» » » » Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.


Авторские права

Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2006
ISBN:
ISBN 5-235-02927-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия."

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия." читать бесплатно онлайн.



«Это дурное предзнаменование!» — произнес А. С. Пушкин, когда его об­ручальное кольцо упало неожиданно на ковер.

Вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были широко распростране­ны в среде дворянства пушкинской поры. Слова, предметы, поведение людей и животных — всё имело в глазах даже самого просвещенного человека первой по­ловины XIX века свой тайный смысл.

О том, во что верили, чего боялись, чего старались избегать, а чего страстно желали Александр Сергеевич Пушкин и его современники, читатель узнает из первых рук: из воспоминаний, писем, газетных и журнальных публикаций того времени, любовно собранных и тщательно, со вкусом организованных автором книги.






Оттого, что брак заключен в пятницу или понедельник, тринадцатого числа, или в мае месяце, он должен быть несчастлив…

Во время венца невеста должна положить себе в башмаки золотых монет, тогда она будет всегда иметь много денег; она должна стать как можно ближе к жениху, чтобы впоследствии никто не мог стать между ними и разъединить их; невеста должна стараться наступить на ногу жениху, тогда она будет повелительницею в доме{28}.

* * *

К сожалению, четыре тысячи рублей, оставшиеся после разных покупок от моего приданого, не были выданы мне на руки, а были положены куда-то в Опекунский совет, и расписка осталась у отца. У меня же наличных оставалось всего семь рублей, один золотой, зашитый на счастье в подвенечное платье, и несколько мелочи{29}.

* * *

Полагают, что я должна непременно в этом году выйти замуж, так как когда я вошла в церковь, то меня приняли за новобрачную и певчие грянули хором «Гряди, гряди во храм». Какое суеверие!{30}

* * *

В шесть часов оделся и поехал на свадьбу к Пушкиной. Мать, невеста, сестра выли немилосердно, как это водится, но после церемонии все развеселились… (Из письма А. Я. Булгакова его брату. 1820 г.){31}

* * *

Мне кто-то сказал, что надо для счастья в замужестве выучить 50-й Псалом «Помилуй мя Боже». Я тотчас после сговора начала учить и к свадьбе уже знала его. Многие, смеясь, скажут, что это мистицизм, а я благодарю Господа и знаю, что это — вера и любовь к Богу{32}.

* * *

Перед свадьбой нас провели в комнату, где одевалась невеста, и по русскому обычаю я положила в ее туфельку золотую монету{33}.

* * *

Когда убирают под венец невесту, то почетная, счастливая супруга должна ей вдеть серьги; тогда молодая будет счастлива. Исстари водилось, что брат невестин или другой мальчик должен в продолжение девишника укладывать жениховы подарки на дому у жениха, который привозит их невесте; мальчик же должен обуть невесту под венец, повязать ей подвязку и продать жениху косу ее; молодая, в знак покорности, разувает молодого, у которого в сапогах плеть и деньги; ударив жену слегка, он ее награждает{34}.

* * *

В залу вошли два шафера: Саша и Сатин, во фраках и белых перчатках. Сатин привез корзинку с венком из померанцевых цветов и букет из живых померанцев и мирта.

Когда я была одета наполовину, в уборную позвали Сашу. В качестве брата, он должен был надеть мне на ногу башмак…

Туалет мой завершился золотым крестиком, повешенным на шею на розовой ленточке, и брильянтовыми сережками, которые должна была вдеть в уши невесте счастливая в замужестве женщина. Серьги мне вдела Катерина Дмитриевна Загоскина{35}.

* * *

Посидевши за этим столом с полчаса, графиня Анна Николаевна Пушкина, сестра ее княгиня Меншикова и княгиня Наталья Ивановна Кур<акина>, почетные дамы с стороны моей, и княгиня Щербатова повели по обряду жену мою в спальню и там ее одели в ночное платье, а г-жа Бенкендорф снимала царские бриллианты для возвращения в целости великой княгине. При сем обряде тетки мои не присутствовали, потому что этикет не позволяет вдовам исправлять сих окончательных церемоний[9] {36}.

* * *

Но уже все было решено: мы венчаемся с Лизой в Петербурге… Наша свадьба состоялась в дождливый осенний день («дурная погода к счастью», говорили) в Преображенском «всей гвардии» соборе, который с детства был мне мил… В тот же вечер мы уехали в Мюнхен…

* * *

Прошло два года (и сколько было пережито), и по возвращении из Мюнхена мы гостили у моего отца, который окружил мою жену самым милым и нежным вниманием, а позже и моя мать ее оценила и полюбила, и все прошлое было забыто навсегда…{37}

* * *

Чтобы предупредить порчу свадьбы от недоброго кудесника, который-де не только сделает, что кони не пойдут со двора, но, пожалуй, оборотит и гостей и молодых в волков, все гости и поезжане опоясываются, сверх рубахи, вязаным, а не плетеным, пояском, в котором тьма узелков. Колдун ничего не может сделать, не развязав сперва всех узелков или не сняв с человека такой поясок{38}.

