Григорий Дьяченко - Духовный мир
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Духовный мир"
Описание и краткое содержание "Духовный мир" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга, состоя в тесной связи с только что вышедшей книгой под названием: Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой. имеет, тем не менее, свое самостоятельное содержание и план. Главное назначение первой книги состоит в том, чтобы убедить читателя силою неотразимых фактов, добытых преимущественно из области опытной психологии, в той истине, что человек имеет душу, как разумную, свободную, бессмертную, духовную сущность, наделенную такими дивными свойствами, что они ясно и неотразимо свидетельствуют о ее богоподобии; – вторая, т. е. настоящая книга приводит читателя путем рассказов, полных, как нам кажется, самого глубокого жизненного интереса, и доступных по изложению и содержанию размышлений к дальнейшим истинам: к бытию Бога, Творца души человеческой и всего видимого и невидимого мира, т. е. бесплотных сил, из коих – одни святые ангелы, а другие – духи тьмы, демоны.
Составитель этой книги хорошо знает, что сухое, строго научное изложение здесь, как и в первой книге, было бы неуместно: и слишком ещё мало читателей у нас привыкло к чтению с таким изложением. Вот почему мы здесь, как и ранее, поместили и ряд рассказов, заимствованных из вполне достоверных и компетентных источников, которые показывают бытие Божие в природе, в душе человека, в частной жизни людей, во всемирной истории человеческого рода, в истории христианской церкви, и т. д.
Конечно, это не доказательства[1], в строгом смысле этого слова, истины бытия Божия, но это то, что заменяет их в известной степени, или, во всяком случае, это то, что приводит всякого непредубежденного человека к внутреннему сознанию необходимости бытия Божия и духовного мира вообще. Подобным же образом мы поступали и с другими главами – об ангелах и демонах.
В этой последней главе мы поместили весьма необходимую по нашему мнению статью, которая изображает характерные свойства большой истерии и дает возможность отличить истерический припадок и, болезни так называемых кликуш от одержания демонами, или беснования, что, к сожалению, к великому соблазну и еще, и большему вреду, нередко смешивается незнающими.
Цель настоящей книги – противодействовать злому духу нашего времени, который проповедует безбожие, грубый материализм и нечестие. Его гибельное дыхание, начинаясь из Парижа, как современного очага неверия и нечестия, мало-помалу, охватывает все страны мира и хотя еще не в – ясных, но грозных знамениях сказывается уже и в России[2] . Если бы по прочтении этой книги читатель приобрел живое, глубокое и сердечное убеждение в бытии духовного мира, – если бы, благодаря нашей книге, он пришел к более истинному и даже более радостному воззрению на мир и жизнь человека, которая вся проходит под воздействием божественного Промысла и бесплотных хранителей людей – св. ангелов хранителей, – если бы он из нашей книги почерпнул иное направление, вносящее в сферу мышления свет истинного знания, в сердце – мир и радость при представлении будущей посмертной жизни человека во свете блаженства с Христом, в область воли – мужество в несчастиях, бодрость в деятельности, терпение в скорбях и смиренную покорность божественному Провидению, – направление согласное с учением православной церкви и таким образом прямо противоположное гибельному и разрушительному духу нашего времени, вносящему в умы, сердца и волю своих поклонников умственный мрак, безысходную тоску и отчаяние, заключающееся иногда самоубийством, животную разнузданность в нравах и готовность к самым злым проявлениям извращенной воли, ко всяким преступлениям: то составитель, прося у него о себе святых молитв, счел бы труд свой вполне достигшим намеченной цели.
Протоиерей. Г. Дьяченко. 1900 г. июня 1 дня.
Б. Промысел Божий и человеческая свобода.
