» » » » Дмитрий Щедровицкий - Сияющий Коран. Взгляд библеиста


Авторские права

Дмитрий Щедровицкий - Сияющий Коран. Взгляд библеиста

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Щедровицкий - Сияющий Коран. Взгляд библеиста" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Сияющий Коран. Взгляд библеиста
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сияющий Коран. Взгляд библеиста"

Описание и краткое содержание "Сияющий Коран. Взгляд библеиста" читать бесплатно онлайн.



«Он милосерд: он Магомету / Открыл сияющий Коран, / Да притечем и мы ко свету, / И да падет с очей туман» - эти пушкинские строки послужили отправной точкой для комментария к Корану, написанного известным теологом-библеистом, автором многотомного «Введения в Ветхий Завет» и большого числа публикаций по истории и учению иудаизма, христианства и ислама.

В книге сопоставляется учение Корана с откровениями библейских пророков. Показано проявление единого Божьего замысла в духовном развитии «сынов Адамовых», раскрываются те аспекты мусульманской традиции, которые мало освещаются или игнорируются другими исследователями. Цель книги - способствовать братскому взаимопониманию верующих различных религий, к которым обращен настоятельный призыв Корана: «...Старайтесь же превзойти друг друга в добрых делах!»

Для широкого круга читателей.






? Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. ([Ку] 2, 62)

Поясним, что сабиями в Коране называются последователи мандейского учения, иногда именуемые также «учениками Иоанна Крестителя », расселявшиеся по Ближнему Востоку (особенно в пределах нынешних Ирака и отчасти Ирана) с I – II веков н. э.

Другое пророчество, относящееся к последователям иудейства, звучит так:

? Воистину, этот Коран рассказывает сынам Исраила [Израиля] большую часть того, о чем они расходятся во мнениях. ([Ку] 27, 76)

Невозможно было без откровения свыше предсказать в пору ниспосылания Корана, что священное писание ислама сыграет особую роль также и в развитии иудаизма. Уже в VIII веке появилось новое направление иудейской религии – караимство, возглавляемое мыслителем по имени Анан бен Давид, которое ряд своих положений заимствовало из Корана. И в дальнейшем ислам оказал очень значительное влияние на целый ряд иудейских религиозных философов, включая знаменитого Моисея Маймонида. Наконец, возникло целое новое направление в еврейской культуре, представители которого не только в течение нескольких веков писали на арабском языке, но и привлекали многие положения ислама для создания чрезвычайно богатой еврейско-арабской литературы. Ряд понятий и догматических положений средневекового иудаизма окончательно откристаллизовался под воздействием исламской цивилизации.

Очень важное пророчество касательно судеб великих держав помещено в суре «Ар-Рум» («Римляне»):

? Побежден был Рум.

? В земле румов, ближайшей к персам, но после поражения их, победу Мы им дадим

? Через несколько лет. И поражение их, и победа – по велению Аллаха, и тогда, о верующие, радость великая будет вам. ([Ш] 30, 2–4)

«Побежден был Рум». Здесь речь идет о победе сасанидской Персии над Византией – «Румом», т. е. Римом, поскольку в глазах арабов и других жителей Востока Византия считалась преемницей Римской империи. В результате битв, происходивших в 602 – 615 годах в «ближайших» к Аравии землях, т. е. в Сирии, Палестине (в том числе, персы захватили в 614 году Иерусалим), Малой Азии и Египте, Персия одержала над Византией верх. В это время арабы-язычники, противники Мухаммада, стали утверждать, что «обладание Писанием» не спасло христиан-византийцев от поражения иранцами-зороастрийцами (т. е. язычниками) – и точно так же арабы-идолопоклонники смогут одолеть мусульман.

Однако пророк произнес тогда приведенные выше аяты, имеющие следующий смысл: через несколько лет (употребленное в оригинале слово «бид» означает срок от 3 до 9 лет) византийцы вновь одержат победу над персами, и это обрадует мусульман, поскольку Бог дарует явное преимущество не только «обладателям Писания» (в данном случае христианам) над персами, но и мусульманам – над язычниками Аравии, и оба события произойдут синхронно, что, в свою очередь, послужит предзнаменованием грядущей полной победы ислама над идолопоклонством.

Пророчество точно сбылось: город Иерусалим, Святая земля в целом и прочие области были вновь отвоеваны Византией ровно через 9 лет – в 624 году. Тогда же была одержана знаменитая решающая победа сторонников Мухаммада над курайшитами-язычниками при Бидре.

Кроме провидческого содержания, приведенные аяты имеют еще и глубокий религиозно-нравственный смысл: мусульманам надлежит испытывать «радость великую» в каждом случае, когда происходит победа, духовная или физическая, истинной веры на земле. А под истинной верой, как мы видим, подразумевается не только ислам, но монотеизм вообще, например в данном случае – византийское православное христианство.

Победа же монотеизма во всемирном масштабе была явлена в одном из видений Мухаммада, которое описано так:

? Вспомни, Мухаммад, как Аллах показал тебе во сне неверных малочисленными... ([О] 8, 43)

Каковы бы ни были силы противников единобожия во всем мире, сколь могущественными и монолитными ни казались бы они, крушение их предопределено, ибо в глазах Бога и Его пророка они «малочисленны», и одоление их – только вопрос времени. В свое время быстрое торжество ислама во многих странах в точности подтвердило данное пророчество.

