» » » » Рафаэль Халхатов - Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою


Авторские права

Рафаэль Халхатов - Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою

Здесь можно купить и скачать "Рафаэль Халхатов - Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Яуза», Издательство «Эксмо», год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рафаэль Халхатов - Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою
Рейтинг:
Название:
Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-699-42575-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою"

Описание и краткое содержание "Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою" читать бесплатно онлайн.



Конец немецкой подлодки был ужасен. Два прожектора держали рубку преследуемой субмарины в перекрестии лучей. Очевидно, в какой-то момент они ослепили ее командира — капитан-лейтенант Адольф Кельнер допустил ошибку, и U-357 оказался прямо перед форштевнем эсминца «Хеспирус». Разрубленная «охотником» пополам, подлодка моментально затонула, оставив на поверхности моря большое нефтяное пятно и несколько барахтавшихся в нем людей…

Это — лишь один из эпизодов величайшего подводного сражения в истории, известного как Битва за Атлантику, которая продолжалась в общей сложности более пяти лет и унесла жизни десятков тысяч моряков. Впервые подлодки решали стратегические задачи, впервые от их победы или поражения зависела судьба войны — Черчилль впоследствии признавался, что немецкие субмарины почти поставили Британскую империю па колени. Однако, несмотря на непревзойденное боевое мастерство, отвагу и беспощадность Rudeltaktik (тактики «волчьих стай»), не подводники Кригсмарине, а противолодочные силы Союзников вышли из этой схватки победителями.






12 апреля. «10 апреля. 22.50. Два промаха. Одна торпеда взорвалась после прохождения „расстояния безопасности“[14], другая взорвалась через 30 секунд после выхода из аппарата, не дойдя до крупного эскадренного миноносца», U-51.

15 апреля. «14.04. Торпеды, выпущенные по „Уорспайту“[15] и двум эскадренным миноносцам, отказали», U-48.

«Залп двумя торпедами по транспорту. Безуспешно». U-65.

16 апреля поступило донесение от U-47. Гюнтер Прин докладывал:

«15 апреля… Вечером обнаружил три крупных транспорта (30 000 тонн) и три судна меньшего тоннажа, следующие в охранении двух крейсеров. Транспорты стали на якорь вблизи южной части Бюгдена… Транспорт и крейсера стоят в стесненном районе, частично заслоняя друг друга.

22.00. Выхожу в подводном положении на позицию залпа. Намерение: расходуя по одной торпеде, атаковать оба крейсера и два транспорта.

…Произвести перезарядку торпедных аппаратов и вновь выйти в атаку.

22.42. Выпустил четыре торпеды, наименьшая дистанция 750 метров, наибольшая — 1500 метров. Торпеды были установлены на глубину хода 4 и 5 метров. Перед лодкой стояла целая стена судов. Ни одного взрыва. Противник ничего не заметил. Произвожу перезарядку торпедных аппаратов.

…Выстреливаю четыре торпеды. Безрезультатно. Одна торпеда отклонилась от заданного курса и взорвалась, ударившись о скалу… Начинается преследование лодки и атака глубинными бомбами… Покидаю район.

19 апреля. Обнаружил „Уорспайт“ и два миноносца. Атакую линейный корабль двумя торпедами с дистанции 900 метров. Безрезультатно. Из-за детонации торпеды, взорвавшейся на пределе дальности хода, лодку преследуют миноносцы».

18 апреля. «Два преждевременных взрыва торпед…» U-37.

19 апреля. «Две торпеды по „Уорспайту“. Дистанция 900 метров… Одна торпеда взорвалась преждевременно, вторая — на пределе дальности хода». U-47.

«На выходе из Вогс-фьорда при стрельбе по крейсеру „Эмералд“[16] наблюдал преждевременный взрыв через 22 секунды». U-65.

Эти радиограммы после возвращения подводных лодок были дополнены устными докладами командиров. То, что произошло, Дёниц назвал «торпедным кризисом».

В целом картина оказалась удручающей: в четырех случаях «у-боты» атаковали линейные корабли, в четырех — крейсера, в десяти — эскадренные миноносцы и еще в десяти — транспорты. Итог: потоплен лишь один транспорт!

Можно представить себе состояние командиров субмарин и всех членов экипажей, которые рисковали собой, лодкой, выходили в атаку и… без результата. Любимец Дёница, Гюнтер Прин во время доклада не сдержался и, срываясь на крик, заявил «папаше Карлу»: «Нас послали драться против сильного противника, вооружив негодным оружием! Я не намерен больше выходить в море с этими деревянными болванками!» Дёниц разделял возмущение подводников. И своем дневнике он записал: «В истории войн, пожалуй, не было случая, когда солдаты посылались в бой со столь несовершенным орудием»[17].

На вооружении германских подводных лодок стояли в это время торпеды двух типов. G7a (II), принятая в 1937 году парогазовая торпеда, диаметром 533 мм, длиной 7,2 метра, развивавшая скорость 40–44 узла, с наибольшей дальностью хода 7800-12 000 метров. G7c (III), принятая в 1939 году электрическая торпеда, с такими же габаритам и скоростью хода 30 узлов, дальностью 5000 метров. Вес 1538 и 1600 кг соответственно, вес боевой части — 280 кг.

Парогазовая торпеда при движении оставляла заметный пузырьковый след. Обнаружив его, противник мог уклониться от смертоносного снаряда и контратаковать подлодку. Электрическая торпеда следа не оставляла. Плата за это — меньшая скорость и дальность хода.

