» » » » Юрий Звягин - Загадки поля Куликова


Авторские права

Юрий Звягин - Загадки поля Куликова

Здесь можно купить и скачать "Юрий Звягин - Загадки поля Куликова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Звягин - Загадки поля Куликова
Рейтинг:
Название:
Загадки поля Куликова
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-4527-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадки поля Куликова"

Описание и краткое содержание "Загадки поля Куликова" читать бесплатно онлайн.



Куликовская битва, произошедшая, по свидетельствам летописей, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, была решающим сражением между Русью и Ордой. Его описанию посвящены «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», множество научных исследований и художественных произведений. Как ни странно, результаты многолетних археологических раскопок на предполагаемом Куликовом поле говорят скорее о рядовом столкновении конных отрядов, чем о сражении двух значительных армий.

В своей книге историк и журналист Ю. Звягин на основе анализа летописей, данных археологии и нумизматики доказывает, что реальное место битвы необходимо искать не в низовьях, а в верховьях Непрядвы и Мечи, в районе озера Волово. Именно там проходил знаменитый Муравский шлях, по которому веками степняки совершали набеги на Русь…






«Тое же зимы промежи говенiа месяца февраля въ 12, на память святаго отца Мелентiа, епископа Мелетiискаго, въ день пяток (пятницу. — Примеч. авт.) въ заоутренюю годину преставися пресвященныи Алексiи митрополитъ всея Руси»{34}.

При расчете для 1377 г. получается, что 12 февраля — четверг. Пятница будет в следующем году, 1378-м. К тому же Пасха в 1378 г. — 18 апреля. Стало быть, к 12 февраля Великий пост еще не начался, и эта дата на самом деле приходится между постами («промежи говенiа»). В 1377 г., как мы уже знаем, Пасха была 29 марта. Это означает, что 12 февраля должен был уже быть Великий пост. Стало быть, опять у летописца год к времени смерти митрополита еще не начался.

Простите за столь подробный разбор дат, но он нужен еще, чтобы показать надежность датировок Рогожского летописца. Далеко не всем летописным датам можно верить, в чем мы и убедимся далее.

Итак, 6886 г.:

«Се бысть побоище прилучися месяца августа въ 11 день на память святаго мученика Еоупла дiакона, в среду»{35}.

То есть битва при Воже, в которой войска московского и пронского князей разгромили Бегича, датирована 11 августа, средой. Подтверждается.

Дальше опять астрономическое наблюдение.

«На ту же зиму въ Филипово говенiе месяца декабря въ 5 день, на память сваятаго отца Саввы, в неделю, въ заутренюю годину бысть знаменiе на небеси, луна помрачися»{36}.

По таблицам лунных затмений, приложенным к книге Святского{37}, находим, что таковое было 4 декабря 1378 г. Но более точная таблица на с. 632 позволяет увидеть, что затмение началось 4 декабря, а завершилось 5-го, около 5 часов ночи. Так что дата достаточно надежна.

Следующий год, 6887-й, на даты богат.

«Въ лето 6887 бысть Благовещенiе святыя Богородица въ Велик день»{38}.

Вот тут летописец свою привычку помещать все по порядку нарушил. Пасха приходилась на Благовещение (25 марта) только в 1380 г. Т. е. 6888-й по январскому стилю. Так что по порядку, как это мы видели в предыдущих статьях, запись должна была стоять в конце статьи. Но, видать, слишком уж совпадение было замечательное. Недаром же летописец указывает: «Се же написано того ради, понеже не чясто такъ бываетъ, но реткажды, окроме того лета отъселе еще до втораго пришесьвiа одинова будет»{39}. Вот он и вытащил эту запись в начало главы.

Кстати, эта запись позволяет утверждать, что текст был написан до 7000 г. от С.М. или 1492 г. от Р.Х., так как именно по окончании седьмого тысячелетия православные ожидали Второго Пришествия.

