» » » » Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)


Авторские права

Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)

Здесь можно скачать бесплатно "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории культуры (Том 1)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать бесплатно онлайн.








Надо заметить, что представления о господстве права сильного в первобытной общине не имеют под собой серьезных оснований. Уже неандертальцы заботились друг о друге. Так, при раскопках в пещере Шанидар, в Иране, были найдены останки человека, у которого была ампутирована правая рука, правая сторона его тела была, по-видимому, парализована, он был слеп на левый глаз, хром и имел практически стертые зубы. Тем не менее он дожил до 40 лет, что соответствует нашим 80.

Важная особенность первобытного общества - его четкое деление на возрастные группы. Родившийся человек проходил следующие этапы своего развития и социализации (включения в полноправные члены общины): младенец (до 3-4 лет), ребенок (до 8-10 лет), подросток (до 13-15 лет), юноша (до 17-25 лет), взрослый. Каждый из этапов не условность, но вполне определенно заданный образ жизни: подросток жил не так, как юноша. Младенец проводил время с матерью. (Кстати, когда он рождался, отец мог принять его или не принять. Если не принимал, например, если рождалась девочка, а их в семье уже было достаточно, - она не оставалась жить. Эти обычаи известны также в Древней Греции и Древнем Риме). Как правило, младенец или даже ребенок еще не считались людьми, так как (по некоторым представлениям) они не обладали полноценной душой. Затем мальчик переходил в дом холостяков. Но самым важным бывал переход во взрослое состояние. Он сопровождался очень тяжелым обрядом инициации, включавшем многодневный пост, физические лишения, в это время ему делали татуировку, причем для того, чтобы она хорошо сохранилась, в надрезы втирали известь, он должен был убить крупного зверя или хотя бы одного врага. В обряде инициации ему присваивалось настоящее имя и он знакомился с тайными мифами, как с великой духовной ценностью. Только пройдя инициацию, он становился полноправным человеком.

Инициация, хотя и гораздо реже, бывала и у девочек, и тоже была связана с серьезными испытаниями: так, у горных арапешей (Папуа-Новая Гвинея) девочка постится в течение 5-6 дней, каждый день ее натирают крапивой, делают надрезы на теле, и т.п. И лишь после этого она может выйти замуж.

В связи с тем, что младенец и ребенок не признавались людьми, необходимо заметить, что для первобытного общества вообще очень характерно деление всех на людей и не-людей, своих и чужих. Причем фактически чужие не считаются людьми в полном смысле слова - на них можно охотиться, как на дичь, их можно даже съесть. У папуасов все делятся на людей как таковых (членов данной общины и некоторых родственных общин) и пищу (все остальные). (К подобным представлениям восходит греческий термин "варвар". Так, Аристотель писал, что эллины (греки) прирожденные господа, а варвары (все остальные) - прирожденные рабы).

* * *

Жили первобытные люди посезонно либо на небольших стойбищах, либо в более-менее хорошо устроенных поселках, куда возвращались во время сезонных миграций, причем возраст этих поселков насчитывал иногда тысячи лет (что устанавливается археологами по толщине культурного слоя). Жилищами могли служить естественные убежища - пещеры, которые порой обустраивались изнутри с помощью навесов. Существовало два основных типа жилищ под открытым небом небольшие круглые или овальные хижины диметром до 6 м с одним очагом посредине, а также длинные многоочажные дома. Делали землянки и полуземлянки. Очаги складывались из известняковых плит. Вокруг одного очага располагалась, по-видимому, одна микросемья, поэтому в длинном доме могла размещаться вся община. Рядом сооружались помещения для хранения продовольствия - вяленой или копченой рыбы, сушеного мяса, орехов, желудей, специальных лепешек и пр. В Европе в неолите распространилась культура маглемозе, представители которой жили на искусственных платформах, сооруженных из глины и дерева среди болот, а хижины строились на плотах.

На временных стоянках делали шалаши, а также широко пользовались заслонами от ветра.

Чтобы можно было составить представление об организации населений, приведем два их описания. Первое сделано знаменитым этнологом Б. Малиновским, второе - К.Альбисетти. Деревня Омаракана на Тробрианских островах в Меланезии построена в виде двух концентрических кругов. В центре находится площадь, место собраний и празднеств, там же стоит дом вождя и находится место захоронения. Вокруг площади по кольцу расположены хранилища со священным мясом, здесь же стоят дома для холостяков. Затем идет узкий проход, а за ним внешний круг, состоящий из домов, в которых живут семьи. Участки деревни не равноценны - во внутреннем круге запрещено готовить, там хранится сырая пища, центральная площадь - мужская часть деревни, улица с семейными домами женская; различаются сакральная (священная) и профанная (мирская) части деревни.

