Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Описание и краткое содержание "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания Ф. С. О3ЕРСКОЙ
10 лет просуществовала школа ФЗУ. Она выковала немало рабочего молодняка, который теперь с азартом борется за промфинплан, идет впереди, работает ударно, ведет за собой массу. Многие пошли учиться дальше, ушли с предприятия. Кадры бывших фабзавучников не очень многочисленны. Их надо ширить.
Не все ФЗУ шли по правильному пути. Некоторые стремились сосредоточить работу в школьных мастерских, в других хромала теория благодаря тому, что ребята приходили зачастую в ФЗУ совсем малограмотными, не было настоящей связи между теорией и практикой, а главное — в очень недостаточной мере обращалось внимание на политехнизм, недостаточно ширился политехнический кругозор ребят.
Сейчас число школ ФЗУ расширяется очень значительно. Это громадный плюс. Но надо, чтобы ФЗУ поднялась на высшую ступень, а не превратилась в простые курсы по подготовке так называемых «обученных» рабочих, на манер курсов Гастева. На фронте ФЗУ сейчас необходима борьба за овладение техникой больше чем где-либо. Чтобы овладеть техникой, надо овладеть теорией. Нужна лучшая подготовка поступающих в ФЗУ, нужна связь с ФЗУ по окончании ее, нужна лучшая, более глубокая связь между теорией и практикой. Нужна большая специализация; но она должна проводиться на фоне более глубокой политехнизации.
Знамя ФЗУ, которое 10 лет высоко держал комсомол, знамя борьбы за овладение рабочей молодежью техникой, сейчас, когда весь рабочий класс осознает всю важность этого овладения, не может быть спущено. Его надо поднять еще выше.
1931 г.
О КАЧЕСТВЕ РАБОТЫ В ШКОЛАХ ВСЕОБУЧА
Введение всеобуча имеет громадное значение. Но не только потому, что благодаря всеобучу страна наша превратится из страны безграмотной в страну грамотную, но в еще большей мере потому, что мы строим школу социалистическую, которая по всему своему духу, содержанию своей работы, методам преподавания и воспитания качественно совершенно отлична от школы буржуазной.
В Стране Советов, в стране, где все хозяйство перестраивается на социалистических основах, где быстрыми темпами идет индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, в момент, когда страна уже вступила в полосу социализма и школа находится в окружении перестраивающейся социалистически страны, мы имеем все предпосылки для создания подлинно социалистической школы.
Скоро наша школа-четырехлетка охватит всех мальчиков и девочек, ребят всех национальностей. Мы будем работать над тем, чтобы наша школа-четырехлетка превратилась для всей массы ребят в школу-семилетку.
Мы строим нашу школу как школу трудовую. Технику и соответствующую ей организацию труда мы делаем стержневым вопросом всей воспитательной и образовательной работы нашей школы. Это стоит в соответствии с нашим материалистическим мировоззрением. Мы делаем, однако, стержнем нашей школьной работы не труд вообще, не технику вообще, а современную технику, современную организацию труда, причем берем эту технику в ее развитии, технику не только сегодняшнего дня, но и технику завтрашнего дня. Мы должны готовить работоспособное поколение, которое умеет работать, умеет приспосабливаться ко всем изменениям техники, которое относится к труду с громадным энтузиазмом, проникнуто сознательной дисциплиной, является не только слепым вытренированным исполнителем, но и организатором, понимающим и знающим хозяином производства. Мы стремимся сделать нашу школу не просто трудовой, а политехнической.
Политехническая школа создает предпосылки для колоссального подъема промышленности, создает подлинную смычку между наукой и трудом, что неосуществимо при капитализме. Ибо она означает вместе с тем колоссальный подъем сознательности и организованности рабочего класса, который сделает немыслимым самое существование капиталистического уклада, капиталистического строя. Тут мы имеем налицо одно из основных противоречий капиталистического строя, обрекающего его на гибель: развитие современной промышленности требует развития политехнической школы, но капитализм не может ее создать, ибо, создавая ее, он роет себе могилу. Ленин говорил: социализм — это Советская власть плюс электрификация. Создание политехнической школы требует тех же предпосылок — Советской власти плюс электрификации, т. е. развития крупной современной индустрии, покоящейся на могучей энергетической базе. Не случайно, что именно сейчас, когда мы уже вступаем в полосу социализма, политехническая школа стала привлекать к себе большее внимание партийных, комсомольских, советских и профсоюзных организаций. Большее, чем раньше, но далеко не достаточное.
