» » » » Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)


Авторские права

Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)

Здесь можно скачать бесплатно "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории культуры (Том 1)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать бесплатно онлайн.








Автор неизвестен

Лекции по истории культуры (Том 1)

Лекции по истории культуры (Том 1)

Лекция первая

Понятие культуры

В этой книге речь пойдет о культуре - предмете, точному определению не поддающемся. Дело в том, что в обычном значении слова "культура" и "культурный" чаще всего связываются с понятием искусства, литературы, театра (когда мы говорим "человек культуры"), а также с понятием "образование, образованный" (когда мы говорим "культурный человек"). Но в научном словоупотреблении культура понимается как способ бытия человека, и этим задается совершенно иное понимание. В известном смысле культура - это человек. Причем самая большая сложность такого понимания состоит именно в глобальности этого понятия. Поскольку человек как бы тождествен культуре, он видит мир сквозь призму культуры, но не ощущая этого, считая свой способ восприятия мира, его осмысления и свое поведение в мире единственно возможным. Даже и не считая сознательно, а просто не думая об этом. И обнаруживает, что принадлежит к определенной культуре только тогда, когда сталкивается с представителями другой культуры. Кстати говоря, проблемы культуры потому и вышли на первый план в ХХ в., что резко возросли контакты людей, принадлежащих к разным культурным регионам.

Приведем один пример. Предположим, сегодня 15 сентября 1994 г., и для нас эта дата совершенно понятна и естественна. Но ведь по существу речь идет не об абсолютной датировке, которой быть не может, а о дате рождения Иисуса Христа (анализ точности определения времени его истинного рождения значения не имеет). Итак, Иисус родился 1993 года назад. Это означает, во-первых, что мы считаем время по-христиански и указание на принадлежность нашей цивилизации к данной церкви, хотим мы этого или не хотим, содержится уже в счете лет. А ведь вполне возможен выбор и других точек отсчета. До Петра 1 наши предки считали года от Сотворения мира, и сейчас, то есть в 1994 г., по этому календарю идет 7502 год. Мусульмане считают год от хиджры - переезда великого пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах сейчас идет 1272 год. В период Великой французской революции существовал революционный календарь, начавший новый отсчет лет. И т.д.

Во-вторых, мы считаем время по годам, а протяженность года и способ счета лет заданы григорианским календарем, установленным в период понтификата главы католической церкви папы Григория XIII в 1582 г. и сменившим юлианский, восходящий к временам Юлия Цезаря (45 г. до н.э.). В силу исторически сложившейся неприязни между католической и русской православной церквями в России григорианский календарь принят не был. Только в 1918 г. он был введен декретом Советского правительства.

Согласно григорианскому календарю, год равен 365,2425 суткам. Но были и другие календари. Юлианский год равен 365,25 суткам. Некоторые народы использовали лунный календарь, где год равнялся 354 суткам. В Древнем Египте год составлял 365 суток и, значит, 1461 египетский год равнялся 1460 нашим. А это означает, что в течение цикла длительностью 1461 год новый год приходится то на весну, то на лето, то на осень, то на зиму, а не начинался в одно время года, как мы привыкли.

В-третьих, слово "сентябрь" кодирует определенный счет месяцев. Он происходит от латинского septem ("семь"), так как древние римляне начинали год с марта, а не с января.

В-четвертых, дата, 1994 год, записана с помощью арабской позиционной системы счисления, начавшей распространяться в Европе с начала XIII в. Это десятеричная система счисления, тогда как в истории культуры известны 60-ричные, пятеричные и др., не говоря уже о непозиционных, как у греков, римлян и египтян.

Можно знать эти особенности календаря, можно их не знать, но не пользоваться ими, живя в нашем обществе, принадлежа к нашей культуре, немыслимо. Такими же условностями, часто имеющими длинную и причудливую историю, пронизаны наши восприятия правильного и неправильного поведения, наши идеалы, наши представления о нормальном образе жизни и т.д. и т.п. Естественно, это все отражается в искусстве, в литературе, в науке и философии, и, что более существенно, в быту, в обыденном поведении. Таким образом, культура оказывается своего рода Целостностью, формирующей и составляющей весь мир человека.

* * *

Слово "культура" (от латинского "cultura" - "возделывание", "обработка") в современной культурологии имеет два значения (как минимум), хотя и пересекающихся между собой, но все же достаточно обособленных.

