Ольга и Сергей Бузиновские - Тайна Воланда

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна Воланда"
Описание и краткое содержание "Тайна Воланда" читать бесплатно онлайн.
Аннотация
В начале двадцатых годов прошлого века в СССР появился загадочный
человек — барон Роберто Орос ди Бартини. Он стал не только выдающимся
конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической
программы. Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем.
«Красный барон» доказал, что время, как и пространство, имеет три
измерения, а до самых далеких галактик рукой подать. Бартини извлек из
подземелья библиотеку Ивана Грозного и во многом определил судьбу своих
учеников — М.Булгакова, В.Набокова, А. Грина, А.Толстого, А.Платонова, Е.Шварца,
Л.Лагина,
А.Волкова,
Л.Леонова,
И.Ефремова,
А.
де
Сент-Экзюпери и других писателей. Именно Бартини стал прототипом самых
необычных персонажей — Воланда, Друда, Хотгабыча, Буратино и даже
Маленького принца. Но главная тайна «советского Сен-Жермена»
зашифрована в романе «Мастер и Маргарита».
Книга не предназначена для массового читателя.
Несколько лет назад о конструкторе упомянули в популярной
телепередаче «Очевидное-невероятное». Она была посвящена легкому
гидросамолету «Роберт», построенному в Таганроге учениками конструктора.
Ведущий прочитал несколько отрывков из «Красных самолетов», затем на
экране появились черно-белые кадры, снятые в квартире на Кутузовском
проспекте: Бартини подходит к книжным полкам, закрытым полиэтиленовой
пленкой, берет толстый том, раскрывает его и несет в кабинет — под свет
настольной лампы. Этот короткий «клип» был сделан в 1972 году по просьбе
самого Роберта Людвиговича. Тогда же была впервые опубликована статья
И.Вишнякова (И.Чутко) о «невидимом самолете». А незадолго до смерти
барон написал завещание, в котором просил сохранить свою домашнюю
библиотеку и передать ее «талантливой молодежи». Этот пункт завещания
озадачил комиссию Минавиапрома: в списке бартиниевских книг не было
никаких раритетов. После недолгих споров художественную литературу
отдали родственникам, а шкаф с техническими книгами до сих пор стоит в
тесном кабинете директора музея Н.Е.Жуковского.
Предположим, что в книгах «Атона», в кинокадрах и в завещании
Бартини зашифровано сообщение о библиотеке Ивана Грозного. Не
исключено также, что барон извлек из казанского тайника часть «либереи»
— сразу после войны и в конце пятидесятых. Можно лишь догадываться, какого страшного напряжения ему это стоило: перед освобождением Бартини
стал необыкновенно замкнутым и сосредоточенным. А историк авиации
П.Дузь, работавший в таганрогской шараге, рассказывал о необъяснимом
равнодушии барона к первым материалам о немецкой реактивной технике, поступившим в КБ в конце 1946 года.
Конструктора освободили ранней весной сорок седьмого — за год до
окончания срока, — но выезд из Таганрога был запрещен. Друзья сняли ему
комнату неподалеку от завода им. Димитрова. В конце марта Бартини
«бюллетенил» и почти месяц не появлялся на работе. Второй этап этой
непростой операции мог происходить весной пятьдесят седьмого года: Бартини переехал в Москву и зачастил в Казань. Возможно, этим объясняется
упорное нежелание «красного барона» стать заместителем кого-нибудь из
генеральных конструкторов — с перспективой выделиться в самостоятельное
КБ. Вместо этого он предпочел возглавить маленькую группу в
минавиапромовском Бюро стандартов.
Но почему именно Бартини должен был распорядиться той частью
царской библиотеки, в которой хранились манускрипты Френсиса Бэкона?
Объяснение скрыто в «Золотом теленке». В главе «Индийский гость» Бендер
спрашивает о смысле жизни у индуса — белобородого и смуглого человека в
длинной коричневой рясе. Несомненно, это Рабиндранат Тагор: он
действительно посещал СССР в 1931 году. (Вспомните и цирковую афишу
Бендера: «жрец» называет себя «любимцем Рабиндраната Тагора»!) А какой
ответ мог дать Остапу — убитому и воскресшему страннику — настоящий
Тагор? «Человек бессмертен, — писал философ, — и потому он должен без
конца умирать. Ибо Жизнь — это творческая идея, она может обрести себя
лишь в изменяющихся формах». О реинкарнации говорил и евангельский
Иисус. Когда ученики спросили, почему не пришел обещанный пророком
Илия, Иисус ответил, что пророчество исполнилось в Иоанне Крестителе: «Он
и есть Илия».
Не сам ли барон Роберто Орос ди Бартини был «доном Ру-матой» при
дворах Елизаветы I и Якова I — пять или шесть жизней назад? В
«Блистающем мире» есть эпизод, в котором Друд рассуждает о литературе
и… ест свинину. «Свиным корытом» называют парусник юнги Санди —
будущего помощника библиотекаря. (Название этого маленького суденышка
— «Эспаньола» — вызывает в памяти стивенсовский «Остров сокровищ»).