Образ Божественного Промышления видоизменяется в зависимости от его предметов: иной он в отношении к неодушевленной и неразумной твари, другой – в отношении к разумной твари земли, т. е. человеку (и ангелам). Правда, и в том, и в другом случае, – и в области нравственно-разумной, и в области неразумной природы, Промысел Божий не уничтожает действия естественных сил и законов той и другой области явлений, ибо все здесь совершается или создается совокупным действием промыслительной воли Божией и естественных сил твари; но иначе подчиняется воле Божественной тварь неразумная, иначе тварь разумно-свободная. Неразумная тварь безусловно подчиняется намерениям Божественного Промысла; подчинение же человека условное, оно обусловлено его свободою; в первом случае остается во всей силе закон физической необходимости, во втором господствует закон нравственной необходимости, где существо не принуждается, но побуждается к исполнению планов Божественного Промысла, – таким образом, что его свобода остается неприкосновенною.
Однако, при более глубоком исследовании вопроса об отношении Божественного промысла к человеческой свободе, весьма естественно возникают трудности к признанию неприкосновенности человеческой свободы перед Божественным Промыслом. Из учения о предметах и Божественного Промышления или из его всеобъемлемости и из всеведения Божия необходимо следует вывод, что Бог от вечности предопределил как в целом, так и в малейших подробностях течение вещей в истории и природе; а из могущества Божия («не изнеможет у Бога всяк глагол» [97]) следует и тот вывод, что план Божественный, которому подчинено все течение событий в мире, непременно осуществится и осуществляется, т. е. что все должно подчиняться ему с безусловною необходимостью, не исключая человека. С другой стороны, целость человеческой свободы представляется, по видимому, невозможною, в связи с безусловностью Божественных определений, в виду того, что разумно-свободная тварь может с сознательным упорством противопоставлять свою немощную волю абсолютной воле Божества (особенно в царстве злых духов). Из сопоставления этих двух сторон вопроса возникает дилемма, по видимому разрешимая не иначе, как отрицанием или Промысла для сохранения свободы, или свободы для сохранения Промысла; дилемма эта гласит, что признанием Промысла уничтожается свобода, а признанием свободы уничтожается Промысел.
Естественный исход из этой дилеммы дается правильным понятием о свободе вообще и о человеческой свободе в частности (настолько, что самой дилеммы при правильном понятии об этом не существует). Трудность значительно уменьшается, когда свободу отчетливо различают от произвола и разумеют под нею способность воли избирать для деятельности определения или мотивы, какие в бесчисленном множестве отовсюду предоставляются ей (в природе духа, тела, в обществе, внешней природе и т. д.). Если свобода наша состоит лишь в независимом по нашему выбору подчинении тем или иным действующим на нее импульсам (возбуждением), то, очевидно, что добровольное ее подчинение высочайшему и единственно-ценному импульсу – воле Божественной, не есть отрицание свободы; напротив, только подчинением абсолютной истинно-ценной воле Божества наша воля восходит на ту ступень, где она становится истинно-свободною и возвышается над рабством перед тварью. В глубоком и ясном познании истины жизни, т. е. воли Божественной, действующей в истории и в природе, и во всецелом, добровольном, радостном подчинении ей но любви к ее воплощению во Христе заключается единственное средство освобождения человеческой воли из состояния рабства твари в состояние разума и свободы. Если пребудете в слове Моем – сказал Господь Иисус Христос, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоан. VIII, 31 – 32).
Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Иоан. XV. 15). Итак, Промысел Божий не может сопровождаться отрицанием свободы воли тех, которые стремятся к свободе истинной; что касается других, то они все равно ее не имеют, – не имеют истинной и полной свободы. Однако и они (т. е. люди, не стремящиеся достигнуть свободы согласованием своей воли с волею Божественною и не умеющие молиться: да будет воля Твоя!), – и они не совсем лишены свободы в низшем чисто-психологическом значении слова. Если Промысел ограничивает свободу их действий, то свобода желания всегда остается при них. «Свобода созданного существа, справедливо замечает один богослов, состоит не столько в совершении действий, сколько в желании действий, возможных по обстоятельствам. Итак, когда Бог отказывает в средствах для выполнения воли, то Он не ограничивает свободы желания и только удерживает последствия желания [98]). В этом, в настоящих земных условиях, полагает сущность свободы (свобода желать) и христианская религия, по учению которой Бог вменяет человеку не столько действия, сколько настроения и побуждения или намерения при совершении их [99]); к этому свобода сводится и на практике или в опыте, что хорошо известно каждому, и что прекрасно выражено в одном месте у Шекспира: «наша воля с волей судьбы расходится так сильно, что нам редко свои намерения исполнить удается.
