Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания."
Описание и краткое содержание "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания." читать бесплатно онлайн.
Книга об исторически значимом диалоге между ведущими западными учеными и Далай Ламой XIV. Совместная конференция посвящалась трем ключевым состояниям — сну, сновидениям и смерти, которые были названы известным неврологом Франциско Дж. Варела «теневыми зонами эго». В конференции участвовали такие известные ученые, как философ Чарльз Тейлор, психоаналитик Джойс Макдугал, психолог Джейн Гакенбах, культуролог Джоан Халифакс и невролог Джером Энджел.
Участники уникального обмена мнениями постоянно удивляют и восхищают нас своими находками сходства и различия между наукой и буддизмом. Книга-отчет об этом событии увлекательна и рассчитана на широкий круг читателей.
— Это немного похоже на общую практику визуализации Майтрейи, — сказал Его Святейшество. — Когда из сердца Майтрейи выходит нечто, похожее на облакообразный шнур и опускается вниз к другому существу, с которым вас связывают особенные отношения. Например, это может быть лама Цонкапа. В этом проявляется сходство с тем, что вы описали.
Чувства и ощущенияДжоан продолжала:
— Теперь рассмотрим предсмертные мысли, чувства и ощущения. Прежде всего, наиболее часто упоминается ощущение тепла.
— Тепла в эмоциональном смысле? — спросил Далай Лама.
— В предсмертном состоянии мысли, чувства и ощущения сплетаются в неразделимое единство, — сказала Джоан. — Исчезает также чувство боли, как будто тело после смерти не испытывает боль, которую испытывало раньше. Что касается зрительных переживаний, то люди говорили о разных огнях, свете, сиянии, ауре, очертаниях фигур, а также о темном туннеле. Слуховые переживания включали шум ветра, звон, жужжащие звуки, даже звук пилы и райское пение. Ощущение запахов не упоминалось, как и ощущение вкуса. Ощущений тяжести, движения и местоположения тоже не существовало. Вы находитесь в невесомом состоянии, не можете измерять и определять местоположение.
— Они чувствовали прикосновение? — спросил Боб Ливингстоун. — Обоняние, вкус и осязание требуют непосредственного контакта тела с химическим веществом или объектом.
Его Святейшество добавил:
— Это соответствует спорам буддистов о разных типах повышенного осознания. Есть свидетельства ясновидения и способности воспринимать звуки, находящиеся вне слышимости, но нет упоминания о повышенном вкусовом, обонятельном или осязательном восприятии. Эти три чувства не улучшаются благодаря медитации.
Пит Эйгель хотел узнать, прекращаются ли в процессе умирания зрительные и слуховые ощущения раньше, чем вкусовые и осязательные.
— Первым уходит зрительное осознание, — ответил Далай Лама, — затем слуховое. На последней стадии уходит обоняние, затем вкус и последним — осязание.
Джоан сказала:
— В моей клинической практике многие люди, с которыми я работала на последних этапах жизни, теряли чувство вкуса и запаха до начала умирания. Такое часто случается со старыми людьми. Обычно сначала снижается обоняние, затем вкусовые ощущения. Вкусовые ощущения частично остаются, но ближе к смерти они исчезают, иногда за несколько недель до смерти. В случае настоящей смерти последним уходит слух, даже люди, находящиеся в коме, могут иметь реакцию на звук.
— Это мы должны еще раз исследовать в соответствии с буддийскими учениями, — сказал Его Святейшество. — Этапы растворения, как это описано в Тантре Гухьясамаджа, требуют повторного анализа в свете того, что мы только что услышали. Согласно Сутраяне и Ваджраяне, последнее местоположение тепла в теле в процессе умирания находится в сердце.
— По своему опыту я знаю, — сказала Джоан, — конечности становятся очень холодными, холод поднимается по телу вверх, и последней областью тепла, сохраняемого не окончательно мертвым телом, является именно центр — сердце.
Его Святейшество кивнул:
— Согласно буддийской традиции, тепло исчезает сверху вниз и снизу вверх, задерживаясь в сердце. Считается, что лучше, когда тепло уходит, поднимаясь снизу вверх. В системе Сутраяны считается плохим, если тепло сначала исчезает сверху вниз.
— Физиологически энергия переносится циркулирующей кровью, и когда отказывает сердце, то первыми теряют энергию удаленные части системы кровообращения — конечности и голова, — пояснил Пит.
Его Святейшество обратился к присутствующим биологам:
— Верно ли, что мозг остается живым еще минуту или две после того, как остановилось сердце? В этом случае, не останется ли в нём тепло?