В центре селения бороро (на востоке Бразилии) находится мужской дом, жилище для холостяков, куда женщинам заходить нельзя. Вокруг кольцом идет полоса необработанной земли, в середине - утоптанная площадка для танцев, огороженная кольями. Отсюда сквозь кустарник проложены дорожки к семейным хижинам. Хижины расположены по кругу в строгом порядке по семейным кланам. Наряду с делением пространства поселка на сакральное и профанное существует еще деление всех людей на людей верха и низа. Известный антрополог Клод Леви-Строс указывает на любопытное сходство между структурой селения бороро и раскопанным в нижней долине Миссисипи городом, существовавшим в начале 1 тыс. до н.э.

* * *

Хозяйственный и жизненный цикл - основа для восприятия пространства и времени. Для первобытного человека обычным было конкретное и структурное их переживание, а не оценка в абсолютных категориях, привычная для нас. Это означает следующее: территория, освоенная общиной и соседними общинами, представляется не одинаковой в разные стороны (как представляем себе мы, ориентируясь на абсолютные единицы измерения километры, мили, кабельтовы и др.). Расстояние оценивается в зависимости от сложности маршрута. Так, если на восток соседи живут в 20 милях, а на запад в 50-ти, но восточных соседей отделяет большая река или другое серьезное препятствие, расстояние в 50 миль оценивается как меньшее. Западные соседи живут ближе. Соответственно и пространство воспринимается маршрутно: во-первых, оно определяется рельефом и структурируется в зависимости от естественных условий, во-вторых, оно переживается в зависимости от возможности достижения определенных объектов.

То же и со временем. Абсолютные шкалы отсутствуют. Память общины не простирается в прошлое дальше двух-трех поколений, и нет единых точек отсчета. Если, например, какое-то дерево считается возникшим при начале мира, то его возраст будет всегда не более двух-трех поколений, хотя бы это был баобаб, живущий тысячу лет. У племени химба, живущего на территории Намибии в Южной Африке, каждый человек использует до трех сотен различных точек отсчета времени - личных, внутрисемейных, родовых, общинных, - и все это при отсутствии единой абсолютной шкалы! Получается, что человек вспоминает некоторое событие лишь относительно другого события: к примеру, он говорит, что охота на крокодила была незадолго до засухи; а случится новая засуха, и об охоте на крокодила он будет вспоминать иначе.

Все это накладывается на природные циклы - дневной, месячный, годовой. А также на социальные циклы, связанные с переходом человека из одной возрастной группы в другую. Кстати, весьма распространено деление лет на циклы по инициациям определенных групп, проходящим раз в несколько лет. Время и катится и остается на месте, ведь как бы не менялось время, в обществе всегда остаются младенцы, подростки, юноши и взрослые.

* * *

Для того, чтобы сказанное сложилось в некоторую целостную картину, приведем один развернутый пример. Воспользуемся здесь замечательным исследованием Э. Эванс-Причарда, посвященным нуэрам - чернокожему народу, живущему на юге Судана, основным занятием которого является скотоводство.

Хозяйственный годовой цикл нуэров прямо связан с обслуживанием скота (хотя в него вписываются земледельческие работы и рыболовство), так как ни одно из занятий не может уверенно обеспечивать общину продуктами питания. Год делится на две части: сезон дождей, когда нуэры живут в деревнях, спасают скот от насекомых в специальных затонах и питаются молочной пищей, и сухой сезон когда нуэры живут сначала в небольших временных лагерях, затем в крупных лагерях недалеко от реки, питаясь в основном рыбой. В лагерях нуэры пользуются часто заслонами от ветра.

Нуэры наблюдают за движением солнца, луны и других небесных светил, за изменениями ветров, за миграцией птиц, но это все не используется для счета времени. Сезоны определяются теми явлениями, которые прямо связаны с жизнью скота: выпадением дождей и наличием растительности. Время также определяется земледельческими продовольственными ритмами - посевами и сбором кукурузы и сорго, передвижениями рыбы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Книги похожие на "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора неизвестен Автор

неизвестен Автор - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории культуры (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.