Признаки посланника

Что касается самого способа передачи вышней вести от Бога к пророку, этот вопрос в Коране освещен многообразно: иногда довольно подробно, но чаще намеком и загадочно. Для изображения того способа, которым откровение сообщается пророку, Коран иногда использует арабское слово «Секи?на», соответствующее ветхозаветному термину «Шехина?» – буквально «пребывание», «обитание» Бога в мире, Его проявление в определенное время и в определенном месте (древнееврейское «шаха?н» означает «жить», «обитать», «пребывать»; однокоренное «мишка?н» – «обитель» Бога, «переносной шатер – Храм» при Моисее в Синайской пустыне – отсюда греческое «скенэ?» и русское «скиния»). В контексте коранических представлений Секина нисходит на пророка, осеняя его Своей защитой и наделяя даром провидения. В этом смысле Секина соответствует Духу Святому, означая явственное проявление силы невидимого Бога среди сотворенного мира:

? Аллах низвел Свою Секину на посланника своего и на верующих; низвел невидимые воинства... ([С] 9, 26)

Как видим, Секина низводится не только на пророка, но и «на верующих», защищая, охраняя их и осеняя некой благодатью, которая хотя и не сообщает им (в отличие от самого Мухаммада) пророческого дара, но, отверзая духовные зрение и слух и делая способными чувствовать живое присутствие Самого Бога, позволяет разуметь даруемое через пророка откровение – в отличие от тех, о ком сказано:

? Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало... ([Ку] 2, 7)

Кроме того, вместе с Секиной нисходят на помощь Мухаммаду и его приверженцам «невидимые воинства», т.е. в самой передаче и в охране откровения каким-то образом участвуют ангелы. Видимо, нисхождение Секины в такой силе и славе, в какой она является самому Мухаммаду, труднопереносимо для человеческого естества, поэтому пророк нуждается в «укреплении » со стороны незримых ангелов Божьих:

? ...Тогда Аллах ниспослал Свою Секину на него и укрепил его невидимыми воинствами... ([С] 9, 40)

Эти слова можно сопоставить со сказанным в Новом Завете о гефсиманском борении Иисуса:

Явился же ему ангел с небес и укреплял его. (Лук. 22, 43)

Некоторые противники Мухаммада пытались его унизить, утверждая, что он лишен всякой собственной воли и инициативы и лишь выслушивает диктуемое ему свыше:

? Среди них есть и такие, которые причиняют обиду пророку и говорят: «Он – ухо». Скажи: «Ухо блага для вас!» ([Кр] 9, 61)

Способность пророка в неискаженном виде (точно услышав; отсюда выражение «он – ухо») донести волю Бога до своих последователей как раз и доставляет им подлинное благо, делая их послушными Создателю на земле и блаженными в будущей жизни. Однако пророк не просто слово в слово передает услышанное им, но сам принимает активное участие в создании Корана – недаром именно его душа избрана для столь высокой миссии. Чувствуя это, «неверные», т.е. не уверовавшие в посланничество Мухаммада, говорят:

? ...«Несомненно, этот муж — явный чародей». ([О] 10, 2)

Заметим, что чародей – это тот, кто совершает некое личное воздействие на окружающее, на ход событий. Само сравнение пророка с чародеем (по сути своей, конечно, кощунственное) указывает на способность его противников почувствовать активность души пророка в передаче откровения от Бога к людям. Коренное отличие, однако, в том, что если чародей прибегает к темным силам для реализации собственных замыслов, то пророк, напротив, отдает все силы духа, посвящает все свои внутренние потенции делу Божьему, выражению Его воли; ср. сопоставление пророка с чародеями в Торе:

...Не должен находиться у тебя... чародей...

<...>

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – его слушайте... (Втор. 18, 10–15)

Коран неоднократно подчеркивает, что истинность миссии Мухаммада может быть проверена каждым искренним искателем правды, причем проверена сразу «по нескольким параметрам»:

? «...Я предопределю милость... тем, которые...

? ...Следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и, позднее, в Евангелии... Те, которые уверовали в него, поддерживали его, помогали ему... и следовали за ниспосланным вместе с ним светом Корана, — они и есть спасшиеся от ада». ([О] 7, 156–157)

Один из признаков, здесь названных, – то, что Мухаммад является «неграмотным пророком». Его неграмотность к моменту первого откровения, ему посланного, удостоверяется преданием о том, что не умеющему читать пророку была чудесным образом сообщена сила воспринимать и передавать послание, начертанное на «Небесной скрижали» ([О] 85, 22), когда голос свыше повелел ему:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сияющий Коран. Взгляд библеиста"

Книги похожие на "Сияющий Коран. Взгляд библеиста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Щедровицкий

Дмитрий Щедровицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Щедровицкий - Сияющий Коран. Взгляд библеиста"

Отзывы читателей о книге "Сияющий Коран. Взгляд библеиста", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.