Боб Ливингстоун указал на то, что мозг составляет всего два процента веса тела, но он расходует двадцать процентов кислорода и глюкозы и использует двадцать процентов циркулирующей крови, поэтому в нем сохранится достаточно тепла. Я заметил, однако, что если мозг будет теплым, мы этого не почувствуем, потому что в мозгу нет ощущений. Только череп чувствует тепло головы, поэтому оба утверждения не противоречат друг другу.
— Я говорю исключительно о внешних ощущениях, — сказал Далай Лама. — Я не имею в виду свидетельство от первого лица о чувствах умирающего, а, скорее, внешний отчет об объективных исследованиях умирающего человека. С точки зрения третьего лица верно ли, что последние остатки тепла можно найти в сердце?
Боб подтвердил, что тепло дольше всего сохраняется в груди, хотя и необязательно в сердце.
— Как я упоминал ранее, когда мы говорим о сердце в этом контексте, мы не имеем в виду сердце как орган, но, скорее, как центр груди. Таким образом, это совпадает со взглядами Сутраяны и Ваджраяны на то, что первоначальное местоположение сознания при зачатии находится в сердце и точно так же последнее местоположение сознания перед смертью — тоже в сердце.
Боб сказал:
— Да, в этом есть совпадение. За исключением того, что для западных неврологов и врачей сердце никак не связано с сознанием.
Его Святейшество ответил:
— Конечно, кроме того, неврология не говорит о ясном свете. В обоих случаях, говоря о первоначальном и последнем местоположении, я говорил о том ясном свете, который находится вне параметров неврологии. Конечно, мы уже упоминали, что грубое сознание, зависящее от мозга, исключается.
Центральное ощущениеДжоан вернула разговор в русло темы:
— Происходят две важные трансформации познания. Мы уже упоминали трансформацию восприятия времени, которое смещается от хронологического — к вечному. Вторая — трансформация ясности ума. Люди в таком состоянии воспринимают себя обладающими большей умственной ясностью, чем в любых других состояниях. Пациент, переживший анафилактический шок, — аллергическую реакцию, которая может привести к быстрой смерти, — рассказывал: «Я полностью осознавал, что физически происходит и что происходит в головах тех, кто находился в комнате скорой помощи, вплоть до тех пор, пока меня не вернули к жизни, и в этот момент я был очень сбит с толку». Существует много свидетельств этой чрезвычайно точной умственной ясности. Когда они возвращаются в эту жизнь, они испытывают смятение. В спиритической литературе вновь умершие — те, кто только что умер, — описываются как сбитые с толку, смущённые.
Предсмертный опыт всегда характеризуется как некое путешествие, постоянно описываются средства передвижения. Очень часто такой опыт представляется в виде повествования. Моя мать пережила клиническую смерть, и описывала, как она на туристическом лайнере посещала порты разных стран, где бывала в прошлом, — они с отцом любили совершать круизы. Женщина из Индии рассказала, что она ездила на слоне. Вы видите психологическую и культурную обусловленность. В других рассказах людей с большой скоростью толкала невидимая сила, или крутила, или всасывала в темный туннель, или он плыл по этому туннелю. В иных случаях движение было похоже на процесс рождения, человек как бы проталкивался через матку или влагалищный канал в посмертное состояние. Ваше Святейшество, существует множество других образов, которые кажутся культурно обусловленными: прохождение через огромную воронку или трубу, вращение на головокружительных спиралях, спуск в колодец или пропасть, следование за светящимся проводником через темную долину и так далее.
Однако во всех рассказах присутствует движение из темноты к свету. Переживание света — это то, что исследователи называют центральным ощущением, которое остаётся общим для разных культур. Свет описывается как ясный, белый, оранжевый, золотой или желтый и совершенно другого качества, чем дневной, — он более яркий, но успокаивающий. Человек видит его и одновременно оказывается захваченным им. Кажется, что он полностью заливает разум. Он также излучает духовные качества, прежде всего мудрость и сострадание. Другими словами, нет различия между светом и умом, хотя ум является формой для этого света. В момент полного озарения человек, кажется, понимает все.
— Интересно, чувствуют ли люди под наркозом умиротворение и удовольствие просто благодаря прекращению их ощущений, вероятно, очень неприятных, которые были у них перед введением наркоза? — спросил Его Святейшество. — Здесь возможна параллель с человеком, приближающимся к смерти. Перед смертью тело, а возможно, и разум, должно испытывать большой дискомфорт, и уже само освобождение от этого дискомфорта будет восприниматься как покой и радость.
Джоан ответила:
— Свет — это зрительное переживание, но оно сочетается с ощущением блеска, ясности, прозрачности, теплоты, силы, чувством безграничной любви и всеобъемлющего знания. Это не только повторяется в описаниях представителей разных культур: подобное состояние света было описано и в средневековых свидетельствах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания."
Книги похожие на "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания."
Отзывы читателей о книге "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.", комментарии и мнения людей о произведении.