» » » » Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)


Авторские права

Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)

Здесь можно скачать бесплатно "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории культуры (Том 1)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать бесплатно онлайн.








При этом ни в коем случае не надо представлять себе каменное производство как что-то примитивное. Для того чтобы сделать приличное орудие, требовался длительный навык и богатая традиция. (Наиболее способные из студентов, которых обучал производству каменных орудий Дж.К.Кларк, лишь через полгода упорной тренировки более-менее научились тому, что делали неандертальцы). И когда появилась металлургия, медные и даже железные орудия долго повторяли формы каменных орудий. Кроме того, и качество каменных изделий бывало очень высоким. Древние египтяне на протяжении всей своей истории, уже хорошо познакомившись с металлом, пользовались серпами с каменными лезвиями (эти лезвия набирались из геометрически правильных кремниевых пластинок и вставлялись в деревянную оправу, где скреплялись естественным асфальтом).

* * *

Понятно, что присваивающие формы хозяйства предполагают гораздо более сильную зависимость от природных условий, чем хозяйства производящие. Здесь следует отметить, что существуют две генеральные стратегии взаимодействия с природой. Первая предполагает физическое видовое приспособление к природным условиям - изменение конечностей (трансформация лап в плавники при переходе от сухопутного к водному образу жизни), оволосение для выживания в более холодном климате, изменение окраски и т.п. Вторая стратегия - это изменение условий собственного физического выживания в благоприятном для себя направлении: использование огня при продвижении к высоким широтам или освоении горных районов, использование чужих шкур для сохранения тепла; строительство загородок и навесов; и т.д.

Элементы обеих стратегий есть как у животных, так и у человека. Но у животных господствующей является первая, а у человека вторая. Именно поэтому, когда человек многократно усилил свою мощь, освобождая законсервированную энергию биосферы, перекраивая карту и перераспределяя вещество земной коры, он вошел в непримиримое противоречие с природой (отсюда и глобальные экологические проблемы современности).

Но на уровне первобытной культуры человек много теснее взаимодействовал с природой, и на протяжении тысячелетий человеческие общины без существенных изменений жили на одной и той же территории, сохраняя свою численность и не нарушая экологического баланса окружающей природы.

Хозяйство ориентировалось на присваивающие потребительские формы собирательство (растений, ягод, орехов, гусениц и др.), охоту, рыболовство, морской промысел. Как правило, это предполагало полукочевой образ жизни: в зависимости от сезонных циклов община проводила жизнь на разных участках принадлежащей ей территории. Так, огнеземельцы она (одно из самых примитивных племен на земле, так же как и тасманийцы, о которых - чуть ниже) передвигались от побережья в глубь острова и обратно. Осенью и зимой небольшими группами по четыре семьи они рассеивались вдали от побережья. Мужчины охотились на гуанако. Весной и летом они собирались в большие группы - иногда это бывала вся община - до ста человек и более, и охотились на тюленей, в то время как женщины собирали моллюсков и растения. Площадь, принадлежавшая общине, насчитывала до 1000 кв. км.

Тасманийцы кочевали небольшими группами, в стойбищах бывало обычно 30-40 человек. Но в периоды охоты на крупных зверей - это могла быть загонная охота или массовый забой тюленей - тасманийцы собирались группами по 300 и даже 500 человек.

Можно отметить одну закономерность: чем менее благоприятны климатические или физико-географические условия, тем значительнее рассеяние мелких групп (в самые трудные периоды тасманийцы кочевали отдельными семьями, насчитывавшими всего несколько человек), и наоборот: благоприятные условия способствуют сплочению семей, общин и даже племен.

Хозяйственная деятельность не была специализированной. Охота на бизонов могла перемежаться со сбором орехов и рыболовством. Соответственно и орудия использовались многофункционально: с помощью копья били дичь и рыбу и разделывали мясо. В период мезолита (среднего каменного века), 12-10 тыс. лет назад, начинается специализация и формируются так называемые культурно-хозяйственные типы. Так, 20 тыс. лет назад на Русской равнине и в Сибири хозяйство велось однообразно: это была коллективная охота на крупных стадных животных, причем охотились то на лошадей, то на северных оленей, то на бизонов. Найденные жилища показывают, что образ жизни был в основном полуоседлым. Позже происходит дифференциация и специализация хозяйственной деятельности. В центральных районах Русской равнины живут полуоседлые охотники на мамонтов; к западу от Днепра - бродячие охотники на северного оленя; в приазовских степях - бродячие охотники на бизонов. В Сибири специализация привела к выделению бродячих охотников на северного оленя в долине Енисея, бродячих охотников на мамонтов в Якутии и полукочевых охотников и рыболовов в Прибайкалье.

