Эрнест Лависс - Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Описание и краткое содержание "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая" читать бесплатно онлайн.
59
Канун-Намэ султана Сулеймана I Кануни («Законодателя») содержит в себе: кануни-дефтер — законы о финансах; кануни-джераим — уголовное уложение; кануни-сефер — военное уложение; кануни-тимар — законы, касающиеся феодов; кану нитекяифат — правила церемониала.
60
От латинского слова trinitas — троица. — Прим. ред.
61
В тексте дается классификация категории земель, которая существовала в Оттоманской империи до танзимата, и в частности до издания аграрного закона 1858 года. В связи с изданием этого закона и отменой одного из видов хараджа (баш-хараджа — поголовного хараджа, замененного бедели-аскери) после 1858 года, официального деления земель на хараджные уже не существовало. Согласно аграрному закону 1856 года, юридически закрепившему отмену и ликвидацию тимариотской (ленной, кормленческой) системы землевладения в Турции, официально были установлены следующие категории земель: 1) арази-мирие — государственные земли, 2) арази-мюльк — частнопоместное землевладение, частновладельческое землевладение, 3) арази-мевкуфе — ва-куфное землевладение; вакуфы — землевладение и доходы духовенства, мечетей, мусульманских монастырей, религиозных орденов (текке, завие и др.), 4) арази-метрюке — земли, принадлежащие государству, но необработанные, или каменистые, неудобные земли, б) арази-мевад — земли, принадлежащие сельским обществам в виде общественных пастбищ, выгона, дорог и т. д., в такой же степени неотчуждаемые, как и государственные и вакуфные земли. — Прим. ред.
62
До ликвидации тимариотской (ленной) системы перед танзиматом (1839–1864) в Оттоманской империи мы имели следующие категории землевладения: 1. Хассы — феодальные уделы различных категорий, принадлежавшие лично султанам, их родственникам, крупным феодалам, крупным феодальным наместникам и сановникам и т. д, 2. Вакуфы — землевладение и доходы мусульманского духовенства, сходные с церковно — монастырским землевладением. 3. Зиаметы — средние ленные поместья (феоды) с годовым доходом от 20 ООО до 100 ООО акла. 4. Тимары — мелкие ленные поместья с доходом от 3000–6000 до 20 000 акча. б. Мюльк — частное землевладение, включая и частные феодальные поместья, не связанное с несением военно-ленной службы перед султаном и вообще выполнением ленных обязанностей. Эта категория земель в средние тока приближалась по типу к аллодному землевладению. Номинально султан и государство считались верховным сувереном всех земель Огтоманской империи, но это не исключало существования в империи крупного и среднего феодального и частного землевладения. Тимары и зиаметы, хотя номинально и признавались собственностью государства и султана, который мог их отобрать при отказе ленника нести ленную службу, однако в процессе генезиса феодального землевладения в Турции они из временных, пожизненных пожалований фактически превратились в наследственное феодальное землевладение; многие же из них в XVII–XVIII веках превратились в обычные поместья, не связанные с выполнением ленной службы. В Турции не только фактически, но и официально существовало и крепостное право (см. законы султана Мехмеда II и Сулеймана Кануни XV–XVI веков и др.). — Прим. ред.
63
Тимариотское землевладение в период танзимата (1839–1864) было уже ликвидировано. — Прим. ред.
64
Гедик значит «брешь», «дыра»; фигурально — это брешь, сделанная в чужом имуществе, когда покупатель приобретает на определенных условиях право собственности на вещь, принадлежащую другому.
65
Арабское множественное число от сыныф.
66
Ирадэ (от арабского «желать, постановлять») — приказ, высочайшее повеление.
67
Хатти-шериф, хатти-хумайун («царское письмо», собственноручное приказание султана»). Известны так называемый Гюльхане хатти-шерифи (1839) и хатти-хумайун (18 февраля 1856 г.).
68
В его официальной части, потому что французский Монитер заключал в себе и-неофициальную часть, подлежавшую обсуждению.
69
Она была основана Шинаси-эфенди, одним из людей, оказавших наибольшее влияние на турецкую умственную жизнь и литературу и содействовавших выработке нового языка. К числу его европейских учеников принадлежал известный турколог Паве де Куртейль. Тасвири-гфкяр — была первой турецкой частной газетой просветительного направления, на базе которого зародилось младотурецкое конституционное движение. — Прим. ред.
