» » » » Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества


Авторские права

Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества
Рейтинг:
Название:
Движущие силы и основные пути развития человеческого общества
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Описание и краткое содержание "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются движущие силы развития человеческого общества. Прослеживаются основные пути развития общества (формационный, цивилизационный, управленческий), обусловленные действиями этих сил. Дается механизм социальных изменений и развития общества, в том числе механизм кризиса в СССР.






Потребности духовного характера побуждают к развитию духовной культуры. В силу разнообразия природных и исторических условий, в которых развиваются разные сообщества человеческого общества, развитие культуры этих сообществ, становление их психологического склада происходит по разному, чем в основном и обусловливается второе направление развития общества - путь образования культурно-исторических типов общества.

Наконец, существует еще одно направление развития человеческого общества - управленческое направление, тесно связанное с формационным путем развития общества и менее тесно - с образованием культурно-исторических типов общества. Движущей силой, действующей на этом направлении, является уже упоминавшееся, свойственное всей живой природе, стремление к повышению упорядочения, которое выливается в совершенствование управленческих структур в человеческом обществе. Учитывая важную роль управления в реализации двух фундаментальных направлений развития общества, объемность и своеобразие материалов по управлению, а также в связи с тем, что управленческий вопрос сравнительно недавно вошел в круг обсуждаемых вопросов по развитию общества и незнаком широкому кругу читателей, в данной работе возникла необходимость отдельно-параллельного рассмотрения управленческого направления развития общества.

В обществоведении развитие общества трактуется как разновидность социальных изменений (подвижек в обществе), имеющая характер "прогресса". В этом плане все социальные изменения, совпадающие с вектором любого из основных направлений развития общества, следует рассматривать как развитие общества.

Все направления развития сопутствуют друг другу и даже в какой-то степени "сплетаются". Тем не менее, в истории общества их можно проследить достаточно четко.


4.5. Формационный путь развития человеческого общества


Честь открытия формационного пути развития человеческого общества принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Формация - это определенная ступень развития общества, характеризующаяся только ей присущим СПОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВА. Способ производства является единством ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ и ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. К производительным силам относятся люди с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности, степенью заинтересованности в труде, а также применяемые ими средства производства - орудия и предметы труда, производственные сооружения, транспорт, источники энергии и т.п. Производственные отношения - это отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе общественного производства материальных благ. Производство всегда и при всех условиях есть производство общественное. Определяющими среди производственных отношений являются отношения производителей продукта к средствам производства (хозяева или рабы, крепостные, наемные работники), а также всецело зависимые от них формы распределения созданного в процессе производственной деятельности общественного продукта.

Развитие производительных сил вызывает соответствующее изменение производственных отношений. Производительные силы объективно требуют установления таких производственных отношений, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию производительных сил, ибо именно в этом случае обеспечивается наиболее полное удовлетворение потребностей людей.

Если производственные отношения не способствуют развитию и эффективному использованию производительных сил, то в обществе возникают кризисные экономические ситуации. Это заставляет общество заменять изжившие себя производственные отношения новыми, которые бы отвечали современным потребностям развития производительных сил. Смена формации происходит тогда, когда производственные отношения исходной формации перестают обеспечивать условия для развития производительных сил, по выражению К.Маркса накладывают на них "оковы" (начинают тормозить их развитие), неустранимые в рамках данной формации.

Строй (общественный) - это исторически сложившаяся система общественных отношений между людьми, присущая конкретной формации. Выражается, прежде всего, в характере производственных отношений и обусловленном ими политическом устройстве. Достаточно часто термины "формация" и "строй" употребляются как близкие по смыслу и даже взаимозаменяющие.

