» » » » Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества


Авторские права

Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества
Рейтинг:
Название:
Движущие силы и основные пути развития человеческого общества
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Описание и краткое содержание "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются движущие силы развития человеческого общества. Прослеживаются основные пути развития общества (формационный, цивилизационный, управленческий), обусловленные действиями этих сил. Дается механизм социальных изменений и развития общества, в том числе механизм кризиса в СССР.






Возникновение этноса - во многом психологический процесс. Конечно, он базируется на реальных отличиях народов (в частности культурных, в том числе языковом отличии), но все же определяющий момент - психологический. Чем австриец отличается от немца? А почитай что ничем. Культура, в частности, язык, одинаковые. Но один считает себя австрийцем, а другой - немцем. И все тут.

Чтобы появился народ, т.е. образовалась нация, необходима определенная степень дискретности сообществ, а индивиды этих сообществ должны почувствовать и осознать эту дискретность, отличие своего сообщества от других объединений подобного рода. Чаще всего такое осознание приходило в процессе и в результате исторических катаклизмов в эпоху становления классового общества. Тогда с развитием грабительских войн, сопровождающихся завоеваниями и миграциями, началось массовое смешение родов и племен. Но иногда дело обходилось и без существенных социальных потрясений. Скажем, первое объединение, которое большинство ученых признает в качестве этноса - ПЛЕМЯ, возникло без таких потрясений.

Человеку вообще присуще качество ощущать единство, сопричастность, принадлежность к определенному сообществу, объединению, категории людей (как бы "слипаться" в группу), отличая их по признаку "свой-чужой". Такие сообщества, объединения могут быть достаточно кратковременными (например, очередь в кассу магазина) и долговременными (студенты одного института, моряки одного корабля). Этническая общность - чрезвычайно устойчивое объединение людей. Чувство принадлежности к нему человек ощущает всю жизнь и передает его своим потомкам. Этнос можно определить как исторически сложившуюся на определенной территории , устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Естественной предпосылкой образования этноса является территория. Но после того, как он сформировался, этот признак теряет свое значение. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный организм и постоянно воспроизводится через внутренние браки и социализацию. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации. Внешней формой этноса является самоназвание: русские, немцы и т.д.

Понятно, что этническое деление людей обладает известной долей размытости, так как народы и культуры пребывают в постоянном изменении и взаимопроникновении. Характерен здесь пример Советского Союза, где происходило энергичное образование нового народа - Советского, основным стержнем культуры которого был пролетарский интернационализм и равенство всех народов Советского союза.

Исторически культура появилась раньше этносов и останется существовать в виде всепланетной культуры после исчезновения этносов. Но это произойдет еще очень и очень не скоро. Пока же процесс развития общества протекает не только в русле формационном , но и в форме возникновения, расцвета и гибели народов, каждый из которых обладает своей культурой и психологическим складом, т.е. по линии создания КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА.

Генезис этноса в истории выглядит следующим образом. Возникновение культуры можно уверенно отсчитывать от погребальных захоронений неандертальцев, т.е. еще от праобщины. На стадии раннепервобытной общины существовали строгие правила поведения индивидов, обычаи и традиции (например, инициации), появились начала изобразительного и музыкального искусства, что не оставляет сомнений в наличии развитой культуры на этой стадии. Как уже отмечалось в развернутой характеристике первобытно-общинного строя, на стадии позднепервобытной общины культура получила дальнейшее развитие в связи с появлением производящего хозяйства, которое вызвало к жизни множество новых мифов и праздников, связанных с плодородием, солнцем и т.д. Развитию устного творчества способствовало развитие языка.

