» » » » Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества


Авторские права

Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества
Рейтинг:
Название:
Движущие силы и основные пути развития человеческого общества
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Описание и краткое содержание "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются движущие силы развития человеческого общества. Прослеживаются основные пути развития общества (формационный, цивилизационный, управленческий), обусловленные действиями этих сил. Дается механизм социальных изменений и развития общества, в том числе механизм кризиса в СССР.






РАСПЛАТА В БОЛЬШЕМ РАЗМЕРЕ - ЭТО УЖЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ, а значит знак появления частной собственности. Одно дело, когда избыточный продукт использовался как дарообмен. Тогда он не являлся частной собственностью. То была личная собственность. Иногда, в отличие от личной собственности, которую индивид употребляет для своего жизнеобеспечения (одежда, еда), личный избыточный продукт именуют обособленной собственностью. Но когда обособленную собственность используют в качестве ссуд и т.п. - она превращается в ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, т.е. СОБСТВЕННОСТЬ, ДАЮЩУЮ ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ за счет присвоения чужим трудом произведенного продукта, собственность, связанную с эксплуатацией.

Среди ранних видов эксплуатации различают рабство, эксплуатацию внутриобщинную - кабальничество и эксплуатацию межобщинную - военный грабеж, контрибуцию и данничество.

В первобытной общине рабство и другие формы эксплуатации отсутствовали. Военнопленных мужчин обычно умерщвляли, а женщин и детей адаптировали, т.е. делали их полноправными членами победившего племени.

С появлением богатства военнопленных стали использовать для увеличения богатства. Теперь военнопленных адаптировали на правах младших членов семьи. Это называлось ДОМАШНИМ РАБСТВОМ. Рабы использовались преимущественно в домашнем хозяйстве, выполняли самые непристижные работы. Как правило, они жили вместе с хозяевами, ели за одним столом. Обращение с ними было достаточно мягким (обычаи запрещали продажу, убийство и даже жестокое обращение с рабом, в последнем случае он имел право уйти к другому хозяину). В большинстве случаев раб пользовался определенными личными и имущественными правами. Во многих обществах рабы поначалу наследовали своим хозяевам, вступали в брак со свободными. В ряде обществ рабство вначале не было пожизненным, через несколько лет раб становился свободным. Став пожизненным, рабство не сразу стало наследственным: потомство раба получало свободу.

С ростом общественного производства домашнее рабство стало превращаться в ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. Расширились источники рабства: к захвату военнопленных добавились рождение в неволе и работорговля. Положение рабов резко ухудшилось, стало бесправным. Рабы не могли владеть собственностью и жениться по своему усмотрению.

Возникновение рабства усиливало расслоение среди общинников. Пленные прежде всего доставались родоплеменной и общинной верхушке. Эксплуатируя рабов, она увеличивала свои богатства. В ее руках оказывались лучшие пашни, стада, запасы ремесленных изделий. Обедневшие члены общины, беря у нее взаймы, попадали в долговую кабалу, кончавшуюся продажей или самопродажей в рабство. Так источники рабства пополнились еще кабальным рабством соплеменников.

На основе займов возникали и другие кабальные виды эксплуатации: отработка, ростовщичество, издольная аренда средств производства, когда плата за их использование осуществлялась долей произведенной продукции.

Простейшим видом межобщинной эксплуатации были военные грабежи, контрибуции. Чтобы избежать грабежей, слабые общины и племена платили своим более сильным соседям постоянную дань. По своей сути (производство прибавочного продукта в собственном хозяйстве работника, внеэкономическое принуждение) данничество близко к феодальной эксплуатации, в которую чаще всего и перерастало (например, у раннесредневековых славян).

Так на основе углубления общественно-имущественного расслоения и роста эксплуатации в первобытном обществе произошла поляризация групп населения по своему месту в системе производства, отношению к средствам производства и роли в общественной организации труда, т.е. ПРОИЗОШЛО ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССОВ.

Привилегии и богатства верхушечных слоев общества нуждались в охране от посягательств со стороны рабов, простолюдинов, бедняков. Родоплеменные органы власти, проникнутые духом демократии, для этого не годились. И они в конечном счете были заменены государственной властью, т.е. политической организацией.

Переход к ней был постепенен и многовариантен. Можно выделить три основных пути становления государственной власти: аристократический, плутократический и военный.