Десять лет назад Ленин требовал немедленной политехнизации нашей школы. Только сейчас политехнизация протащена в жизнь. Только сейчас берутся за дело политехнизации школы рабочие. На днях происходила полуторатысячная конференция Ленинского района Москвы из представителей всех фабрик и заводов, обсуждавшая вопросы политехнизации школы[62]. Эта конференция имела большое значение потому, что на ней могли обменяться своим опытом рабочие самых разнообразных производств. Принимала на конференции участие и молодежь. И горячей убежденностью звучал голос пионера, говорившего о том, что они, пионеры, всю свою жизнь отдадут на стройку социализма. Политехническая школа даже в том несовершенном виде, в каком она существует, порождает детский и подростковый энтузиазм, растит сознательное отношение к труду.
Не только в промышленных центрах, но и в перестраивающейся на основах коллективизации деревне осуществима сейчас политехнизация школы.
Характерные особенности социалистической реконструкции народного хозяйства в социализирующейся деревне выступают еще ярче, чем в городе. Замена ручного труда машинным, создание мощной энергетической базы, замена прежних прадедовских форм обработки современными, покоящимися на данных науки, наглядность преимуществ крупного хозяйства, преимуществ коллективизированного труда, перестройка по-новому всей организации труда, плановость, рационализация всего хозяйства, борьба за то, чтобы ни одна корка даром не пропадала, — все это революционизирует умы, будит жажду знания, сознательное отношение к труду, требует новой культуры труда. В деревне немедленная политехнизация школы столь же необходима, как и в городе.
Уже сейчас политехническая школа становится в целом ряде мест не только активным участником на фронте борьбы за промфинплан, борьбы за коллективизацию, но и передовым борцом за социалистическую реконструкцию индустрии и сельского хозяйства. Делегаты съезда но всеобучу[63] рассказывали много интересного. Есть уже опыт, примеры, по которым можно и нужно равняться. В области политехнизации школы мы видим обычную диалектичность развития. Социалистическая реконструкция создает необходимые предпосылки для создания политехнической школы, политехническая школа сама становится и будет каждый день становиться все более и более одним из крупнейших факторов этой реконструкции.
Борясь за качество школы, мы должны следить в первую голову за тем, проводится ли политехнизация каждой школы , ведется ли пропаганда политехнизации среди рабочих и колхозных масс , в достаточной ли мере втягиваются рабочие и колхозники в дело политехнизации школы , достаточно ли воодушевлены сами ребята этим делом .
Мы должны бороться с чисто формальным прикреплением школ к предприятиям, необходимо втянуть в это дело весь передовой состав рабочих и колхозников, партийцев, комсомольцев, ударников. Мы стоим сейчас перед лицом необходимости всю культработу, начиная с дела ликвидации неграмотности, приблизить к производству, связать с ним. Мне писала одна культармейка — работница Урала: сейчас рабочие увлечены борьбой за промфинплан, ударничеством, соцсоревнованием; не станут они учить буквы, слова, если это не будет связано с их борьбой. Эта уральская работница совершенно права. Надо ликбез органически связать с этой борьбой, и не только ликбез, но и всю культработу. Необходимо сделать наглядной связь между борьбой за промфинплан, за коллективизацию и культработой. Тогда и хозяйственники и массы примут горячее участие в стройке политехнической школы. Необходимо всю культработу строить так, чтобы она ширила политехнический горизонт рабочего, колхозника. Об этом десять лет тому назад говорил Ильич, подчеркивая важность производственной пропаганды, важность политехнизации школы. С пропагандой страшно запоздали, так же как и с политехнизацией школы, а это лучший способ втянуть массы в работу над политехнизацией школы. Без масс политехнической школы не построишь.
Десять лет тому назад Ленин говорил о мобилизации (для лекций по электрификации и политехническому образованию, для руководства практическими занятиями, поездок и пр.) всех инженеров, агрономов, всех кончивших университет по физико-математическому отделению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Книги похожие на "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование"
Отзывы читателей о книге "Трудовое воспитание и политехническое образование", комментарии и мнения людей о произведении.