» » » » С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом


Авторские права

С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом

Здесь можно купить и скачать "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, ВКТ, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Рейтинг:
Название:
Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-055278-8, 978-5-271-21677-0, 978-5-226-00984-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Описание и краткое содержание "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать бесплатно онлайн.



Когда древняя Москва располагалась на северных берегах реки Москвы, с южной стороны речной долины лежали леса с множеством мелких селений. Земли эти, девять веков назад принадлежавшие вятичам, постепенно вошли в состав Московского княжества. Большая часть их была объединена в XIX веке в Зюзинскую волость.

Автор книги, профессиональный литератор и журналист, скрупулезно исследуя в архивах историю этой волости, занимавшей территорию между современными Кунцевом и Братеевом, сумела показать яркую, непрерывную во времени картину развития региона, селений, их владельцев и крестьянских родов, составивших коренную часть населения села Зюзина.

Книга, исполненная в жанре документальной эпопеи, охватывает период от курганных времен вплоть до 1960 г., когда земли бывших подмосковных волостей вошли в черту столицы.






Имелась лавка в деревне Старые Битцы, где стояло 47 дворов (101 мужчина, 97 женщин). Деревня находилась на Старой Серпуховской дороге, которая после строительства нового Варшавского шоссе хоть и потеряла прежнее значение, но все-таки служила нужной дорогой для селений, расположенных на ней.

Деревню Аннину, называемую также Новые Битцы, основал в 1853 г. тогдашний владелец битцевской дачи князь Николай Иванович Трубецкой, переселив крестьян из деревни Старые Битцы на новое Варшавское шоссе, проложенное вместо Старой Серпуховской дороги в середине XIX в. За тридцать лет в деревне появилось 35 дворов (111 мужчин, 108 женщин), лавка и трактир.

В селе Знаменском на речке Абица (Битца) крестьянских дворов не было, там имелись только церковь, господский дом и летняя дача.

В селе Киёво-Качалове, по имени которого названо Киёво-Качаловское благочиние, объединявшее пятнадцать приходов Южного Подмосковья, в том числе и приходы Зюзинской волости, была только церковь. Оно по-прежнему состояло из двух частей. На правом берегу речки Абицы – прежнее село Киёво с расположенными неподалеку от церкви господскими усадьбами (как правило, владельцев земель было три-четыре), с церковью, но без крестьян. Крестьяне жили напротив, на левом берегу речки, в деревне Качаловой. Когда Качалова оказалась ближе к новому Варшавскому шоссе, она разрослась, приобрела большее значение и практически поглотила крохотное Киёво. При этом возникло новое название: село Киёво-Качалово, в котором 37 крестьянских дворов (86 мужчин, 97 женщин) располагались по-прежнему на левом берегу.

Вид московской заставы

Неподалеку от Старокалужской дороги находились две деревни (прежде ведомства Главной Дворцовой канцелярии, а теперь Удельного ведомства) с крестьянскими наделами. Справа стояла деревня Беляева– 45 дворов (113 мужчин, 121 женщина), слева – деревня Деревлева в 40 дворов (135 мужчин, 140 женщин). В них никаких заведений не было; пользовались теми, что были в соседних селениях: Сергиевском-Конькове или Воробьеве, в приход которого эти деревни входили до 1772 г.[84], или в Москве.

В селе Воронцове при Старокалужской дороге имелось 25 дворов (63 мужчины, 71 женщина), господская усадьба, летняя дача, церковь и питейный дом.

Дальше по этому же тракту стояло село Сергиевское-Коньково. Здесь действовали две лавки. Оно состояло из двух частей, прежде двух самостоятельных сел. Но в крупном селе Конькове Дворцового ведомства с крестьянскими наделами – 43 двора (113 мужчин, 130 женщин), два трактира, летняя дача, начальное училище – своя церковь была упразднена, и село Коньково в 1803 г. приписали к приходу села Сергиевского. А во владельческом селе Сергиевском, на противоположной стороне тракта, где имелся только господский дом и дома причта, церковь действовала. Два села объединили, отдав приоритет в названии селу Сергиевскому.

В деревне Верхние Теплые Станы, также расположенной на Старокалужской дороге близ границы Московского уезда, – 23 двора (65 мужчин, 66 женщин), постоялый двор, две лавки и два трактира. В стороне от тракта находилось село Троицкое с церковью, где жило только духовенство и имелась летняя дача.

Дальше по тракту располагалась небольшая деревня Нижние Теплые Станы, в которой было только 11 крестьянских дворов (27 мужчин, 35 женщин).

В стороне от Старокалужской дороги, в одной версте от Боровской дороги, находилось село Тропарево– 60 дворов (193 мужчины, 200 женщин). Прежде село было монастырским владением (Новодевичьего монастыря), затем – Коллегии экономии, а позже владением Министерства государственных имуществ. В нем имелись церковь, трактир, начальное и земское училища.

В двух верстах от Калужской дороги располагалось село Узкое – Богородское, где находились 18 дворов (49 мужчин, 47 женщин), церковь и летняя дача.

В самом крупном селе Ясеневе – 150 дворов (313 мужчин, 326 женщин) – было шесть лавок, небольшой господский кирпичный завод, церковь, 2 начальных и одно земское училища.

В стороне от тракта, неподалеку от Ясенева, находились два сельца: Большое Голубино – 29 дворов (84 мужчины, 97 женщин) и Малое Голубино –16 дворов (27 мужчин, 20 женщин). В обоих сельцах имелись летние дачи.