Оба типа торпед могли оснащаться обычным контактным или магнитным взрывателями.

«Торпеды и раньше доставляли много хлопот», — писал Дёниц. В самом деле, еще во время «атаки века» Г. Прина в Скапа-Флоу из восьми торпед, выпущенных по неподвижной цели, гарантированно поразили линкор «Ройял-Оук» лишь три-четыре. В победной эйфории этому факту никто значения не придал…

В конце октября 1939 года Дёниц решил повторить нападение на флот Метрополии и послал в район Северной Атлантики западнее Оркнейских островов подлодки U-56 и U-59 капитан-лейтенантов Вильгельма Цана и Харальда Юрста. 30 октября от Цана пришло донесение: он обнаружил английский линкор «Нельсон», выпустил по нему три торпеды, но ни одна из них не взорвалась, хотя в цель попали все: подводники явно слышали три удара в борт линейного корабля. По иронии судьбы на корабле в это время находился Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль! Торпеды были оснащены магнитными взрывателями. Капитан-лейтенант Цан, прорывавшийся к линкору сквозь охранение эсминцев и столь блестяще атаковавший, впал в такую глубокую прострацию, что Дёниц вынужден был отозвать его и использовать в тылу, в учебной флотилии.

Имели место и другие подобные случаи отказов торпед. Они встревожили «фюрера подводных лодок», и он неоднократно, с ноября 1939 года, докладывал инспекции по торпедному оружию о своих сомнениях в отношении надежности взрывателей, особенно магнитных. Ничего вразумительного инспекция по торпедному оружию тогда не ответила.

11 апреля, когда отказы и преждевременные срабатывания взрывателей приобрели характер эпидемии, на очередное донесение Дёница из инспекции пришел ответ с рекомендациями. На их основе командующий подводным флотом издал приказ: «1… Всем подводным лодкам держать приготовленными к выстрелу три торпеды с установкой взрывателя на ударное действие и одну торпеду с установкой взрывателя на магнитное действие.

2. Производить стрельбу по кораблям только с установкой взрывателя на ударное действие. Установку глубины хода торпеды производить на два метра меньше осадки корабля.

3. По эскадренным миноносцам производить стрельбу обязательно двухторпедным залпом. Первой выпускать торпеду с установкой взрывателя на ударное действие и глубиной хода три метра, затем — торпеду с магнитным взрывателем с установкой глубины хода на один метр ниже осадки корабля. Интервал между выстрелами — 8 секунд»[18].

Таким образом, немцы вынуждены были отказаться от более эффективного магнитного взрывателя, подрывавшего торпеду под воздействием магнитного поля в самом уязвимом месте — под днищем корабля. Ставку сделали на контактный, ударный взрыватель, как тогда казалось, более надежный. «Но и эти надежды исчезли 16 апреля после донесения от U-47, — писал Дёниц. — Ей не удалось потопить торпедами с ударным взрывателем даже стоящие на якоре транспорты с большой осадкой. Предположить промах при стрельбе по этим спокойно стоящим и перекрывающим друг друга судам было абсолютно невозможно. По-видимому, или торпеды прошли намного глубже… или ударные взрыватели не успели прийти в боевое положение. Итак, наши торпеды не работали в северных районах ни с магнитными, пи с ударными взрывателями».

А 18 апреля та же U-47 доложила, что даже в открытом море между Исландией и Шетландскими островами произошли два преждевременных взрыва торпед. «…Наши подводные лодки фактически остались без орудия», — сделал вывод потрясенный Дёниц и отдал беспрецедентный приказ — отозвал все подводные лодки из района боевых действий.

О том, насколько подводники утратили веру в свое главное оружие, говорит такой факт: когда 20 апреля 1940 года U-47 встретила английский конвой, Прин, имевший хорошую позицию для стрельбы, отказался от атаки…

Все! Терпение Дёница закончилось. Он обратился с рапортом к главнокомандующему Кригсмарине гросс-адмиралу Эриху Редеру с требованием провести следствие. «Методика испытаний новых торпед является предательской… Немецкие подводные лодки оказались фактически безоружными… В Торпедной инспекции и на полигоне Экспериментального института обнаружены недочеты в подготовке торпед к сдаче флоту», — писал «фюрер подводных лодок» и имел на то основания. Сам факт запуска в массовое производство такого сложного и дорогого оружия, как торпеда, оснащенная негодным взрывателем, да без должных испытаний, — это уже не халатность или техническая ошибка, а преступление.

Редер приказал начать следствие. Военная прокуратура арестовала главных виновников: инспектора торпедного вооружения адмирала Геттинга, руководителя Экспериментального института торпедного вооружения адмирала Вера и двух ведущих инженеров. Следствие длилось около года.

Оно установило, что грозные торпеды превратились в «деревянные болванки» из-за неполадок в трех механизмах: магнитном взрывателе, контактном взрывателе, гидростате.

Выяснилось, что на испытаниях магнитный взрыватель устанавливался на устаревшей торпеде G7 (скупердяи немцы решили сэкономить!). В серию же была запущена новая торпеда G7а с более мощным двигателем и, как следствие, более сильной вибрацией. Эта вибрация и вызывала преждевременные взрывы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою"

Книги похожие на "Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рафаэль Халхатов

Рафаэль Халхатов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рафаэль Халхатов - Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою"

Отзывы читателей о книге "Величайшая подводная битва. «Волчьи стаи» в бою", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.