Мысль – наша собственность; ее же исполнение зависит не от нас (Гамлет, действие 3-е, сцена 2-я) [100]).
Все сказанное об отношении между Божественным Промыслом и человеческою свободою основано на слове Божием. В нем высказываются раздельно две мысли: во-первых, что действия и события, и вся жизнь отдельных лиц и народов совершаются по плану, от вечности предопределенному Божественным промыслом, так что в конце – концов и в области нравственно-разумного (истории) «из Того, и Тем, и в Нем всяческая» (Римл. XI, 36); во-вторых, планосообразный ход исторических и частно – индивидуальных событий по предопределению вечному не исключает некоторого места и для человеческой свободы: предведением абсолютно-ясновидящего Ума Божия отведено место в плане мироправления человеческой свободе – таким образом, что он и в подробностях согласован с нею и рассчитан на сохранение ее без ущерба окончательному результату или цели плана. Свобода сохраняется, кроме того, вышеуказанным путем «познания истины» и другими неведомыми и непостижимыми для нас путями.
а) Первая мысль, что окончательное направление событий в жизни – от Господа, выражается различно, например: в полу бросается жребий, но все решение его от Господа (Притч. XVI, 33). Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится (Ис. XIV, 24 – 27). – Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. X, 23; см. также: Εф. I, 11; Ис. XXII, 11). Она выражается также образно или сравнениями; так, жизнь человеческая, весь человек сравниваются, например, с тем, чем бывает глина в руках горшечника, а Промысел – с руками горшечника, который может делать из нее, что хочет, – и это весьма употребительное сравнение (Римл. IX, 18 – 21; Ис. XLV 9-11; Иер. XVIII, 1-10; Сир. XXXIII, 13); они сравниваются также с секирою, пилою, жезлом в руках Промысла (Ис. X, 15).
б) Вторая мысль, что план Божественного мироправления составлен не безусловно независимо от факта человеческой свободы, – напротив, принимает ее в соображение и с нею согласуется, высказывается также разнообразно, – в идее, например, об условности предопределения Божия вообще (Рим. VIII, 22 – 29; 1 Петр. I, 2; Сир. XXIII, 27-29; XXXIX, 31; Иер. XXVI, 13). Если Бог предопределяет участь людей (спасение одних и погибель других) по предведению того, как они будут жить, т. е характера их свободы, то это значит, что Он располагает план промыслительный применительно к этой свободе людей. (См. указ. книгу проф. богосл. Киевск. Универ. свящ. о. Светлова).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Бог в исторических судьбах христианской церкви.
А. Божество Иисуса Христа.
***
Самый главный и самый видный в житиях святых образ доказательств истинности веры в Иисуса Христа, как истинного Бога, Сына Божия, суть чудеса, совершенные ими силою Христовою. Вера св. угодников проявляется здесь не в слове, но именно в силе и славе Божией. Чудес совершенных св. угодниками пред язычниками, множество. Страдания св. мучеников обыкновенно сопровождались чудесами, которыми так ясно и торжественно доказывалось всемогущество истинного Бога в обличение ложных богов, исповедуемых язычниками.
1. По молитве к Господу Иисусу Христу яд терял свою смертоносную силу. Одному волхву приказано было языческим мучителем отравою уморить св. Виктора. Чародей сварил мясо со смертоносным ядом и подал святому. Св. Виктор помолился Господу Иисусу Христу и съел мясо без вреда. Волхв приготовил мясо с сильнейшим ядом и, подавая его святому, говорил: «если съешь это и останешься жив, тогда я оставлю свое волшебство и уверую в Бога твоего». Св. Виктор съел и это безвредно. Тогда волхв открыто пред всеми исповедал веру в Господа Иисуса Христа, пошел свой дом сжег все волшебные книги и сделался совершенным христианином [101]).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Духовный мир"
Книги похожие на "Духовный мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Дьяченко - Духовный мир"
Отзывы читателей о книге "Духовный мир", комментарии и мнения людей о произведении.