В истории человечества наблюдалось пять формаций: первобытно-общинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Классический механизм перехода к новой формации, обусловленный объективным управлением, выглядит следующим образом. Сначала на базе развития производительных сил в недрах старой формации начинает возникать новый способ производства и формироваться класс (либо общность), который в этом способе занимает руководящее положение, а потому концентрирует в своих руках экономическую мощь (богатства). Затем, в своих интересах и в силу этой мощи, он закрепляется (либо становится) у власти, знаменуя, тем самым, наступление новой формации. Приход к власти нового класса, а значит, смена формации, свидетельствует о том, что производственные отношения старой формации начали тормозить развитие производительных сил, ибо именно это не устраивает руководителей нового способа производства. (Здесь заметим, что переход к социализму в истории происходил не по указанной классической схеме с объективным управлением, а в силу сознательного управления. Подробнее это будет пояснено ниже)

Проследим действие механизма перехода к новой формации на всем формационном пути развития человечества.

Характеристика первобытно-общинного строя показывает, что он обладал весьма развитой культурой и устоявшимися общественными отношениями, которые базировались на коллективной собственности. Главари общин безотказно выполняли волю коллектива, т.е. обратная связь была полноценной. Тем не менее, как отмечалось ранее, к концу стадии позднепервобытной общины вполне определенно стала обозначаться тенденция к накоплению богатства в руках немногих (бигмены) и выдвижению в главари именно богатых людей, т.е. стали появляться признаки классообразования.

Чем это объясняется, в чем причина разложения первобытно-общинного строя, т.е. наступление периода классообразования?

Главная причина - РОСТ РЕГУЛЯРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ИЗБЫТОЧНОГО ПРОДУКТА. В период классообразования происходило заметное развитие производящего хозяйства (в частности, переход от мотыжного к пахотному земледелию, развитие кочевого скотоводства), возникли металлургия (медная и бронзовая, что особенно важно, железная) и другие ремесла (гончарное, ткацкое), усилился обмен, наконец, произошло выделение ремесел. Все это способствовало увеличению производства избыточного продукта. Истины ради следует заметить, что переход к классобразованию, правда, менее энергичный, наблюдался и в тех регионах, где общество еще не достигло эпохи выделки металлов.

Полученный индивидом избыточный продукт (земледельческий, на охоте, в скотоводстве) был его личной собственностью. Наглядность ЛИЧНОЙ заслуги в получении избыточного продукта делало отчуждение его в пользу общества не совсем справедливым, в том числе и по морали того времени. Но индивид не мог потребить его сам. Ведь не способен же человек съесть трех баранов, если ему достаточно одного! И избыточный продукт накапливался. Обмен позволял расширить ассортимент избыточного продукта - появлялось богатство.

Накопление богатств происходило прежде всего в семьях представителей родоплеменной верхушки. Ведь именно бигмены были основными собственниками богатств, а наследственные вожди - хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали роду или общине.

Возникновение и становление частной собственности происходило постепенно, в ожесточенной борьбе между новыми и старыми порядками, которые существовали тысячелетиями. Накопление отдельными семьями излишек ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в форме сокровищ противоречило самому духу первобытнообщинных традиций. Разбогатевший человек, в особенности бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, одаривать родичей, соседей, гостей и т.д. Скупой богач не только лишался авторитета, но мог лишиться имущества, а то и жизни. Нередкостью были случаи, когда удачливого земледельца или охотника объявляли колдуном. Отсюда понятно, почему в эпоху классообразования широко распространились обычаи публичного уничтожения накопленного имущества. Во множестве обществ при погребении умершего, особенно бигмена или вождя, его богатства демонстративно уничтожались. Иногда накопленное имущество время от времени уничтожалось и самим хозяином. Однако абсурдность такого поведения постепенно осознавалась людьми и первобытно-общинные традиции сдавали свои позиции. Общественные и имущественные различия становились все более заметными. Во внутриобщинные отношения стал проникать принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытесняя прежний принцип безвозмездной взаимопомощи. Теперь за помощь приходилось расплачиваться - сперва в том же, а затем и в больших размерах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Книги похожие на "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Петров

Виталий Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Петров - Движущие силы и основные пути развития человеческого общества"

Отзывы читателей о книге "Движущие силы и основные пути развития человеческого общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.