» » » » Николай Мормуль - Катастрофы под водой


Авторские права

Николай Мормуль - Катастрофы под водой

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Мормуль - Катастрофы под водой" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Мормуль - Катастрофы под водой
Рейтинг:
Название:
Катастрофы под водой
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы под водой"

Описание и краткое содержание "Катастрофы под водой" читать бесплатно онлайн.



Контр-адмирал, кандидат технических наук. Родился на Дону в станице Милютинской в марте 1933 г. Окончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского в Ленинграде в 1956 г. Тогда же получил назначение в экипаж первой атомной подводной лодки. Прошел путь от командира группы до начальника Технического управления Северного флота. На протяжении десяти лет занимался испытаниями атомных подводных лодок. Награжден 12 государственными наградами. В период службы на флоте занимал должности: Заместителя командира отдельной бригады атомных подводных лодок (1964-1970 гг.), Главного корабельного инженера-Заместителя начальника технического управления Северного флота(1970-1974 гг.), Заместителя Командующего флотилией атомных подводных лодок - Члена Военного Совета флотилии(1974-1978 гг.). Начальника технического управления Северного флота (1978-1983 гг.). С осени 1995 г. является членом-корреспондентом Международной Академии Информатизации при ООН.






К этому времени судостроительная промышленность нашей страны обладает мощнейшей современной базой, необходимой для создания новых кораблей и поддержания в боевом состоянии действующих. Достаточно сказать, что в боевой состав Военно-морского флота СССР ежегодно вливалось почти полсотни новых кораблей. Только на специализированных кораблестроительных, заводах оборонную мощь страны ковали более миллиона человек! Всего же в отрасли морских вооружений трудилось около десяти миллионов. Министерство судостроительной промышленности имело свою разветвленную структуру, в которую входили собственные НИИ, КБ, машиностроительные и корабельные заводы. Помимо этого, на него работали и другие предприятия и научные организации. Так, в создании атомных подводных лодок было задействовано 1200 предприятий страны, в создании авианосцев-более 1500.


К началу девяностых объем производства в советском военном кораблестроении составлял уже около трети общемирового, а суммарное водоизмещение выдаваемой ежегодно «продукции»- 300 тысяч тонн! Атомные подлодки СССР бороздили водные просторы всей планеты, как по собственной квартире, разгуливали подо льдами Арктики. Дизельные подлодки целыми соединениями уходили в многомесячные походы в теплые моря. Мы принимали участие в совместных учениях стран Варшавского договора и наши ракетные крейсера в считанные минуты готовы были дать отпор любому агрессору.


Бесспорно, семидесятые-восьмидесятые годы были «звездными» для флота не только за весь период «построения социализма в СССР». Никогда еще за свою трехвековую историю российский флот не достигал такого могущества в Океане.

Освоение Мирового океана

Осваиваться в различных районах Мирового океана Военно-морской флот СССР начал, по существу, в 1959 году. Именно тогда вышла в Северный Ледовитый океан первая наша атомная подлодка «К-3», в составе экипажа которой довелось участвовать и мне. Под кромкой льда субмарина прошла тогда 300 миль. В сентябре 1960 года в Атлантическом океане появилась впервые на учении «Метеор» четвертая советская атомная лодка «К-14». В июле 1962 года «К-3» достигла Северного полюса и дважды там всплывала. Год спустя «К-115» и «К-178» совершили переход с Северного флота на Камчатку через Северный полюс. В феврале-марте 1966 года две атомные лодки успешно перешли с Северного флота на Тихоокеанский, обогнув при этом Южную Америку и пробороздив Тихий океан. В том же, 1966 году, стратегические подводные лодки в СССР стали использовать на боевом патрулировании по плану! А уже в следующем, 1967-м, советские корабли постоянно несли боевую службу на Средиземном море и в Индийском океане. С 1968 года на Севере, а с 1970-го и на Тихом океане начали постоянно патрулировать наши ракетные стратегические подводные крейсеры.

Однако обилие глобальных задач и ограниченные возможности для их решения всегда составляли нашу национальную особенность. Эта особенность распространялась, естественно, и на отечественный Военно-морской флот.

Хронической слабостью нашего ВМФ являлась недостаточно развитая система базирования, а также специального и тылового обеспечения. Дело в том, что боеготовность подводных атомных сил определяется не только количеством кораблей. Зависит она и от других, куда менее очевидных факторов. Например, от того, насколько вместительны специальные береговые емкости для тепловыделяющих урановых элементов реакторов. Или какое количество радиоактивных отходов способны переработать специализированные предприятия страны.

Самой же «больной» проблемой советского подводного флота в период активного освоения Мирового океана было, конечно, отсутствие заморских баз. Это значительно ограничивало наши возможности, хотя потребность в регулярных выходах неуклонно возрастала.

К началу 70-х годов число обнаруженных нами стратегических подводных лодок противника доходило до 45 единиц в год, многоцелевых - до 87 единиц. Корабельные ударные группы (КУГ), производившие отслеживание за кораблями НАТО и США, находились непрерывно в море по полгода и более. Разумеется, при такой напряженности плавучие базы были не в состоянии обеспечить всех потребностей подводного флота.

