» » » » Александр Морозов - Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765


Авторские права

Александр Морозов - Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Морозов - Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, год 1952. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Морозов - Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765
Рейтинг:
Название:
Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765
Издательство:
Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство
Год:
1952
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765"

Описание и краткое содержание "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765" читать бесплатно онлайн.



Фундаментальное исследование, на которое автор потратил 5 лет, со всей полнотой представляет нам не только образ одного из величайших русских ученых и поэтов, но и широчайшую картину жизни России той эпохи.






221

Когда в 1800 году Томас Юнг опубликовал статью о звуке и свете, в которой указывал на слабые места теории Ньютона, он был подвергнут в Англии жестокой критике и даже сам стал сомневаться в правильности своих суждений. Открытие Юнга и затем Френеля, доказавших волновые свойства света, сделали невозможным существование корпускулярной теории света в ее прежнем виде. В то же время поиски вещественной среды (эфира), продолжавшиеся до конца XIX века и даже в XX веке, оказались безрезультатными, что привело к крушению также и механической теории волн. Синтетическое решение этих вопросов было найдено лишь в новейшей теории фотонов. (См.: С. Вавилов. Диалектика световых явлений, «Под знаменем марксизма», 1934, № 4, стр. 69–70.)

222

Ф. Энгельс. Диалектика природы, 1948, стр. 221.

223

Приведено в кн.: С. И. Вавилов. Исаак Ньютон, изд. 2, 1945, стр. 148.

224

Вольтер. Основы философии Ньютона, гл. 1. Цит. по кн.: К. Н. Державин. Вольтер, 1946, стр. 105.

225

Т. И. Райнов. Ньютон и русское естествознание. В сб.: «Исаак Ньютон», пол ред. С. И. Вавилова, 1943, стр. 330.

226

Таблицы наблюдений Ломоносова были отпечатаны в академической типографии, однако считалось, что они утрачены, так как в 1787 году все издание, как неоконченное, было уничтожено. Только в 1951 году в библиотеке Академии наук СССР был обнаружен единственный печатный экземпляр труда Ломоносова: «Таблицы колебаний центроскопического маятника, наблюдавшихся в Петербурге» (96 стр.).

227

С. И. Вавилов. В. И. Ленин и современная физика, «Успехи физических наук», т. XXVI, вып. 2, 1944, стр. 117.

228

В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 2, стр. 166.

229

См. гл. «Явление Венеры на Солнце».

230

Записки артиллерии майора Михаила Васильевича Данилова, написанные им в 1771 году, М., 1842, стр. 105.

231

Только после смерти П. И. Шувалова, пользуясь тем, что Гом совершенно не платил в казну причитавшихся с него по обязательствам денег, удалось до срока упразднить его привилегию (в 1769 году). Ущерб, нанесенный Гомом русскому Северу, был огромен. Прекрасный корабельный лес был сведён на огромных пространствах. «Содрогнуться можно, увидев, сколько сей зловредный бродяга в пятнадцать лет начудодеял», — писал об этом наглом авантюристе в 1791 году побывавший на Беломорском севере друг А. Н. Радищева Петр Челищев (1745–1811).

232

«Переписка И. И. Шувалова с Г». «Вестник Европы», 1826, № 7, апрель. Имя французского атеистического писателя не могло быть названо по цензурным соображениям.

233

Письмо Ломоносова от 19 января 1761 года. Пушкин, сам страдавший от невыносимой обстановки, созданной вокруг него светским обществом, не раз мысленно обращался к Ломоносову: «Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога», — писал он жене 8 июня 1834 года.

234

Воспящают — препятствуют.

235

М. Щербатов. О повреждении нравов в России… С предисловием Искандера, Лондон, 1858, стр. 59.

236

Архив князя Воронцова. Кн. VII. М., 1875, стр. 460.

237

Racine malgre lui — Расин поневоле (франц.)

238

Дата, поставленная на афише, вымышленная. 29 февраля в 1758 году быть не могло, так как это год не високосный, равно как и 13 часов пополуночи. Судя по тому, что в афише упоминается «мусия» (мозаика) и бисер, пародия Елагина составлена в 1752 году, когда Ломоносов хлопотал об устройстве фабрики для производства бисера и мозаичных составов.

239

Хины — китайцы.

240

Выи — шеи.

241

Д. Д. Благой. История русской литературы XVIII века, изд. 2, М., 1951, стр. 198.

