю Орлова. Прекращались разговоры во всех камерах, затихала, вслушиваясь, вся тюрьма.

А Лида, дав грусти овладеть душами, внезапно запевала лукавую и задорную:

 Як пiд вишнею, пiд черешнею
 Стоiть старий з молодою,
 Як iз ягодою.

С подмывающим мотивом на середину камеры выплывала, изогнув стан и поводя кокетливо плечами, Анка Стрельцова. У нее не получались стремительные, огневые пляски — на них были мастерицами Наташа Печурина и Лида Назаренко, зато Анка была королевой медлительных и плавных танцев. Распушив косы, поблескивая в улыбке сахарно-белыми зубами, она была пленительно хороша. Даже в тюрьме не погас ее румянец, кожа не потеряла бархатистую свежесть, а темные глаза — таинственный блеск.

Иногда пляска переходила во всеобщую. Кончали же зачастую боевой и бодрящей «Каховкой»-песней-знаменем, от которой веяло неиссякаемой волей к жизни, неколебимой верой в победу. «Каховку» подхватывали в своей камере хлопцы, а однажды подхватили ее где-то внизу, в подвалах, где, по слухам, были заточены коммунисты.

Именно к этому периоду и относится записка Лиды Беловой, которую она передала, зашив в грязное белье. Эта записка сохранилась и дошла до нас, поражая глубоким оптимизмом и верой в правильность избранного пути. Вот она:

Здравствуйте, любимые папочка, мамуся, родная сестричка Нюрок и сыночек Николенька! Записку вашу в передаче получила, очень вам благодарна. Я рада, что услышала дорогие для меня голоса. Из продуктов получила все, только мыло почему-то не передали. Я знаю, дорогие родители, что отняла у вас много здоровья. Мне жаль, что так получилось. Если я не вернусь, но вернется Николай, то сына ни за что не отдавайте. Я не хочу, чтоб какая-то мачеха измывалась и командовала над моим ребенком. Будьте вы, мама и папа, ему матерью и отцом, а ты, Нюрок, сестрой. Жива буду — вернусь. О нашей судьбе нам ничего неизвестно. Точнее известно так: или лагерь, или расстрел. Все равно, как так жить, лучше умереть. Нас здесь много сидит по политике. Но никто не падает духом, поем, танцуем, рассказываем друг другу, что знаем, и думаем о будущем. А о смерти и не думаем. Папа, как ехать в Германию, то лучше умереть на своей земле. Не страшно умирать, но жалко вас с сыном. Не будем думать о смерти, а будем думать о будущем. Привет всем от меня. Шурику спасибо за сало. Целую вас, папочка, мамуся, сестричка Нюрок и сыночек Николенъка.

Ваша Лидия.

Но пришел конец песням и пляскам. Однажды в утренних сумерках на тюремный двор въехала закрытая машина, из нее выпрыгнули немецкие солдаты в стальных касках. Проснувшаяся тюрьма насторожилась. Чей черед? Кого повезут на расстрел в этот раз?

Из подвала вывели пятерых со связанными руками — двух женщин и трех мужчин. Пока солдаты открывали задний борт автомашины, пятеро прислонились друг к другу плечами и запели «Интернационал».

— Вон та, в синей жакетке, Ксана Петровна Довженко, наша бывшая учительница, — прошептала Лида Назаренко. Вместе с Наташей она стояла у окна камеры.

Наташе ничего не сказало это имя, но если бы его услышал Никифор, он понял бы многое. Наташа обернулась к своей новой подруге, намереваясь о чем-то спросить, но вопрос застыл на губах. По щеке Лиды катилась слеза. Впервые плакала она с тех пор, как ее знала Наташа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хмара"

Книги похожие на "Хмара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Фетисов

Сергей Фетисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Фетисов - Хмара"

Отзывы читателей о книге "Хмара", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.