В то же время в пространствах ойкумены на стадии раннепервобытной общины культуры и языки отдельных человеческих сообществ не разнились дискретно. Имела место своего рода непрерывность, когда культура и язык менялись постепенно от сообщества к сообществу. Это препятствовало возникновению самосознания и ощущения "свой - чужой", что является непременным признаком этнической общности. Языковые общности, как правило, сопутствуют этническим общностям. Только на стадии позднепервобытной общины начали образовываться отдельные языковые семьи. Различают "ранние прародины", где начинался процесс сложения этих семей, и "поздние прародины", где он продолжался. Выделились афразийская, индоевропейская, картвельская, эломодравидская, уральская и алтайская семьи. Тем не менее, даже на этой стадии можно говорить только об очень раннем этапе сложения этноса, представителем которого могло служить племя. Племенное самосознание только еще созревало, а самоназвание не всегда было достаточно четким. Образование народов только началось. Считается, что полностью завершилось оно лишь на стадии капиталистической формации.

В настоящее время ученые пока не пришли к единой систематизации цивилизаций. Н.Я.Данилевский насчитывал 13 типов "самобытных цивилизаций": египетский, китайский, индийский, еврейский и т.д. В части славянских народов он полагал, что они находятся на пути создания своего культурно-исторического типа. О.Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский и т.д., а также пробуждающуюся русско-сибирскую кльтуру. А.Дж.Тойнби выдвигал 6 основных культурно-исторических типов: первичные обособленные (египетская. андская), первичные необособленные (шумерская, минойская, индская, шаньская, майя) и т.д.

П.А.Сорокин первым допустил возможность появления цивилизации, объединяющей все человечество. Подобный подход в известной степени свойственен теориям индустриального и постиндустриального общества. Согласно последней общество проходит три основных стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. На первой стадии преобладает сельское хозяйство, на второй - промышленность, на третьей - сфера услуг. Этим стадиям присущи соответственно следующие организации: церковь и армия, корпорации, университеты. По сути своей теории индустриального и постиндустриального общества являются перелицовкой теории формаций (с изъятием из нее революционного содержания), так как связывают прогресс с развитием производительных сил, называя их несколько иначе.

На современном этапе развития человеческого общества, в связи с бурным развитием информационных систем, следует ожидать значительных сдвигов во взаимопроникновении культур. Вместе с тем практика показывает, что путь становления единой цивилизации сложен и извилист, народы не торопятся расставаться со своей самобытностью. Да задача вовсе и не в этом. Она как раз в том, чтобы в общепланетной культуре осталось все то ценное, что есть в культуре каждого народа.


4.7. Управленческое направление развития человеческого общества


Из отечественных ученых исследованием этого направления в форме изучения системности и общества занимался В.Г.Афанасьев. В настоящем подразделе речь в основном идет о сознательном управлении через систему управления обществом, а не объективном, т.е. независимом от воли и желания людей.

Понятно, что существование человеческого общества невозможно без согласных действий индивидов, их организованности, их отлаженного взаимодействия, всего того, что называют упорядочением. Человеческому обществу, как составной части живой природы, свойственно упорядочение. Даже на стадии первобытного общества уже необходимо было выделять главаря (см. характеристику первобытно-общинного строя), который координировал бы действия индивидов. Тем более это важно при дальнейшем развитии общества. Поэтому совершенно естественным и очевидным является появление в обществе (как системе) управляющей подсистемы (властей), которой общество, уже в качестве управляемой подсистемы, вменяет в обязанность, руководствуясь интересами общества решать возникающие в повседневной жизни общества вопросы.

Ясно, однако, что выживают в первую очередь более организованные коллективы. В силу естественного отбора это как бы придает человеческому обществу свойство стремиться к повышению упорядочения. Поскольку упорядочение осуществляется через управление, то стремление к повышению упорядочения выступает в роли движущей силы развития управления в человеческом обществе.

Такова природа управленческого направления развития общества. Проследить развитие управления невозможно без знания основных понятий и элементов управления в обществе. Знакомство с ними будет нашей очередной задачей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Книги похожие на "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Петров

Виталий Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Отзывы читателей о книге "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.