» » » » Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)


Авторские права

Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)

Здесь можно скачать бесплатно "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории культуры (Том 1)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать бесплатно онлайн.








Материальные основания культуры, способ взаимодействия человека с природой. Культуры радикально отличаются друг от друга в зависимости от способа обеспечения жизнедеятельности людей. Первобытная культура - а она занимает самый значительный по длительности период существования человека базируется на присваивающих формах хозяйства, а это собирательство, охота, рыболовство. Размеры территорий, занимаемых первобытными общинами, прямо связаны с возможностями физического выживания и, в свою очередь, задают характер занятий и численность сообществ. Люди всеядны и зависят от преобладающих в разное время года на известных участках обжитой земли источников пищи, будь то моллюски, морские млекопитающие, рыба, дичь, растения, грибы, орехи и т.п. Этим занятиям соответствуют образ жизни, так как, одно дело - охота на крупных животных, что может требовать взаимодействия нескольких общин (в случае облавной охоты, например), и совсем другое - сбор моллюсков, чем могут заниматься все члены общины, независимо от возраста и пола. Уровень жизни прямо зависит от уровня технического оснащения, включая каменный инвентарь, деревянные и костяные орудия.

Появление производящих форм хозяйства - земледелия и скотоводства позволило резко изменить численность проживающих на определенной территории, отказаться от постоянных перекочевок. Возникают города с их культурой, начинается отделение ремесел. Коренным образом меняется характер взаимодействия людей - возникает стабильный товарообмен, и большие области оказываются объединенными в единое экономическое пространство. Рост численности человеческих объединений сопровождается дифференциацией общества на группы с разными правами и возможностями. Формируются политические структуры.

Радикальные изменения в культуру приносит взрывоподобное развитие техники после промышленной революции. Мир становится единым в экономическом отношении. Меняется образ жизни, образ мыслей.

Важный аспект культуры - характер семейных отношений к отношений внутри общины. Моногамная семья, привычная для христианской культуры, радикально отличается от семьи мусульманина с его многоженством. Для некоторых древних цивилизаций обычно объединение моногамных семей в так называемую большесемейную общину, когда несколько семей живет в одном доме или несколько домов группируются вокруг семейного святилища. Различна власть главы семьи. В античных обществах, например, членами семьи считаются также и рабы. Культуры различаются и положением женщины: в одних случаях она участвует во всех занятиях, в других существует жесткое разделение труда; она может владеть собственностью, а может быть лишена этого права; она может получать публичное образование наряду с мужчинами, а может ограничиваться только домашним воспитанием и обучением специфически женским ремеслам. Культуры различаются также отношением к детям, к свободе половых отношений.

Фактором колоссальной важности в становящихся и устоявшихся культурах является способ политической организованности. Монархия в Египте с ее культом фараона - это совершенно не то же самое, что монархия в Междуречье, где царская власть уравновешивалась властью жречества и властью общины. Но еще резче, разумеется, монархия отличается от демократии. В свою очередь, представительная демократическая власть реализуется в разных культурах очень разными способами. Формы политической жизни теснейшим образом связаны с формами собственности и соответственно с соотношением свободных, полусвободных и полностью зависимых групп. Как правило, возможности политического влияния прямо зависят от размеров собственности. Но большую роль может играть и традиция: нередко аристократия пользуется значительно большим политическим весом, чем разбогатевшие выходцы из низших слоев населения. Культуры также сильно отличаются по возможности перехода от одних социальных групп в другие. Так, в одних культурах раб в принципе не мог изменить своего состояния, либо это было редчайшим случаем. И дети его наследовали рабство. В других культурах, например в Древнем Египте, дети рабов в зависимости от способностей могли стать воинами, жрецами и т.д. Наиболее яркий пример непроницаемости социальных перегородок - индийская культура с ее кастами. В христианских же странах, даже в периоды жесткого социального расслоения, у выходцев всех социальных слоев сохранялась возможностъ достигнуть значительных высот власти.

Культура немыслима без определенных этических норм, регулирующих отношения членов сообщества. Всегда существуют нормы, игнорирование которых ведет к наказанию, изгнанию и даже гибели. Терпимость общества к серьезным нарушениям может быть признаком его болезни. Всегда существуют образы людей - реальных или мифологических персонажей, которые олицетворяют традицию, а следовательно нормы и идеалы. Это древнегреческие мудрецы, христианские святые, иудейские пророки и т.п.

