Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Описание и краткое содержание "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания Ф. С. О3ЕРСКОЙ
Возьмем также другой вопрос, который у нас весьма часто приклеивают «сбоку припека», — это вопрос об антирелигиозном воспитании. Ведь вся учеба должна быть пропитана антирелигиозным воспитанием, а то у нас так бывает, что только в день рождества, в день пасхи, в дни поста ставят эти вопросы в программу. Нет, вся учеба должна быть связана с антирелигиозной пропагандой. Всю работу по воспитанию материалистического мировоззрения надо связывать с практической работой; поэтому и антирелигиозную пропаганду надо уметь связывать с политехнической работой школы. В политехнической школе ребенок с детства видит, как, изучая силы природы, он научается управлять ими, он гораздо глубже понимает сущность происходящего в природе и поэтому становится глубоко антирелигиозным. Когда ребенок в процессе работы политехнической школы научается правильно подходить к общественным явлениям, понимать, что от чего происходит, понимать классовую структуру, понимать борьбу за социализм, тогда он научается совершенно по-иному относиться к религии — он понимает, что представляет собой религия, каковы ее классовая сущность и корни. Нельзя антирелигиозную пропаганду отрывать от пропаганды всего материалистического мировоззрения, которое теснейшим образом связано с вопросами политехнизации школы. Нельзя отрывать и интернациональную пропаганду от тех задач, которые стоят перед рабочим классом, перед рабочими всего мира. Нужно поглубже подходить к этому вопросу.
Товарищи, вы скажете: «Она совсем говорит не на тему, она должна была говорить о качестве школ, а говорит о самоуправлении школ и пр.». Но в этом-то, товарищи, и заключается качество школ. Если мы увлечем ребят, сумеем поставить работу по-настоящему, увлечем население, то у нас ребята прекрасно научатся читать, писать, самостоятельно работать с книгой и т. д.
Тут т. Барсуков расскажет, как в одной школе Даниловского района на Средней Волге в сравнительно отсталой местности школу сумели сделать боевой организацией, борющейся за коллективизацию, сумели придать всей школе политехнический характер. Там ребята прекрасно умеют писать, читать, прекрасно умеют работать с книгой. То, что школа увлекает ребят, учит их организовываться, — это, товарищи, крайне важно. У нас школа часто оторвана от жизни, потому что учитель пробует один своими руками все сделать. Он не может создать одними своими руками политехническую школу, не опираясь на актив трудящихся.
Сегодня я получила письмо от одной учительницы из Восточной Сибири. В этом письме она пишет: «Я не знаю, что делать, — крестьяне не хотят топить школу, никто не обращает внимания на школу, даже рик; рик запрещает штрафовать крестьян за то, что они не топят школу, — что делать, не знаю. Мы позанимаемся несколько дней, а потом школа стоит нетопленной». Если бы эта учительница начала с того, что создала бы актив, сумела бы привлечь актив, то этот актив сумел бы привлечь крестьян, и ей не нужно было бы идти в рик.
Владимир Ильич говорил, что нужно мобилизовать для помощи политехническому образованию всех инженеров, агрономов, окончивших физико-математические факультеты и т. д.[59] Но не только инженеров и агрономов нужно привлечь; вот на Ленинской конференции[60] мне подали записку: «Почему мы, старые рабочие, не можем помогать школе? Тов. Сталин говорил ведь о важности старых кадров рабочих, а у нас по-настоящему к работе в школах рабочих не привлекают, им не дают возможности научиться по-настоящему помогать школе». Вот чрезвычайно ценная записка, которая говорит о том, как нужно работать. Нужно, чтобы не только одни учителя учили, а учили бы целые группы рабочих, которые умеют работать, умеют показать гораздо лучше, как это нужно делать.
Конечно, сейчас учительство должно переучиваться. Мы все переучиваемся. Ведь в процессе работы постоянно приходится учиться. Никакой работник, который по-настоящему хочет работать, не может воображать, что он все знает по той отрасли работы, которую он делает, — он должен неустанно учиться. Все мы учимся постоянно. Учение — это органическая часть нашей работы. Сейчас перед учителем стоит задача — учиться производству, учиться понимать рабочую среду гораздо лучше, чем он иногда ее понимает, находить общий язык с рабочими, с колхозниками. На конференции, которая была весной в Замоскворецком районе, где главным образом были текстильщики, — там учителя выступали, а рабочие их поддерживали. Рабочие говорили, что самое главное — это то, чтобы учителя к ним примкнули, ближе стали бы ко всему тому, чем дышит наш завод. Наши заводы дышат производственной пропагандой, везде идут производственные совещания, и нужно, чтобы учителя приняли участие в производственных совещаниях, тогда и вопроса не будет о снабжении, просто на учителей будут смотреть как на часть нашего коллектива. Я думаю, что в своей работе учителя должны также добиться того, чтобы рабочий класс смотрел на них, как на часть своего класса, как на работников, которые делают с ними одно общее дело.