В период мезолита и неолита (нового каменного века) сложились практически все культурно-хозяйственные типы, из которых большинство дожило до нашего времени. Это охотники и собиратели лесов жаркого пояса, охотники и собиратели степей и полупустынь, собиратели урожая в степях и болотистых лесостепях, собиратели и рыболовы побережий умеренного и жаркого поясов, рыболовы и охотники на морского зверя на крупных реках и морских побережьях, охотники и рыболовы таежной зоны, арктические охотники на морского зверя, палочно-мотыжные земледельцы, пашенные земледельцы и скотоводы.

* * *

К периоду Верхнего Палеолита сформировались основные расовые различия между европеоидами, монголоидами и негроидами (хотя вопрос о принципах выделения рас и об их количестве далеко не прост), и физическое строение человека уже не менялось сколько-нибудь существенно.

По-видимому, к мезолиту уже сложились и основные языковые семьи: индоевропейская, афро-семитская, дравидийская, сино-тибетская и другие. Наличие языка радикально отличало человека от остальной фауны: общение стало много богаче и разнообразней, появилась возможность рассуждать о прошлом и будущем (характерно в связи с этим замечание Б.Шаллера, проведшего несколько месяцев в стаде горных горилл, - он обратил внимание на то, что исчезло ощущение времени: вся жизнь свелась к переживанию наличного момента, прошлое и будущее исчезли), язык сделал содержание психической жизни доступным для обсуждения с другими. Естественно, что без языка невозможна была бы организация общин в том виде, в каком они существовали.

А многосемейная община была основной ячейкой первобытного общества. Обычно она насчитывала от 20 до 50 человек. До половины численности общины составляли дети, но при высокой детской смертности (из двух родившихся в лучшем случае выживал один) и высоком уровне смертности среди взрослых (большинство не доживало до 40 лет) количество людей в общине было более или менее постоянным. Если, конечно, не считать каких-либо серьезных катастроф, связанных с войной, эпидемиями, засухами.

Трудно сказать, когда возникает парная семья. Этнографические данные говорят о том, что брачные союзы были не слишком прочными. Обычно мужчина и женщина проходили за жизнь через несколько браков. Девушки обычно выходили замуж раньше юношей на 5-7 лет, а брачный возраст начинался у них в 10-12 лет (но эти цифры у разных племен существенно разнятся). Как правило, муж и жена происходили из разных общин, и это также требовало постоянного взаимодействия между разными общинами. Именно общины были главными экономическими единицами, поскольку малые парные семьи имели гораздо меньше шансов на выживание. Добытое продовольствие делилось по определенным правилам на всю общину. Только взаимоподдержка могла обеспечить выживание. В принципе допускалось многоженство, реже - многомужество.

Надо заметить, что представления о господстве права сильного в первобытной общине не имеют под собой серьезных оснований. Уже неандертальцы заботились друг о друге. Так, при раскопках в пещере Шанидар, в Иране, были найдены останки человека, у которого была ампутирована правая рука, правая сторона его тела была, по-видимому, парализована, он был слеп на левый глаз, хром и имел практически стертые зубы. Тем не менее он дожил до 40 лет, что соответствует нашим 80.

Важная особенность первобытного общества - его четкое деление на возрастные группы. Родившийся человек проходил следующие этапы своего развития и социализации (включения в полноправные члены общины): младенец (до 3-4 лет), ребенок (до 8-10 лет), подросток (до 13-15 лет), юноша (до 17-25 лет), взрослый. Каждый из этапов не условность, но вполне определенно заданный образ жизни: подросток жил не так, как юноша. Младенец проводил время с матерью. (Кстати, когда он рождался, отец мог принять его или не принять. Если не принимал, например, если рождалась девочка, а их в семье уже было достаточно, - она не оставалась жить. Эти обычаи известны также в Древней Греции и Древнем Риме). Как правило, младенец или даже ребенок еще не считались людьми, так как (по некоторым представлениям) они не обладали полноценной душой. Затем мальчик переходил в дом холостяков. Но самым важным бывал переход во взрослое состояние. Он сопровождался очень тяжелым обрядом инициации, включавшем многодневный пост, физические лишения, в это время ему делали татуировку, причем для того, чтобы она хорошо сохранилась, в надрезы втирали известь, он должен был убить крупного зверя или хотя бы одного врага. В обряде инициации ему присваивалось настоящее имя и он знакомился с тайными мифами, как с великой духовной ценностью. Только пройдя инициацию, он становился полноправным человеком.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории культуры (Том 1)"

Книги похожие на "Лекции по истории культуры (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора неизвестен Автор

неизвестен Автор - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Неизвестен Автор - Лекции по истории культуры (Том 1)"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории культуры (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.