» » » » Александр Королев - Загадки первых русских князей


Авторские права

Александр Королев - Загадки первых русских князей

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Королев - Загадки первых русских князей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Королев - Загадки первых русских князей
Рейтинг:
Название:
Загадки первых русских князей
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-94538-096-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадки первых русских князей"

Описание и краткое содержание "Загадки первых русских князей" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой попытку разобраться в самых запутанных вопросах русской истории IX–X вв., ведь по существу Киевская Русь — это иная цивилизация; мышление человека Средневековья отличалось от сегодняшнего. Временная удаленность событий русской древности, малый круг первоисточников, их ошибочные интерпретации предшествующими исследователями поставили массу вопросов перед современными учеными. Сколько Олегов было среди первых русских князей? Кто погубил киевского князя Игоря? Почему Святославу не «сиделось» в Киеве? Историк А. С. Королев приходит к ошеломляющим выводам: настоящие князья IX–X веков оказываются совершенно не похожими на их летописные портреты…






После смерти братьев и сестры удача отвернулась от полян. Их начали обижать соседние племена, а однажды пришли хазары и сказали: «Платите нам дань». Хазарский каганат в IX веке был сильным государством, занимавшим территорию от Нижней Волги до Днепра. В состав Хазарии входила и часть Северного Кавказа. Население его было разноплеменным (тюрки, славяне и др.). Среди верхушки хазар был распространен иудаизм. После поражения в арабо-хазарской войне 737 года держава хазар постепенно стала клониться к упадку. Тем не менее каганат стремился распространить свою гегемонию и на значительную часть восточнославянских земель. Повесть временных лет сообщает, что «поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах, над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». Со временем пророчество «старцев хазарских» сбылось, но до той поры полянам пришлось платить дань Хазарии. Впрочем, они были в этом не одиноки. Согласно Повести временных лет дань, хазарам платили еще и северяне, и вятичи, и радимичи.

Далее Повесть почему-то отвлекается от событий на Юге и под 6367 годом от Сотворения Мира (859-й от Рождества Христова) сообщает, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей». Потом два года поставлены без событий, «пустыми», а под 6370 (862) годом помещен знаменитый рассказ о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора. Приведем его полночью: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». и пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Преходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и всеми ими обладал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата. Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжит в Новгороде».

Прюпущены еще три года и под 6374 (866) годом сообщается, что Аскольд и Дир все-таки пошли войной на греков. Они убили множество христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Византийский император Михаил всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, откуда они вынесли с песнями божественную ризу святой Богорюдицы и омочили в море ее полу. «Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Следует большой пропуск, а под 6387 (879) годом сказано, что «умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал». В год 6390 (882) «выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идет в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

После захвата Киева Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, а варягам установил давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно «ради сохранения мира». Затем под 6391 (883) годом сказано: «Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице». В 6392 (884) году: «Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их, и вам — незачем». В год 6393 (885): «Послал (Олег. — А.К.) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне»… И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал». Позднее, описывая поход Олега на Византию, Повесть временных лет дает «полный» перечень племен, попавших в зависимость от Олега или заключивших с ним союз: словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы (последние были «толковинами» — союзниками).

Сам поход на греков помещен под 6415 (907) годом. Неясно, почему вспыхнула вражда, но только «пошел Олег на греков» на конях и кораблях, и было кораблей числом 2000. Подойдя к Царьграду, Олег вышел на берег и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города (нападающие «разбили множество палат, и церкви пожгли, а тех, кого пленили, одних иссекли, других мучили, иных же поражали стрелами, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как это обычно бывает в войнах»). Далее — сообщение еще более любопытное: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему яства и вино, и он не принял этого, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога». И приказал Олег взыскать дань на 2000 кораблей по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей. И согласились на это греки, и стали греки просить мира, дабы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от города, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром».

Затем в летописи помещен текст договора Руси с Византией, урегулировавший, прежде всего, торговые отношения с греками. Взяв с греков вышеуказанную дань на свои корабли, ненасытный князь потребовал от греков еще и выдать дань для русских городов («прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для прочих городов, ибо по этим городам сидели великие князья, подвластные Олегу»). Наконец, сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам копринные» (?). Так и сделали. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда». Вернулся Олег в Киев «с золотом и паволоками, плодами, вином и всяким узорочьем. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Спустя несколько лет, в 911 году, Олег вновь послал мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими. Договор 911 года также приведен в летописи, он более пространный и охватывает большее количество проблем. После этого «жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть!» Запали слова эти в думу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его более». И повелел кормить и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев, и по прошествии четырех лет, на пятый год, помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь, конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Посмотрю на кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и голый череп, слез с коня, посмеялся и сказал: «Не от этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И оттого разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековицей. Есть могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадки первых русских князей"

Книги похожие на "Загадки первых русских князей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Королев

Александр Королев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Королев - Загадки первых русских князей"

Отзывы читателей о книге "Загадки первых русских князей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.