» » » » Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству


Авторские права

Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Здесь можно скачать бесплатно "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Альманах «Странный мир», год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Издательство:
Альманах «Странный мир»
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Описание и краткое содержание "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать бесплатно онлайн.








ДВИЖКИ (оживки, отметки) — белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — двенадцать основных праздников, установленных русской православной церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включает в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение и Успение Богородицы — и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

ДЕИСУС. деисусный чин (греч. — моление, прошение) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов св. мучеников и пр. Основной догматический смысл подобных икон — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии (отсюда Деисус как ядро композиции «Страшный Суд»). В после-иконоборческую эпоху икона «Деисус» помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса (см.).

ДИАКОН (греч. — служитель) — младшая из трех степеней священства (диакон, священник, епископ). В раннехристианской церкви выступал, прежде всего, как посредник между епископом и паствой, а затем — как помощник при богослужении, принимающий участие в совершении св. таинств, но не имеющий права совершать их самостоятельно. Понятие «диакон» как служитель церкви встречается уже в апостольских посланиях.

ДИАКОНИССА — в восточной церкви IV–VIII вв. особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении св. таинств. Предшественницами диакониссе были т. н. вдовы-служительницы, упоминаемые в посланиях Павла и в сочинениях церковных писателей I–III вв. С распространением монашества чин диакониссы в восточной церкви постепенно исчезает.

ДИАКОННИК— помещение в южной части алтаря, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ — святитель, один из ближайших сподвижников апостола Павла, обращенный в христианство после проповеди Павла в афинском ареопаге (Деян XVII, 34). По преданию, первый епископ Афин. Средневековая традиция приписывала Дионисию ряд мистико-догматических сочинений: «Об именах Божиих», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и др., а также некоторые послания, в том числе «Об Успении Богоматери» и «О кончине апостола Петра». Первые упоминания об этих сочинениях относятся уже к началу II века, когда, по всей вероятности, они и были созданы. Помимо ортодоксального учения о небесных силах и их классификации (см. Ангелы) сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, содержали важнейшие идеи, положенные в основу средневековой христианской эстетики, в том числе концепция иконного образа как «небесного подобия», представленного наглядно «ради слабости нашего понимания». Память 3(16) октября.

ДИПТИХ (греч. — дважды складываю) — две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме; в ранеехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой — усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборческих гонений священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих (складень), сохраняющий свою форму до настоящего времени.

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ — христианский святой, великомученик. Сын солунского воеводы, тайно исповедовавшего христианство. Был назначен языческим императором Максимианом на пост проконсула, активно способствовал распространению христианства. В 306 году, после открытого исповедания веры, претерпел мученическую кончину. Пользовался особым почитанием среди славян (в том числе в России), так как происходил, по преданию, из славянской семьи. Память 26 октября (8 ноября).

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ, Христос — символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св. Писании (Ис XL, II, Ин X, 11). Изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче — с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3–7). В условиях гонений на христианство этот образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее скором времени Царство Божие. Был ориентирован на аллегорический язык позднеантичного искусства.

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО Божественное — богословное понятие, раскрывающее изначальный Божественный промысел о твари (творение, воплощение, спасение рода человеческого и др.) и являющееся выражением абсолютной мудрости Бога. Восходит к IX главе ветхозаветной книги Притч Соломона — «Премудрость создать себе дом». Понятие «Божественное домостроительство» встречается уже в сочинениях отцов церкви; особую популярность оно получило у русских церковных писателей.

ДОСТОЙНО ЕСТЬ — 1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии Иоанна Златоуста — в ее заключительной части, после освящения Святых Даров, одна из самых распространенных Богородичных молитв. Икона, иллюстрирующая это песнопение, разделяется обычно на четыре клейма (в соответствии с четырьмя стихами) и представляет Богоматерь в окружении прославляющих ее пророков, апостолов, отцов церкви и т. д., а также — на одном из клейм — в окружении девяти чинов ангельского воинства («Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»).

2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, с которой предание связывает чудесное обретение песнопения «Достойно есть». Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Козьмы Маюмского («Честнейшую херувим…»), после того как архангел Гавриил, явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Это событие предание относит к IX веку. Икона, перед которой молился инок, получила наименование «Достойно есть». Судя по сохранившимся спискам, на ней были представлены Богоматерь и младенец-Христос со свитком — по пояс, а вокруг — летящие ангелы, славословящие Богоматерь. Память 11 (24) июня.

ДРЕВО ИЕССЕЕВО — символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином (см. Двенадцать колен Израиля) из царского рода Давида, сына Иессеева. Заимствовано из пророчества Исайи (Ис XI, 1–5). Полностью родословие Иисуса Христа приведено в Евангелиях от Матфея (Мф I, 1-17) и от Луки (Лк III, 23–38). Икона «Древо Иессеево» представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.


Е


ЕВАНГЕЛИЕ (греч. — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. Наряду с каноническими известны также апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелия от Никодима, от Фомы, от Филиппа и др.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. — благодарение) — одно из семи таинств православной церкви; причащение присуствующих на литургии хлебом и вином (Святыми Дарами), приготовленными и освященными во время литургии. Совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками (см. Тайная вечеря), во время которой он преломил хлеб и раздал вино, чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф XXVI, 17–35, Мк XIV, 12–31, Лк XXII, 17–38). Таинство причащения, учрежденное самим Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих в нем причастниками тела Христова, т. е. христианской церкви. Изображение сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI веках и помещается обычно в абсиде православных храмов, т. е. там, где собственно происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы апостолов (по шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно или два изображения Христа — причащающего вином, а также изображения прислуживающих ангелов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Книги похожие на "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Гладышева

Е. Гладышева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Гладышева - Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству"

Отзывы читателей о книге "Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.