Этика, мораль органически связана с религиозной формой сознания, которую А.Тойнби считал стержнем культуры. Религия выступает здесь не только как способ взаимодействия с высшими силами, но и как церковь - организация, отвечающая за точное соблюдение правил этого взаимодействия и за живое осознание идеалов и норм. Нормы морали во всех культурах были освящены авторитетом божественным: это десять заповедей, данных людям богом Ягве через пророка Моисея на горе Синая (по представлениям древних евреев), это законы гостеприимства, за нарушение которых карал Зевс (по представлениям древних греков); это закон "возлюби ближнего своего как самого себя", завещанный христианам Сыном Божиим Иисусом Христом, и т.д.

С религией теснейшим образом связана господствующая мифология - сведения об устройстве мира, о месте в нем человека, о деяниях богов и героев. Именно мифология наполняет содержанием традиции, обычаи, произведения искусства. Причем если в культуре современного Запада мифология оказывается на периферии сознания, то для древних культур - это основной способ мышления о мире, о судьбе, о будущей жизни. С одной стороны, мифология есть способ массового и устойчивого выражения мироощущения и миропонимания человека, еще не создавшего себе аппарата абстрактных обобщающих понятий и техники логических умозаключений (И. М. Дьяконов), с другой стороны - учитывая то, что массовое сознание вовсе не оперирует абстракциями и логическими зависимостями,мифологизация характерна для всех без исключения обществ (подробнее о мифологии пойдет речь в следующей лекции).

Культуры отличаются друг от друга набором господствующих представлений о времени, пространстве, богах, человеке, судьбе, космосе.Так, в античности люди считали, что время движется по кругу, индийцы изображали время в виде колеса, греки считали, что существует так называемый "великий год", который начинается золотым веком, продолжается серебряным, после, медным, железным, а затем (после всемирной катастрофы, например мирового пожара) вновь повторяются названные этапы. Христианство приносит представление о стреле времени, имеющей начало (сотворение мира) и конец (Страшный суд). С экспериментальной наукой в XVI-ХVII вв. приходит образ бесконечного времени, безначального и уходящего в вечность.

В первобытной культуре отсутствует представление об едином пространстве. Образ пространства складывается как совокупность маршрутов, как своеобразная географическая карта, причем центром мира всегда оказывается место обитания данного общества. Затем возникает представление о едином мире и едином пространстве, ограниченном обтекающей мир рекой Океан. Земля долгое время рассматривается как центр Вселенной.

Кардинально отличаются образы Космоса: он шарообразен; он может напоминать веретено, он может казаться симметричным (греки считали, что Олимп и Тартар равно удалены в противоположные стороны от земной поверхности) и несимметричным (шумерийцы считали, что Земля плавает на поверхности Океана и семи небесам соответствует уходящая под землю Великая гора, внутри которой преисподняя). Персы, в противоположность грекам, считали, что сфера звезд ближе к земле, чем сферы Солнца и Луны. И т.д.

Люди, принадлежащие к некоторым культурам, верят в абсолютное предопределение, то есть в то, что судьбу изменить нельзя, и человеку бесполезно и даже вредно пытаться что-либо исправить в своей жизни.

Различны эстетические начала культур. Создавая что бы то ни было, человек вносит элемент искусства - и в отдельные произведения, которые мы специально относим к предметам искусства и помещаем в музеи (кстати, существующие не больше двухсот лет), и в организацию жилого пространства, и в строительство храмов, дворцов, и в изделия бытового назначения. Особенно показательно это для первобытной общины и древних обществ, когда искусство растворено в быту и не имеет отдельного специального существования. Скульптура - это изображение умершего, необходимое для его правильной посмертной жизни, картина, на стене пещеры - часть ритуала, без которого не может быть успешной охоты, и т.д. Зато одежда, посуда, маски для ритуалов иногда сами по себе произведения искусства, с нашей точки зрения. Для разных культур характерны разные наборы видов и жанров искусства. Литература по-разному бытует в культурах устных и письменных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Книги похожие на "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора неизвестен Автор

неизвестен Автор - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории культуры (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.