70
При нем имеется библиотека, открытая для читателей три раза в неделю, и читаются публичные курсы по политической экономии, французскому языку, письму и сочинению, арифметике, турецкому, английскому, итальянскому и греческому языкам.
71
Оттоманские уложения (кодекс).
72
Barbitr de Meynard, Dictionnaire turc-francais, 1881.
73
Один очень образованный и выдающийся турецкий мусульманин, Ф… — бей, писал нам по поводу проекта основания коллежа в той провинции, где он живет: «Под коллежем я понимаю не коллеж французского образца: система закрытых учебных заведений настолько несовместима с нашими привычками, что уже несколько раз ее применение у нас кончалось неудачей. А приходящие ученики работают не хуже… Наш народ так не привык к мысли, что за учение надо платить, что даже состоятельных трудно принудить к этому».
74
Engelhardt, La Turquie et le Tanzimat.
75
Отсутствие данных не позволяет составить эту библиографию за время с 1728 года (когда в Турции было введено книгопечатание) по 1856 год. С 1822 года, когда была основана Булакская типография в Египте, до 1843 года большая часть турецких книг привозилась из Египта, а с 1843 года, с момента основания в Константинополе газеты Джеридэ, до 1856 года турки напечатали ничтожное количество книг.
76
Шинаси-паша не был улемом. Он был писателем и публицистом. Одно время он состоял членом общества младотурок и был первым турецким просветителем. — Прим. ред.
77
После атласа султана Селима III, с предисловием Тасиф-эфенди.
78
Играли армянские актеры. Теперь существует и турецкая драматическая литература; ее авторы — османы, но актеры — армяне.
79
Автор извращает факты. В действительности эти ордены как в XIX, так и в XX веке были очагами реакции, мистики и ничего общего с революционными элементами, да еще социалистического порядка, не имели. — Прим. ред.
80
Намык-Ксмаль не албанский, а турецкий писатель-классик. — Прим. ред.
81
Ваххабизм — названий, которое турки и европейцы дали секте по имени ее основателя Ибн-Абд-эль-Ваххаба («Слуга щедрого»). Ваххаб, щедрый, — одно из девяноста девяти определений бога. Сами ваххабиты называют себя муахид-дун («унитарии») в отличие от прочих мусульман, которых они называют мушрикун («дающие в спутники богу другое существо», политеисты).
82
По хадису Омара И: «Покорность творению — мятеж против творца».
83
Мухаммед ибн-Сауд, умер в 1765 году; Абд-эль-Азис, убит одним персом в 1803 году; Сауд ибн-Абд-эль-Азис, умер в 1814 году; Абдалла ибн-Сауд, казнен турками в 1818 году; Турки ибн-Сауд, убит в 1834 году; Фейзал (Фгйсал), умер в 1865 году; Абдалла, низвергнут Саудом и потом, в 1875 году, в свою очередь сверг Сауда, после того как он изъявил покорность Турции и принял от Мидхат-паши должность каймакама в Неджде; в 1Ь72 году Сауд вернулся в Риад.
84
Таквииет дает следующую формулу: «Две вещи необходимы в религии: знать бога как бога, и пророка как пророка»! Два основных начала веры — догмат единобожия и покорность сунне. Два главных источника заблуждения — шири (многобожие) и бида (новшество).
85
Слово турецкого происхождения, означающее «независимая страна».
86
Заметка о преподавании в Персии А. Никма, капитана артиллерии, присланного со специальной миссией в 1858–1861 годах (A. Nicolas, Note sur l'enseignement en Perse, J. A., juin, 1862).
87
Арабское слово шиа, из которого европейцы произвели шиит, означает «сектант»; теперь так называют, особенно в Персии, последователей Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда, четвертого калифа.
88
Кагет Beg, Bab et les Babis. Казем-бек имел в руках экземпляр корана Баба, написанный Сеид-Хусейном.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Книги похожие на "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрнест Лависс - Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая"
Отзывы читателей о книге "Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая", комментарии и мнения людей о произведении.