Теперь мы можем уже определенно говорить, что летописец, очевидно, пользуется так называемым Благовещенским началом года. Все, что до 25 марта, относится к предыдущему году. Причем это так называемый флорентийский стиль. Им, между прочим, пользовалась папская канцелярия в XII — начале XIII в. Впрочем, и знаменитая булла Григория XIII о реформе календаря датирована по-флорентийски. Вышла она 24 февраля 1582 г. по январскому стилю, а стоит на ней 1581 г.

Все, что после 25 марта, соответствует указанному году от С.М. и при пересчете на январский стиль. Как и должно быть при мартовском годе. Хотя странно, конечно, что в данной статье летописец год свой начал не с 25 марта, а, получается, с 26-го. По сути, запись о совпадении Пасхи и Благовещения должна была стоять все же в следующем году.

Такие подробности относительно начала года в старой Руси работают на руку последователям академика Морозова, говорящим об униатстве нашего государства до конца XV в., а то и о принятии крещения не от Константинополя, а от Рима. Но в эту тему мы сейчас углубляться не будем, а продолжим свои проверки.

Архимандрит Михаил (Митяй), посланный Дмитрием Донским на поставление в митрополиты, «приде съ Коломны и перевезеся за реку Оку месяца iуля въ 26 день по Борише дни на память святаго мученика Ермола въ вторник»{40}. «Того же лета месяца августа въ 30 день на память святаго мученика Филикса, во вторникъ до обеда въ 4 часъ дни оубiен бысь Иванъ Василiевъ сын тысяцьского» (казнь Ивана Вельяминова, поссорившегося с Дмитрием и пытавшегося помочь Твери){41}. «Того же лета месяц сентября въ 11 день въ неделю преставися князь Семен детя князя великаго Дмитрiа Ивановича». «Месяца декабря въ 9, въ пятокъ, отпусти ихъ ратiю на Литовьскыя городы и волости воевати» (о походе москвичей на Северские княжества, приведшем к переходу на сторону Дмитрия Ивановича Дмитрия Ольгердовича Брянского). Все эти даты находят соответствие именно в 6887 (1379) г.

И, вот, наступает долгожданный 6888-й, он же 1380-й, по январскому счету, год. И тут нас ждет первый сюрприз!

«В лето 6888 месяца iюня въ 15 день, в неделю, священна бысть зборнаа церковь во имя святыя Троица въ граде Серпохове»{42}.

А по расчетам получается пятница! Воскресеньем это число будет только в 1382 г. Т. е. в 6890-м!

И вот что интересно: в столь знаменательный год кроме упомянутой уже неверной датировки внутри статьи есть еще только одна запись с датой. Это день Куликовской битвы. Которая, кстати, в Рогожском летописце предваряется заголовком «О воине и о побоище иже на Воже»! То есть копией заголовка к битве на Воже несколькими страницами ранее. Странная ошибка. Между прочим, текст сообщения о побоище предельно краток (т. н. Краткая редакция Летописной повести). Он по размеру почти равен рассказу о битве с Бегичем.

Но та, единственная, дата в нем — верная. «Се бысть побоище месяца сентября въ 8 день, на Рождество святыя Богородица, в субботу до обеда»{43}. 8 августа в 1380 г. на самом деле приходится на субботу.

Продолжим наше исследование. В 6889 г. день недели указан при первой же записи, о приходе приходе митрополита Киприана из Киева в Москву: «Въ лето 6889 въ четвертокъ 6 недели по Велице дни, на праздник Вознесенiа Господня»{44}. Пасха в 6889 (1381) г. приходилась на 14 апреля. Но поскольку дата Вознесения не названа, это нам ничего не дает. Можно только отметить для себя, что летописец дурью не мается и не пытается приписать организацию Куликовской битвы Киприану, как некоторые более поздние. Он четко указывает: того на Москве не было до тех пор, пока Дмитрий Донской не узнал, что его ставленник Митяй умер, а на митрополию самовольно помазался Пимен. Лишь после этого князь отправляет Федора Симоновского за Киприаном в Киев.