Во-первых, культура - это все, противостоящее природе. Иначе говоря, окружающий нас мир с определенной степенью условности можно разделить на две части: то, что дано от природы, возникло и развивается само по себе, и то, что создано, оформлено, освоено человеком. Здесь под понятие культуры подпадает техника, архитектурные сооружения, выведенные человеком породы животных, измененные ландшафты, не обусловленные естественными законами правила поведения и многое другое. В этом смысле "культурный" человек, человек образованный, воспитанный, четко соблюдающий нормы общественного поведения, противопоставляется человеку "некультурному" - необразованному, невоспитанному, нарушающему правила поведения. Мир природы развивается по естественным законам, тогда как в мире культуры действуют условности. В основании мира природы лежат естественные законы, в основании мира культуры лежат ценности - предельные, конечные смыслы человеческой деятельности. Именно поэтому в культуре так велика роль разнообразных знаковых систем, символов, условностей, норм.

Во-вторых, культура - как цивилизация. Здесь слово "культура" выступает в таких словосочетаниях, как "культура Древней Греции", "культура Египта", "американская культура" и др. Имеется в виду круг значимых признаков, охватывающих материальную и духовную жизнь определенного народа, жившего или живущего на известной территории на протяжении нескольких столетий или тысячелетий. Только употребляя слово "культура" в данном значении, можно говорить о "взаимодействии культур", о роли отдельных культур в становлении современной западной культуры, о причастности конкретного человека к определенной культуре. И только в этом контексте имеет смысл вопрос о принадлежности России к культуре Запада или Востока.

* * *

На протяжении довольно долгого времени, но особенно ярко в XVIII - начале XX в., наиболее распространенное понимание развития человечества заключалось в представлении о непрерывном прогрессивном поступательном движении от самых примитивных зачатков культурной жизни (выразившихся в производстве простейших каменных орудий труда) к высотам технической мысли. Это понимание строилось по аналогии с эволюцией в животном мире. Все народы и их культуры оказывались расположенными цепочкой от примитивных, таких как ведды Цейлона или австралийские аборигены, к наиболее цивилизованным западно-европейцам и североамериканцам. Это представление и сейчас не утратило своего влияния. Картина роста человечества от полуобезьян к первобытной орде, а от орды - к странам с конституционным строем, картина, где каждая последующая стадия прогрессивней, а следовательно богаче во всех отношениях, нежели предыдущая, кажется очевидной и естественной. В большинстве отечественных работ и соответственно - в учебной литературе господствует марксистская схема исторического процесса: первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальная, буржуазная и, наконец, коммунистическая формации. Каждая из них выше предшествующей (в споры о коммунистической стадии здесь нет смысла вдаваться), поскольку выше производительные силы и, следовательно, вся культурная надстройка. Представление об единстве и поступательном ходе всемирно-исторического процесса лежит в основе концепции одного из самых известных философов XX в. Карла Ясперса. Он делит всю историю человечества на три этапа - доисторию, историю и мировую историю.

На первом этапе происходит становление человека как культурного существа, формируется его язык, складываются расы, начинаются мифология и искусство. История - это период формирования и развития великих культур древности шумерийской, египетской, эгейской, культуры доарийской Индии, культуры долины реки Хуанхэ. Затем в ходе переселений и завоеваний культурные достижения первых цивилизаций усваиваются и обогащаются персами, греками, римлянами и др. Ее зарождение было подготовлено эпохой великих географических открытий. И она будет развиваться как процесс сложного взаимодействия западноевропейской, американской, русской, китайской, индийской и некоторых других культур.

Данные концепции основываются на серьезных аргументах. Это - несомненный прогресс в области производительных сил, это - существенная эволюция религиозной традиции. Характер производительных сил во многом определил количество живущих на земле людей и уровень их жизни. Так, великая революция, произведенная земледелием, помимо того, что она сделала человека менее зависимым от природных катаклизмов, стала причиной возникновения крупных поселений: одному кочевнику для существования необходимо в среднем около 20 кв.км; на этой же площади может жить до 5 тысяч земледельцев. Даже делая поправку в десятки раз, с учетом земель, непригодных для земледелия, можно понять, что возможности простого выживания увеличиваются в сотни раз. Например, на территории современной Франции с ее населением, превышающим 50 млн. человек, в древнекаменном веке (палеолите) кочевало не более 50 тысяч человек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Книги похожие на "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора неизвестен Автор

неизвестен Автор - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории культуры (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.