Неизвестен Автор - Вопросы сюжетосложения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вопросы сюжетосложения"
Описание и краткое содержание "Вопросы сюжетосложения" читать бесплатно онлайн.
Песен, содержащих только эпический элемент, в славянской поэзии сравнительно мало, наблюдается их незначительная распространенность в сравнении с более сложными композиционными структурами125.
В большинстве лирических песен, содержащих лишь повествовательный элемент, эмоциональная выразительность создается, главным образом, благодаря стремительности развития действий персонажа, хотя они и заключены в пределы одного единственного события из жизни, что, вообще, характерно для лирики. Однако этим не ограничивается содержательность данной формы. Эпический элемент может содержать не рассказ о любовном событии и чувствах, порожденных им, а рассуждения или размышления о любви. Правда, в любовной лирике славян это наблюдается редко и более характерно для немецкой народной песни. В одной из песен мы находим такое рассуждение:
Кто с любовью незнаком,
Тот счастливый человек;
Кто милого не имеет,
Без печали век живет126
Подобные рассуждения не случайно .воплощаются в форму повествовательного элемента, так как они носят обобщенный характер. Очень убедительно это демонстрирует начало одной из болгарских песен:
Тот несчастен трижды,
Кто двух милых любит127.
Другой разновидностью эпического элемента в славянской лирике является описание.
Описания в песнях-рассказах встречаются значительно реже, чем в более сложных песнях. Обычно повествование и описание очень тесно переплетаются. Так, в болгарской песне это видно особенно ярко. Парень в лесу на охоте увидел девушку:
Да какую, загляденье.
Словно маков цвет махровые,
Словно перышко павлинье (144)
Взял ее за белы руки,
Взял за руки, за браслеты,
Посадил в седло находку
И увез в свое селенье128.
Такие "описательно-повествовательные картинки" (по определению С. Г. Лазутина) встречаются и в русских, и в польских, и в сербских песнях129.
Далее следует отметить, что если в повествовательных песнях рассказ строится на развитии последовательных действий, расположенных во времени, то описание двойственно: с одной стороны, оно отображает пространство, его внешний вид и формы, с другой стороны, описание в любовной лирике создает иллюзию динамики, так как повествователь переходит от характеристики одной детали к другой и сами эти перемещения внимания повествователя расположены во времени, поскольку подчиняются общему закону словесного творчества. Эта особенность описания выявляется на многих примерах песен разных народов. В одной из русских песен молодой Федорушка увидел девушку. Его влюбленность чувствуется в описании ее внешнего вида:
Хорошо она убрана,
Хорошо снаряжена:
На ней шуба нова,
Опушка боброва,
Сама девка черноброва,
В косе лента ала.
Сама девка брава,
В косе лента голуба...130
Следовательно, динамика описания в бытовых песнях создается за счет перечисления признаков и качеств предмета.
Наконец, следует остановиться на функции эпического элемента в повествовательной песне и в песне-монологе. Как уже отмечалось, функция эпического элемента в повествовательных и монологических песнях одна и та же: рассказ о любви. И хотя функция в обоих случаях аналогична - разница огромная. Для (145) сравнения объективного и субъективного плана приведем два варианта известной русской песни:
1. Рассыпался сырой дуб на четыре грани.
Кто полюбит старых баб, - того ноне драли;
Кто молодых вдов полюбит, - для души спасенье;
Красных девушек полюбит, - для поцелованья.
2. Раскололся сырой дуб на четыре грани.
А кто любит мужних жен, - того душа в аде;
А кто вдову полюбит, - вечное спасенье;
Кто же любит девушку, - всем грехам прощенье.
Люблю, люблю девушку, люблю молодую,
А которую люблю, ту и поцелую131.
Первый вариант - отвлеченное рассуждение, которое аналогично рассказу, построенному на повторе (полюбит), и которое отвечает всем признакам повествовательного элемента: рассказ-рассуждение информативен, логичен, краток, носит созерцательный и отвлеченный характер.
Второй вариант интересен переходом умозрительно-отвлеченного объективного плана в субъективный, где глагол третьего лица "полюбит" заменяется глаголом первого лица "люблю", четырехкратное повторение которого создает впечатление экспрессии. Для наблюдения смены двух планов можно привести и другие песни с их вариантами132.
Следует отметить, что, хотя монолог и не сухо информативен, и не созерцателен, он является формообразующим началом, он обладает повествовательной функцией, как и эпический элемент, так как строится на рассказе о поступках, настроениях и чувствах героев песни. Здесь чувствуется взволнованность, а впечатление последовательности создается благодаря переходам от лирического рассказа к передаче чувств и настроений. В качестве примера приведем очень характерную в этом смысле польскую песню:
Сеяла я руту,
Руту зеленую,
Мать, отец не знают,
О ком я тоскую.