И все, больше опять-таки ни одной даты! Но, может, дальше — лучше?

Наступает 6890 г., год, как нам говорят, взятия Тохтамышем Москвы. Открывает его запись: «Въ лето 6890 за две недели по Велице дни, егда бываетъ неделя о мироносицахъ, месяца мая въ 6 день, на память святаго Iова праведнаго, преставися благоверныи христолюбивыи князь Василеи Михаиловичь Кашиньскыи»{45}.

В этом году Пасха приходилась на 6 апреля. Так что Неделя жен-мироносиц, третья неделя по Пасхе, никак не могла быть 6 мая. Она даже заканчивается 27 апреля. Это в 6889-м Великий день приходится на 14 апреля, и, стало быть, Неделя жен-мироносиц — в мае. Но даже и тут она не содержит в себе 6 мая, поскольку завершается 5-го. 6 мая на этой неделе будет только в 6894-м, то есть, 1386 году!

А теперь посмотрим дальше. И увидим еще одну дату с днем недели: «И прiиде къ граду Москве месяца августа въ 23 день в понедельник»{46}. Дата эта фигурирует во всех работах, посвященных событиям 80-х гг. XIV в. на Руси, как день начала осады Тохтамышем Москвы.

Но… стоит только посчитать, как мы убеждаемся: в 1382 г. 23 августа — суббота. А понедельником это число не будет в обозримом будущем вообще! Ведь в 1383 г. этот день придется на воскресенье, а в 1384-м, так как он будет високосным — на вторник. Понедельником 23 августа окажется только в 1389 г.! Если же отсчитывать назад, понедельник на это число выпадал в 1378 г.

Не слабо?! Дата-то, оказывается, за уши притянута! Причем она фигурирует во всех прочих летописях.

А что мы видим дальше? Под 6891 г. записано: «Бысть Благовещенiе святыя Богородица на святои недели въ среду»{47}. Пасхалии подсказывают: Пасха была в 1383 г. 22 марта. Стало быть, 25 марта на самом деле приходится на среду. И запись стоит верно, в соответствующем году. Не то что предыдущая, о совпадении Благовещения и Пасхи.

«Того же лета месяца iуля въ 5 день въ неделю, на память святаго отца Еулампада, в 6 часъ дня, преставися рабъ Божiи князь великiи Дмитреи Костянтиновичъ»{48}. По расчетам — совпадает. Впрочем, это же запись о смерти князя, так что подробности наверняка были в каких-то церковных документах. Да и князь не рядовой, тесть Дмитрия Московского.

За 6892 г. записей с датами нет вообще. За 6893 г. их много, но ни при одной нет дней недели. Проверить датировку можно только с помощью записи в самом конце: «Тое же зимы месяца генваря въ 1, на память святаго отца Василiи, въ 7 часъ дни, егда люди отьобедываютъ, погыбе солнце и пребысть въ мраце два часа»{49}. Таблицы в Святском говорят: затмение было 1 января 1386 г. То есть именно в 6893 г. мартовского стиля. Началось в полдень и через два часа завершилось. Правда, это наверняка не седьмой час дня, так как солнце на северо-востоке Руси встало тот день около восьми — половины девятого, а наши предки, говорят нам, отсчитывали часы от восхода. Так что прошло всего четыре часа. Ну да, и обедать на Руси вряд ли садились в три часа дня. Поздновато получается для народа, привыкшего вставать еще до рассвета. Хотя… кто его знает. В сообщении о Куликовской битве тоже говорится, что сражение продолжалось до обеда. А если завершилось оно в девятом часу дня (а рассвет был примерно в половине шестого утра), получается обед как раз около половины третьего. Так что надежность даты все же довольно высока.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадки поля Куликова"

Книги похожие на "Загадки поля Куликова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Звягин

Юрий Звягин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Звягин - Загадки поля Куликова"

Отзывы читателей о книге "Загадки поля Куликова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.