От самих учителей многое зависит. Нужно поставить себя так, чтобы рабочие всячески во всем их поддерживали бы, и тогда мы выйдем из того положения, которое имеется у нас сейчас. Качество работы зависит в значительной степени от умелой работы учителя, от руководства учителя в отношении тех культармейцев, которые пойдут работать в школу, — тут должна быть товарищеская взаимопомощь.
Как проверить нам то, что школа делает? Я думаю, нам нужно выдвинуть коренные вопросы, коротко и ясно сформулированные, которые давали бы возможность проверки. У нас в организационном отношении выработан целый ряд приемов проверки, например, количественных показателей, но нужно, чтобы и качественные показатели, может быть, без такой спешки, но были бы проверены: прикреплена к заводу школа или не прикреплена, как поставлена культработа на заводе, связана ли она с политехнизацией, ведется ли какая-нибудь работа по расширению политехнического кругозора рабочих, есть ли актив, прикреплена ли школа к заводу механически, или это прикрепление такое, что создает помощь школе, созданы ли советы помощи школе из среды рабочих, достаточна ли смычка с учительством, достаточна ли смычка с этим советом, работает ли над собой учительство, как работает, что делается для помощи учительству в проведении политехнизации школы, мобилизованы ли инженеры, агрономы, что в этом отношении сделано, насколько широка эта мобилизация; какие формы принимает самый труд в школе, нет ли ранней специализации, достаточно ли широко он поставлен, достаточно ли связан с учебой, правильно ли поставлено обучение, поднято ли оно на достаточную высоту. Нужно предусмотреть целый ряд других вопросов, которые не так трудно составить, и эти вопросы должны быть выдвинуты. Вся общественность должна быть двинута на эту работу, и борьба за качество должна стать нашим общим делом, как и борьба за количественные показатели. Надо установить эти качественные показатели и надо начать развернутую борьбу по всему фронту. Советы — основная организация нашей страны — должны принимать самое активнейшее, самое непосредственное участие в этой работе для того, чтобы все эти вопросы опосредствования политехнизма в школе сделались бы особенно близкими и понятными. Для этого, несомненно, очень многое могут сделать Советы, в особенности теперешние Советы, куда выбираются ударники — рабочие и колхозники.
Позвольте закончить, товарищи, эти соображения о качестве школы пожеланием, чтобы в возможно ближайшее время. у нас развернулась широкая общественная борьба за поднятие качества школы.
1931 г.
МЫСЛЬ ПЕДАГОГА РАЗБУЖЕНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Сейчас не приходится спорить о том, есть ли сдвиг после политехнического съезда. В школах ведется большая творческая работа. Сдвиг есть в том смысле, что каждая школа работает не по шаблону, а разбужена мысль ребят и учителей для создания действительно политехнической школы. Конечно, в том или другом месте имеются прорывы, но то обстоятельство, что каждая школа работает над вопросами политехнизма и как-то по-своему подходит к политехнизации, имеет огромное значение. Необходимо самым тщательным образом учитывать весь опыт, чтобы не получилось так, как с опытными школами, т. е. отдельные школы имели прекрасный опыт, но потом он забылся, как будто бы его и не было. Сейчас приходится отыскивать старые статьи, книжки, брошюрки, причем убеждаешься, что все это наполовину забыто. В настоящий момент чрезвычайно ценно то, что интересные опыты имеются уже не у отдельных опытных школ, а у массовой школы.
С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЛАСТИ ПОЛИТЕХНИЗМА МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯМне пришлось на днях беседовать с учителями из разных областей — Центрально-Черноземной области, Средней Волги и Ленинградской области. От беседы у меня получилось впечатление, что нам никоим образом нельзя медлить с методической работой и с распространением самых, основ политехнизма. Возьмем, например, Центрально-Черноземную область: именно недостаточной методической работой объясняется отсутствие там сколько-нибудь развернутого политехнизма. Учителя рассказывают о том, что в Центрально-Черноземной области политехнизация выражается в работе на земле — вот и все. С другой стороны, у товарищей из Ленинграда проскальзывала нотка, что вся задача в том, чтобы устроить ребят на производство. Вообще во время моей беседы с просвещенцами выявилась одна особенность: мы мало говорим собственно о политехнизме; мы больше говорим о практике на производстве, чем о том, как эту практику сделать исходным пунктом политехнического воспитания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Книги похожие на "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование"
Отзывы читателей о книге "Трудовое воспитание и политехническое образование", комментарии и мнения людей о произведении.