Я грущу по Ясю,
Грущу молодая;
Знала бы дорожку,
К Ясю бы пошла я. (146)
Но пути не знаю,
А спросить стыжусь я;
Не увидеть Яся
Целый день боюсь я.
Выйду на крылечко,
Облака высоко.
О, боже, мой боже,
Мил мне мир широкий133.
Если в повествовательной песне наблюдается строгая последовательность в передаче событий, то в монологе она заменяется сменой настроений: тоскую грущу; знала бы - пошла бы (сомнение); стыжусь, боюсь (борьба чувств), выйду на крылечко (ощущение красоты мира и своей свободы). Итак: тоска-сомнения-борьба чувств-решения; в этом есть своя внутренняя логика, притом наблюдается неожиданная смена времени: сеяла-грущу-выйду. Действительно, в данном случае дело не в картине, а в попытке выразить борьбу чувств. Бытовая реалия: "сеяла я руту" - не связана с чувствами девушки и ни в коей мере не может быть ни поводом, ни тем более причиной этих чувств.
Конечно, существуют и такие монологи, в которых повествовательный элемент ощущаются более определенно. Это такие рассказы-воспоминания, когда внимание лирической героини сосредоточено на прошлом:
Не дождавшись поры-времени,
Я сама тебя, сад, садила,
Я сама тебя поливала,
Живот-сердце надрывала;
Я не для ково иново,
Для своего ли друга милова.
Или:
Я вечер, вечер, молоденька,
Долго вечера просидела,
Я до самого до рассвету,
Всю лучинушку пропалила,
Всех подружек утомила,
Все тебя, мой друг, дожидалась...134 (147)
Монологи подобного склада более эпичны. О функциональной близости повествовательного элемента в песнях-рассказах и монологах говорит тот факт, что певцы часто смешивают эти два плана, стихийно переходят от рассказа в третьем лице (объективный план) к рассказу от первого лица (субъективный план).
В болгарских песнях после повествования монолог представляет собою речь лирического героя от первого лица135, а для польских песен монолог, следующий за повествованием, вообще не характерен, поэтому проследим это интереснейшее явление на примерах русских народных песен. Смещение объективного план" в субъективный характерно для многих песен, приводим лишь один подобный пример:
Под окошечком сироточка сидит,
Против ясного окошечка глядит.
В чистом поле цветет аленький цветок,
Он алеется, голубеется;
Цветок этот - миленький, возлюбленный дружок,
Часто ходит мимо моего двора.
Понравилась мне походочка твоя...136
Это явление можно назвать лиризацией песни. Действительно, девушка поет о себе вначале в третьем лице, называя себя сироточкой, а затем переходит к более интимному тону монолога, хотя функция обеих частей одна и та же: песенный рассказ.
Приведем еще более интересный случай, когда монолог как бы врывается в повествовательную канву лирического рассказа. Именно в этой песне, записанной П. Якушкиным на Пинеге, очень ясно проявляется основная функция эпического элемента в повествовательной и монологической части:
Ваня Катеньку любил,
Ей подарок подарил,
Подарочек дорогой
Перстенечек золотой.
Объективный план, рассказ Катеньки о себе в третьем лице, со стороны.
Перстенечек буду носить,
Станет маменька бранить;
Запродать - променять
Будет Ванюшка пенять.
Пойду-выйду на Двину,
И на саму глубину;
Субъективный план, лирическая героиня говорит о себе в первом лице (148)
На воде перстень не тонет,
У Катюши сердце ноет,
Сердце ноет и болит,
Ванюшку любить велит137.
Снова рассказ от третьего лица. Рассказчик - сама Катюша.
В этой песне рассказ и в объективной и в субъективной форме последовательно раскрывает душевное состояние героини: ее любовь и сомнения, ее поступки, руководимые этими чувствами. Это и рассказ о прошлом, это и рассуждения о перстне как о символе любви, это и решение бросить его в речку. Если исключить монолог, то песня станет непонятной. Из этого ясно, что монолог, как и в каждой песне, наряду с повествовательной формой является формообразующим элементом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вопросы сюжетосложения"
Книги похожие на "Вопросы сюжетосложения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Вопросы сюжетосложения"
Отзывы читателей о книге "Вопросы сюжетосложения", комментарии и мнения людей о произведении.