242

Ломоносов произносит — химИя, географИя, уранИя и т. п.

243

А. Мерзляков. Разбор осьмой оды Ломоносова, «Труды Общества любителей российской словесности», 1817, ч. 7, стр 65. Уже тогда Мерзляков отмечал выражавшуюся в этой оде Ломоносовым уверенность, что «Россия сама в себе найдет, если употребит свое тщание, все металлы, все произрастения, все драгоценности, которые со многими издержками получает из отдаленных стран… Сии мысли его тем важнее, что они, без сомнения, были еще довольно новые в го время в его отечестве» (там же, стр. 51–52).

244

В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 2, стр. 473.

245

И. В. Сталин. Соч., т. 11, стр. 248–249.

246

Это «обоготворение» Петра вызвало, между прочим, большое ожесточение старообрядцев, не понимавших условно аллегорических уподоблений и видевших в них кощунство. Слова Ломоносова были использованы старообрядцами даже в их полемической литературе. В одном рукописном старообрядческом сочинении говорилось: «И паки именовався божеством России, яко же свидетельствует книжка «Кабинет Петра», л. 2: «Он бог твой, о Россия Он члены взял в тебе плотские, сошед к тебе от горних мест», ибо он древний змий, сатана, прелестник, свержен бысть за свою гордыню от горних ангельских чинов». («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1863, кн. 1, «Смесь», стр. 60–61.)

247

Гудок — старинный русский музыкальный инструмент грушевидной формы с тремя струнами, по которым водили луковидным смычком.

248

«Разговор с Анакреоном» получил некоторое распространение в рукописных списках еще при жизни Ломоносова. Так, почитатель Ломоносова Семен Порошин читал это произведение 31 октября 1764 года во дворце Павлу Петровичу, воспитателем которого он был. (См. «Записки Семена Порошина», СПб., 1844, стр. 109).

249

На самом деле это было творчество более поздних греческих поэтов, писавших в манере Анакреонта.

250

Вероятно на одном из таких балов в середине пятидесятых годов Елизавета подарила Ломоносову для его дочери расписной веер художественной работы См.: Каталог выставки «Ломоносов и Елизаветинское время», отд. VII, «Ломоносов». Академия наук, Московский университет, изд. 2, СПб., 1912, № 237 б.

251

П. С. Билярский. Материалы для биографии Ломоносова, СПб., 1865, стр. 703. Примечательно, что Ломоносов вспоминает просторечие как одну из живых основ русского языка, как бы предвещая известный совет Пушкина — учиться чистому русскому языку у московских просвирен.

252

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 362.

253

С. П. Обнорский. Итоги научного изучения русского языка, «Ученые записки Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова», вып. 106; «Роль русской науки в развитии мировой науки и культуры», т. III, кн. 1, стр. 4.

254

Этим и объясняется, что годом выхода «Риторики» Ломоносов в своем «Слове о явлениях воздушных» указывает 1747-й.

255

Тем временем Московский университет напечатал в 1759 году «Риторику» Ломоносова как второй том собрания его сочинений, «с сочинителевыми исправлениями», как было указано на титульном листе. Однако во второе академическое издание «Риторики» большинство этих исправлений Ломоносова перенесено не было.

256

П. Пекарский. Исторические бумаги, собранные К. И. Арсеньевны. Сборник ОРЯС, т. IX, СПб., 1872, стр. 209. Василий Каржавин — своеобразный тип человека XVIII века, стремившегося к просвещению. Старообрядец, ставший вольнодумцем. Отправив обучаться в Париж своего младшего брата и сына, он постоянно ставил им в пример Ломоносова.

257

И. Сталин. Относительно марксизма в языкознании, изд. «Правда», 1950, стр. 20–21.

258

А. П. Сумароков. Полное собрание всех сочинений, ч. X. СПб., 1782, стр. 3.

259

Хотя Ломоносов не смог правильно определить украинский язык как особый, он, однако, вполне отчетливо сознавал, что это «наречие» противостоит во многих отношениях двум другим вместе взятым, которые он объединяет в «Великороссийский диалект».

260

Идиотизмов — здесь в значении идиом — своеобразных особенностей речи.

261

Именины Елизаветы приходились на 5 сентября, но Академия наук отмечала их ежегодно на другой день после придворных празднеств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765"

Книги похожие на "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Морозов

Александр Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Морозов - Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765"

Отзывы читателей о книге "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.