Ближайший помощник Руматы — отец Кабани. А вот какой сон видит
Воробьянинов после знакомства с Бендером: «В руках Ипполита Матвеевича
очутился кинжал. Им он ударил свинью в бок, и из большой широкой раны
посыпались и заскакали по цементу бриллианты».
Сон в руку: истинное сокровище связано с человеком, имя которого
происходит от английского слова, означающего «свиное мясо». В конце
первого романа Воробьянинов зарезал Остапа: значит, Бендер и есть
символическая свинья — сэр Френсис Бэкон, барон Веруламский, лорд-хранитель Большой Королевской печати! Неспроста в первом романе то
и дело мелькают многозначительные слова — «хранитель большой печати»,
«Английская набережная» и даже «сочинения графа Салиаса». Сало? Ильф и
Петров несколько раз повторяют, что стулья обиты английским ситцем. И
пружины — английские, а в начале романа английскими именуются сами
стулья.
«Лед тронулся!» — говорит Бендер. В первых главах умирает усатая
мадам Петухова, про которую сказано, что в прошлом она носила
«шантеклер» (фр. chanteclere — петух). Воробьянинова посылают в аптеку за
пузырем для льда. Петух, лед и смерть — эти знаки предваряют рассказ о
спрятанном сокровище. Известно, что Френсис Бэкон умер от воспаления
легких: он слишком увлекся опытами по замораживанию во льду… петуха! То
же самое мы видим в «Золотом теленке»: Бендер «наследует» миллион у
человека с «ветчинным рылом» и английскими усиками — Корейко. (Корейка
— копченая свинина, у англичан — бекон). А куда предлагается переехать
учреждению, где он работает? В помещение бывшего акционерного общества
«Жесть и бекон»!..
14. «ДЕЛО ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ — ДЕЛО РУК САМИХ
УТОПАЮЩИХ!»
Может показаться, что зашифрованная книга не имеет никакого смысла: незнающему она бесполезна, знающему — не нужна. А забывшему?..
Великий мистик и знаток практической магии Джордано Бруно писал, что
некоторые книги обладают «магической мнемоникой», заставляющей
вспомнить гораздо больше того, что в них сказано. Есть ведь и третья
возможность: человек все когда-то знал, но забыл, погрузившись в темные
воды очередной жизни. «Утонул». В домоуправлении дома № 302-бис, в
котором поселился Воланд, «на стене висел старый плакат, изображавший в
нескольких картинках способы оживления утонувших в реке». А какой
лозунг мы видим в «Двенадцати стульях», — во время шахматной лекции
О.Бендера? «Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих!»
Мы уже отмечали, что в книгах бартиниевских учеников присутствует
ряд явно аллегорических находок — золотая цепь, золотой ключ, золотой
конь и дискообразный звездолет. Что в них общего? Все эти предметы
найдены под водой, — за исключением ефремовского звездолета, обнаруженного на далекой планете. Но даже здесь трудно отделаться от
мысли, что действие происходит на дне моря: диск оброс чем-то зеленым
(водоросли?), а рядом — погибший корабль «Парус» (затонувший
парусник?). Прибавьте сюда переходные камеры, скафандры, продувку
азотом, мрак, призрачные очертания скал и прочие «водолазные» приметы.
Даже страшное чудище этой планеты — электрическая медуза! В одном месте
Ефремов «проговаривается»: «Мрак в нагретой инфракрасным излучением
башенке казался плотным, как черная жидкость, будто сооружение стояло на
дне океана».
В сказке Л.Лагина со дна реки извлекается кувшин с Хоттабычем, затем
джинн ищет на морском дне другой кувшин — со своим братом Омаром. Даже
исчезновение Женьки — друга главного героя — стало поводом для
включения в сюжет эпизода с водолазами, которые разыскивали его тело.
Подозрительно много ныряющих персонажей встречается и в булгаковском
романе — Иван, Маргарита, Бегемот, мулат с портнихой и беспорточный гость
с Енисея. В конце последней главы «прыгнул в бездну» сам Воланд.
Другим путем пошел Александр Грин. В романе «Золотая цепь» он
зашифровал слово «Титаник» — символ всех затонувших кораблей.
Найденная на дне золотая цепь — якорная, и выкована она по приказу
пирата Пиррона. Затем цепь утопили, и человек, который ее достал, призывает не путать Пиррона со знаменитым пиратом Морганом. Все
объясняется просто: не менее знаменитый миллиардер Дж. П. Морган был
владельцем «Титаника», а лорд Пирри — директором судоверфи, строившей
этот корабль. Именно у него родилась идея колоссального судна. Даже
огромный дворец «Золотая цепь», возведенный гриновским героем за три
года, намекает на погибший корабль: «Титаник» строили ровно три года.
Тот же символ эксплуатируют Ильф и Петров: во дворе юбилейного
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна Воланда"
Книги похожие на "Тайна Воланда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга и Сергей Бузиновские - Тайна Воланда"
Отзывы читателей о книге "Тайна Воланда", комментарии и мнения людей о произведении.