Руководство страны предпринимало немало попыток договориться с зарубежными соседями о заходах в их порты советских кораблей. Дипломатические усилия давали иногда положительный результат, но, как правило, очень недолгий. Так, в этот период были заключены соглашения с Египтом и Сирией (1967 г.), Алжиром (1969 г.), Кубой (1970 г.), Гвинеей (1971 г.). В 1972 году мы стали заходить в порты Сомали, в 1977-м - Бенина, годом позже — в порты Сан-Томе и Принсипи. Создание базы ВМФ в Камрани (Вьетнам) обеспечило несение боевой службы нашими кораблями в Индийском океане. А ремонтная база на острове Дашлак, что в Красном море, выручала советские многоцелевые атомные субмарины во время ирано-иракского конфликта.

Но постоянное упорное противодействие США привело к тому, что уже в середине 70-х годов Египет, Сирия, Алжир, Сомали и Эфиопия отказали нашим боевым кораблям в заходах в их порты.

Вместе с тем НАТО и США не упускали ни малейшей возможности продемонстрировать лишний раз свою силу. Американцы открыто имитировали атаки, приводя оружие в боевую готовность, выходили на опасные курсы. А свои учения предпочитали проводить вблизи территориальных вод СССР. Только в период 1970-1971 годов корабли США пять раз заходили в Балтийское море (в общей сложности количество незваных «гостей» составило 10 единиц), шесть раз наведывались в Черное море (15 единиц) и сорок восемь раз - в Японское и Берингово моря (112 единиц). В ответ мы проводили учения и походы в морских районах, прилегающих к США.

Стратегическая борьба на море

Как известно, в 1972 году СССР и США подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а семь лет спустя - и ОСВ-2. Однако эти договоры не могли существенно повлиять на наше боевое патрулирование и боевую службу. Ни один из ОСВ не накладывал ограничений на развитие подводных лодок, их районы действия и их оружие. Ко второй половине 60-х в составе ВМС США была 41 атомная ракетная подводная лодка, оснащенная баллистическими ракетами типа «Поларис», в том числе с разделяющими головками. (Тогда же американцы начали проектирование ракет типа «Трайдент»). Ежедневно на патрулировании в море находилось 28-30 стратегических ракетных субмарин, каждая из которых несла на своем борту по шестнадцать смертоносных ракет.

В нашем военно-морском флоте впервые на боевое патрулирование в рамках учения вышла в Атлантику атомная ракетная субмарина «К-19». Было это в июле 1961 года, а десятилетие спустя наши ракетные стратегические крейсеры уже совершали ежегодно от 38 до 43 походов.

К 1985 году в составе ВМФ нашей страны насчитывалось 62 ракетных подводных крейсера, в том числе первые РПКСН «Тайфун». В Мировом океане возрастали теснота и напряженность. Понятно, что в конце концов и Советский Союз, и наш потенциальный противник были поставлены перед жестким выбором: или мы предпримем совместные шаги, дабы избежать опасных ситуаций, или...

В 1972 году СССР и США заключили соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Поводом для подписания этого документа послужила трагедия на нашей атомной ракетной субмарине «К-19». Во время операции по спасению лодки, потерпевшей аварию в Северной Атлантике нам постоянно создавали помехи корабли и самолеты НАТО. В результате чего при передаче грузов и заводке буксирных концов на аварийную «К-19» не раз возникали опаснейшие ситуации, чреватые гибелью людей.

Однако и после того, как соглашение было подписано, полностью исключить возможность инцидентов не удалось. За тридцать лет, что в общей сложности длится эксплуатация подводных лодок, субмарины США и СССР сталкивались в море около 20 раз. Случалось это и в наших территориальных водах — в районах Кольского полуострова и Камчатки. Впрочем, могло ли в те годы любое другое международное соглашение или договор сделать безопасным Мировой океан?.. Соединенные Штаты наращивали свои силы в Индийском океане, особенно после того, как приступили к развертыванию там РПКСН типа «Огайо». Заключив договоры с Кенией и Сомали, американцы стали базироваться в портах этих государств. В 1980 году Англия передала США свою военно-морскую базу Диего-Гарсия. Революция в Иране и антиамериканская позиция Хомейни подогревали желание американцев попрочнее обосноваться в зоне Индийского океана и Персидского залива. Разумеется, в качестве ответного аргумента мы увеличили численность 8-й оперативной эскадры в Индийском океане.

Это десятилетие вообще было очень тревожным, вооруженные конфликты чередовались с локальными войнами. В 1964—1973 годах шла война во Вьетнаме, и США задействовали в боевых операциях 15 авианосцев, 6 вертолетоносцев, линкор, 48 крейсеров и фрегатов УРО, 163 эсминца. Помимо этой армады, сражаться с Вьетнамом американцам помогали еще 30 кораблей и 390 катеров их союзников. Ежемесячно палубная авиация совершала до восьми тысяч вылетов. Верный своей национальной стратегии, СССР оказывал широкую военную и экономическую помощь Вьетнаму. В частности, военно-морские силы и сухопутные части вьетнамской армии были оснащены советским оружием. Одержать победу над маленькой республикой Америка так и не смогла, несмотря на свое явное военное превосходство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы под водой"

Книги похожие на "Катастрофы под водой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Мормуль

Николай Мормуль - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Мормуль - Катастрофы под водой"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы под водой", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.