Самая удаленная деревня в Зюзинской волости – деревня Румянцева села Орлова, от Старокалужской дороги в четырех верстах, от Серпуховского шоссе в двенадцати верстах, от станции Царицыно Курской железной дороги в пятнадцати верстах; в ней было 38 дворов (119 мужчин, 203 женщины), а товары крестьяне покупали в лавке села Орлова.

К 1917 г., когда Москва расширилась, поглотив пригороды до кольца Окружной железной дороги, изменились территории волостей и, соответственно, состав селений. В Зюзинскую волость вошло сельцо Семеновское, прежде бывшее в Троице-Голенищевской волости. А село Покровское (1425 жителей) и Бирюлевский поселок при одноименной станции (2500 жителей) были переведены в Царицынскую волость.

По состоянию на 11 июля 1918 г., перед слиянием волостей, Зюзинский Гражданский комиссар В.Л. Гаврилов составил список селений Зюзинской волости, указав число жителей в селениях, при заводах и имениях.

Селения: Зюзино – 605 чел., Волхонка – 150, Аннино – 455, Битцы – 286, Качалово – 353, Бирюлево – 195, Богородское – 270, Большое Голубино – 228, Малое Голубино – 115, Брехово – 101, Беляево – 417, Верхние Котлы, 1-й, 2-й, 3-й участки – 1720, Верхние Теплые Станы – 152, Нижние Теплые Станы – 97, Воронцово – 223, Коньково – 250, Деревлево – 402, Котляково – 700, Красное – 120, Румянцево – 330, Троицкое – 73, Тропарево – 696, Узкое – 139, Троицкое-Черемушки – 588, Чертаново – 474, Шаболово – 339, Ясенево – 1052, Семеновское – 1174. Итого в селениях жителей: 11 704.

Заводы: 1. Кирпичный завод Якунчикова при селе Черемушки – 315; 2. Акционерное общество Московский электролитический завод – 64; 3. Шелкокрутильная фабрика Льва Ивановича Катуара – 192; 4. Московский капсюльный завод при селении Теплый Стан – 278; 5. Кирпичный завод Кириллова при селе Воронцове – 37; 6. Кирпичные заводы при селе Зюзине: Романова – 16; 7. Лазарева-Станищева – 4; Кирпичные заводы: 8. Федорова-Новикова – 10; 9. Шмидта – 13; 10. Добычина – 13; 11. Немчинова – 7; 12. Ульянова – 7; 13. Якобсона – 13; 14. Капустина – 3. Итого при заводах постоянных жителей: 972.

Имения: 1. Имение при селе Воронцове «Культура» – 16; 2. Братьев Ирошниковых, село Коньково – 10; 3. Имение Бутурлина (Ясенево) – 13; 4. Имение «Узкое» – 37; 5. Имение Эсманского (сельцо Бирюлево) – 18. Итого в имениях жителей: 94.

Всего в районе Зюзинской волости – 12 770 человек[85].

Если, по сведениям исправника В.П. Афанасьева, в 1884 г. в тридцати селениях Зюзинской волости проживало свыше 6000 душ обоего пола, то в 1918 г. в двадцати восьми селениях проживало около 12 000 крестьян и около 1000 жителей на заводах и в имениях. Число жителей в Зюзинской волости возросло за тридцать два года вдвое.

Хозяйственное развитие региона

Подмосковные крестьяне, будучи крепостными и работая на владельца той земли, на которой они сидели, везли всякие запасы на двор вотчинника или помещика. Оттуда на своих же подводах они свозили эти запасы в Москву, в Кремль, на Патриарший двор, в монастырь, на московский двор боярина, захватывая с собой тот излишек, который могли продать в городе в свою пользу, чтобы запастись в ней чем смогут для своего деревенского обихода. Ездили крестьянские подводы и на ярмарки и торжки, происходившие во всех наиболее значительных селах. Влияние Москвы как крупного рынка чувствовалось на далеком от нее расстоянии задолго до того, как вокруг столицы начала зарождаться фабрично-заводская промышленность.

Наличие дорог сильно влияло на хозяйственное развитие этого региона. Конечно, возникающие железные дороги еще никак на нем не сказывались, они были нужнее для далеких от Москвы мест. Для Подмосковья важнее были тракты, которые к концу века шоссировались уже по специальной программе. Раньше всех – в 1840-х гг. – в широкое шоссе превратился Серпуховский тракт, при устройстве которого южнее дер. Волхонки, Изютино тож, дорога пошла несколько восточнее относительно старого тракта и получила новое название – Варшавское шоссе. А Старая Серпуховская дорога, на которой стояли сельцо Красное, сельцо Бирюлево и деревня Старые Битцы, осталась по-прежнему грунтовой. Эти селения стали терять свое значение, а у новой дороги возникали новые селения. Вместо Старых Битц в Зюзинской волости тогда появились Новые Битцы (Аннино). Грунтовым оставался и Старокалужский тракт.

Подмосковные крестьяне. Гравюра конца XVIII в.

Думаю, мало кто знает, что содержание дорог входило в обязанность жителей прилегающих селений. И на исправление всех дорог уезда (как, впрочем, и по всем губерниям) регулярно составлялось расписание, которое неоднократно использовалось. Так, в «Деле об исправлении дорог Московской губернии 1822 года» использовалось «учиненное в 1818 году Росписание селениям, назначенным к исправлению по Московскому уезду больших дорог»[86].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Книги похожие на "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Ярославцева

С. Ярославцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Ярославцева - Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом"

Отзывы читателей о книге "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.