Аристократический путь связан с сохранением родоплеменной верхушкой своих экономических и властных позиций. Из характеристики первобытно-общинного строя известно, что в позднепервобытных общинах имелись мужские дома. В эпоху классообразования они стали организационными центрами особых союзов, включающих как родственников, так и не родственников, в том числе членов разных общин. В большинстве своем союзы превратились в объединения богатых людей, так как для вступления в них требовались крупные взносы, устройство дорогостоящих пиров и т.п. Но союзы вырывали своих членов из-под власти родоплеменной организации, защищали их влиятельное положение и собственность, терроризировали недовольных. От союзов был один шаг до вождеств, крупных предгосударственных объединений, как правило, не меньших, чем племя (название от слова "вождь"). В вождестве имелось несколько звеньев субординации (вождь, субвождь, старосты), располагающих аппаратом управления и принуждения. Власть вождя над населением включала даже право жизни и смерти. К признакам раннего государства , отличающим его от первобытнообщинных объединений, относят: отделение власти от народа, наличие податей, деление населения не по родоплеменному признаку, а по территориальному, наличие права. В вождествах, пусть и в начальном состоянии, но присутствовало большинство из этих признаков.

Плутократический путь связан с выдвижением бигменов, осуществляющих преимущественно кабальные формы эксплуатации и пользовавшихся ненаследственной властью.

Широкое распространение имел военный путь. С появлением богатства войны стали регулярными, они превратились в источник наживы. Военные руководители могли выходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. В процессе войн они нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Удачливые и добычливые военные предводители обзаводились сильной дружиной, спаянной не столько родоплеменными связями, сколько общностью военно-грабительских интересов. Разумеется, на содержание дружины шли большие средства. Но благодаря дружине предводитель мог рушить старые традиции и навязывать соплеменникам свою волю. Родоплеменная знать, заинтересованная в крепкой власти и защите своей собственности, не очень противилась новым тенденциям. Здесь прибавочный продукт добывался за счет грабежа и рабства. Менялась сама психология общества - достойным мужчины стал считаться не труд, а грабеж. Политической властью было военное предводительство.

Так на основе развития производительных сил, в процессе становления частной собственности и классов, в процессе развития в недрах исходной формации нового способа производства (рабовладельческого или феодального), через концентрацию у власти верхушки наиболее богатых слоев населения осуществился переход к новой формации.

Производительные силы рабовладельческого общества развивались в основном под воздействием кнута надсмотрщика. Когда этот способ перестал давать эффект, наиболее предприимчивые землевладельцы стали менять производственные отношения: они превращали рабов в колонов (далее в крепостных), т.е. нарезали им надел земли и давали свободу с условием работы на этом наделе и правом освобожденного оставлять себе часть урожая, снимаемого с надела. В силу заинтересованности работника в результатах своего труда отдача от работника возрастала. Положительные результаты такого способа производства (феодального) приводили к распространению его в обществе.

Бурные исторические события того времени накладываются на указанный формационный процесс, камуфлируют его. Достаточно широко распространенное мнение историков, что в большинстве государств рабовладельческий строй был разрушен в результате вторжения варваров и других войн не соответствует действительности. В результате войн разрушались государства, но не строй. Войны были и ранее, в эпоху расцвета рабовладения. И также разрушались государства, снова возвращались к жизни. Но в рамках той же рабовладельческой формации. Значит, дело не в войнах. В основе смены рабовладельческой формации феодальной лежала бoльшая продуктивность феодального способа производства, уже опробованного в рамках рабовладельческого строя, что и побуждало переходить к нему разрушенные войной рабовладельческие регионы. Возникали феодальные государства, где основным угнетающим классом были владевшие землей феодалы, а основным угнетаемым классом - крестьяне. Наряду с этим развивалось сословие ремесленников и купечество.

Многие регионы мира, в частности Русь, миновали рабовладельческую формацию, сразу шагнув из общинного строя в феодальный. Объясняется это тем, что заинтересованность в результатах своего труда, как фактор повышения производительности труда, был осознан в этих регионах на относительно более ранней ступени развития общества, чем в регионах рабовладельческих. А также историческими условиями, например, переход к феодализму на Руси происходил через данничество, а не через рабство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Книги похожие на "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Петров

Виталий Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Отзывы читателей о книге "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.