* * *

Я деда не помню, но весь околоток знал, что он был колдун…

Ехала дворянская свадьба; дедушку забыли позвать. Подъехала свадьба с поезжанами к околице, лошади на дыбы и не пошли — худая примета; другие, третьи сани, лошади нейдут в ворота околицы; тогда вспомнили о своей ошибке, что не пригласили Дмитрия Дементьевича. К нему — дедушка спит. Просиди, кланялись в ноги, но известно — колдуны скоро не прощали. Наконец дедушка простил, взял лопату и метлу, да неизбежные ковшик воды с углем, лег в воротах, заставил всех читать молитву, а сам стал сражаться с нечистым; разгреб снег, размел метлой, обошел поезд по солнцу, опрыскал водою и провел первые сани — поезд проехал. Как ни звали деда на свадьбу — не поехал.

— Как же, батюшка, наколдовал дедушка?

— Если, братец ты мой, пересыпать дорогу порошком толченой печени медведя, то лошадь через дорогу не пойдет{39}.


Должно ли опасаться новобрачным заговоров?

Во всех странах есть злые и неблагонамеренные люди, которые доставляют себе жестокое удовольствие мучить новобрачных и возмущать блаженство их домашней жизни. Везде есть любовники, которые, у самого входа в храм любви, чувствуют себя неспособными предаться ея таинствам. Наконец, где нет столь легковерных людей, твердо убежденных, что с помощию некоторых магических приготовлений можно потушить пламя любви и переломить ея стрелы у дверей самого храма крылатого мальчика?

В силу заговаривания верили с древнейших времен: знаменитейшие историки говорят о людях, одаренных этою способностию, и сам божественный Платон признает ея действительность. Геродот рассказывает, что великий царь Амазис, несмотря на всемогущество свое, не мог исполнить супружеских обязанностей своих с принцессою Лаодицею, потому что один нильский пастух заговорил его. Из Тацита мы узнаем, что мстительная Нумантина была обвинена перед сенатом в том, что заговорила первого мужа своего претора Сильвана; но она умела оправдать себя в этом обвинении. Серена, жена Стиликона, заговорила императора Гонория, желавшего жениться на юной принцессе Марии, не достигшей еще возмужалого возраста.

Искусство заговаривать было весьма известно в Греции и Италии: по словам Феокрита и Вергилия, старые пастухи Сицилии и Мантуи заговаривали молодых пастухов для того, чтобы уронить их во мнении пастушек. Это искусство, начало коего раввины относят ко времени Хама, от древних перешло к новейшим народам. Гибер де Ножан рассказывает, что отец и мать его были заговорены в продолжение семи лет; какая-то старуха сжалилась над ними и уничтожила заговор: тогда родился Гибер де Ножан. Провинциальные соборы в Милане и Туре, синоды Монте-Кассинский и Феррарский, и духовенство французское, собравшееся в Мелёне в 1579 году, предали проклятию людей, владевших тайною заговаривать. Иаков I, король Английский, доказывал весьма ученым образом, что колдуны и колдуньи одарены способностию заговаривать.

Заговаривание было некогда в большом употреблении и составляло любимейшее занятие некоторых владетельных особ в часы досуга. Людвиг Сфорз, увидав молодую принцессу Изабеллу, дочь Альфонса, короля Арагонского, выходившую замуж за Галеаса, герцога Миланского, был до того прельщен ея красотою, что заговорил Галеаса на несколько месяцев. Эмуан (Aimoine) обвиняет королеву Брюнеготу в заговоре Феодорика, прибегнувшую к этому средству, чтобы спасти от его пламенной страсти одну прелестную испанскую принцессу. Мария Падилло, наложница Петра, короля Кастильского, умела так хорошо заговорить его, что он не в состоянии был оказать малейшего знака нежности королеве Бианке, своей законной супруге. Древние боги также занимались иногда заговариванием. Дельрио утверждает, что Венера, будучи в неудовольствии на паросских женщин, заразила их дыхание таким отвратительным запахом, что мужьям невозможно было приблизиться к ним: они все были заговорены.

Все вообще старинные парламенты признавали силу заговаривания. В 1582 году Парижский парламент приговорил повесить и сжечь какого-то Авеля Деларю за то, что он, злонамеренно и злоумышленно, заговорил Иоанна Моро из Куломмье. Подобный же приговор состоялся в 1597 году по делу Н. Шамулльяра, заговорившего одну девушку, вступавшую в брак. Риомские судьи приговорили Видаля де ла Пост к значительному штрафу, виселице, сожжению и превращению в пепел за то, что он заговорил, какими-то чарами, магическими заклинаниями и различными святотатствами, не только всех молодых людей своего околотка, но даже собак, кошек и других домашних животных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия."

Книги похожие на "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Лаврентьева

Елена Лаврентьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Лаврентьева - Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия."

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.