Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Конечно, нельзя думать, что задача ячейки — прийти в деревню и начать излагать коммунистическое учение. Владимир Ильич писал, что это было бы ошибочной политикой. Но можно иначе подойти с коммунизмом к крестьянину. Надо брать живые вопросы текущей деревенской жизни и через эти вопросы показывать, какая коммунистическая точка зрения существует на этот вопрос и что именно эта точка зрения действительно правильная, что она совпадает с интересами бедняков и середняков.
Скажем, вопрос землеустройства. Тут важно, чтобы все члены сельской ячейки отдавали себе ясный отчет в том, как смотрят коммунисты на вопрос о землеустройстве, в чем их точка зрения отличается от точки зрения кулацкой, от точки зрения, враждебной коммунистам. В этом каждый член сельской ячейки должен отдать себе ясный отчет и потом должен свой взгляд перед широкими массами крестьянства развивать и доказать, что именно эта точка зрения правильна и что на эту точку зрения выгодно встать самому крестьянству и его бедняцким и середняцким слоям. Какие бы это ни были вопросы — вопросы землеустройства, вопросы кооперации, крестьянские комитеты взаимопомощи, нарсуд и пр. — все животрепещущие вопросы, которыми сейчас живет деревня, по всем им у коммунистов должно быть определенное мнение. Правда, это не всегда легко: явления другой раз очень сложны, и в них не сразу разберешься. Но тут на помощь коммунистам сельской ячейки могут прийти те губернские совещания по работе в деревне, которые всюду при губкомах создаются, которые могут влиять на деятельность сельских ячеек, которые могут коммунистам деревни помочь до конца разобраться во всех больных вопросах деревенской жизни. И если по этим вопросам коммунисты будут перед крестьянской массой выступать и разъяснять их в интересах бедняцких и середняцких слоев, то последние увидят, что коммунисты, что рабочий класс — лучшие защитники их интересов; тогда и прекратятся разговоры о том, как тут товарищи указывали, что надо какую-то особую крестьянскую партию организовать.
Необходимо, чтобы все эти обиды на рабочий класс, которые часто слышатся (рабочие-де мало работают, а мы над работой надрываемся), потеряли под собой почву. Это будет тогда, когда коммунисты сумеют показать, что то, что они защищают, — это интересы бедняцких и середняцких слоев. Эту работу, товарищи, нельзя откладывать, это основная работа.
Сейчас деревня стоит на перепутье, перед ней два пути лежат. Один путь — это капитализм, обычный путь, на который тащит деревню кулак, на который тащат ее все враги Советской власти. Другой путь — это путь объединения усилий, путь коллективизации, путь кооперирования, о котором в своей последней статье писал Владимир Ильич, — тот путь, по которому мы, коммунисты, должны всеми силами стараться направить деревню. Теперь нельзя складывать рук и стоять в стороне от этих вопросов.
КОММУНИСТЫ ДОЛЖНЫ НАПРАВЛЯТЬ РАБОТУ ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИXIII съезд указал на то, что центром политпросветработы должна быть в деревне изба-читальня. Как должны коммунисты относиться к избе-читальне? Конечно, самое лучшее — если заведующий избой-читальней будет коммунист, но обязанности сельской ячейки по отношению к избе-читальне этим не ограничиваются. Надо, чтобы члены сельской ячейки все поголовно вошли в работу избы-читальни и каждый работал бы в политпросветском направлении в меру своих сил и умения. Надо пропитать всю работу избы-читальни коммунистическим духом.
До сих пор бывает так, что устроят избу-читальню и не интересуются, что она там делает. Коммунисты должны направлять работу избы-читальни на правильный путь, а то при избе-читальне вы найдете часто очень много всяких драматических кружков, всяких певческих кружков и т. д., но очень мало найдете деловых кружков.
На деле же изба-читальня должна быть таким центром, который организует всевозможного рода кружки по вопросам животрепещущей жизни. Я почти не встречала, чтобы были кружки, которые занимались бы вопросами землеустройства, изучали их. Впрочем, теперь вошли в моду сельскохозяйственные кружки, но они обычно касаются только техники сельского хозяйства. Но, кроме того, надо осветить ряд политических вопросов, важных для деревни, и тут помощь избе-читальне в ее работе особенно могут дать коммунисты. Может быть, коммунисты, входящие в избу, никаких должностей там занимать не будут, но работа их должна быть видна и должна отражаться на всем. Иногда вся работа избы-читальни сводится к постановке пьески — какой-нибудь «Дунькиной свадьбы». Правда, теперь это реже случается. Изба-читальня работает, но настоящей деревенской работы, которая должна привлечь крестьянина, которая должна его завоевать, которая должна внести сознание в его борьбу, — этой работы сплошь и рядом изба-читальня не ведет.
ВОВЛЕЧЬ В ИЗБУ-ЧИТАЛЬНЮ КРЕСТЬЯНСКУЮ МАССУВажно в избу-читальню привлекать как можно более широкие слои крестьянства. Иногда бывает так: если избачом бывает комсомолец, он часто превращает избу-читальню в комсомольский клуб и не заботится совсем о том, чтобы вовлечь широкие массы крестьянства. Такие факты приходится сплошь и рядом замечать. Конечно, комсомольский клуб тоже не плохая вещь, но это не то, чем должна быть изба-читальня. Комсомольский клуб может быть сверх того, но изба-читальня должна привлекать к себе самые широкие массы. И та изба-читальня сильна, которая умеет это сделать, которая умеет распространить свое влияние. В том обследовании, которое производил Наркомпрос, есть целый ряд описаний изб-читален. И есть избы-читальни, которые работают только в определенные часы, там читаются лекции, часто населению совершенно неинтересные, проводятся текущие кампании — и дело кончено. Такая изба-читальня замкнута. В последнее время Главполитпросвет добивается того, чтобы каждая изба-читальня организовала вокруг себя, в соседних деревнях, красные уголки. Опыт показывает, что такая изба-читальня, которая распространяет свое влияние на все окружающее население, особенно ценна. Это не представляет особой трудности. Если коммунисты займут правильную точку зрения, они легко этого добьются. Деревня наша еще темна, и вот внести знания и правильное освещение вопросов чрезвычайно важно. Чем шире охват, тем лучше.
НАДО ПРИВЛЕЧЬ ВСЕ КУЛЬТУРНЫЕ СИЛЫ ДЕРЕВНИК работе в избе-читальне надо привлечь все культурные силы. У нас в обследовании, которое производил Наркомпрос, есть описание некоторых изб-читален, которые действительно пустили корни. Вот пример. Учитель малосознателен, но он хороший садовод — и его привлекают в избу-читальню, предлагают показать, как делаются прививки. Это привлекает новые слои. Может быть, это не дает политической сознательности, но важно привлечение населения, важно средство, которое заставляет смотреть на избу-читальню как на учреждение, которое занимается делом и которое действительно крестьянину нужно. А когда такой взгляд установится на избу-читальню, то тогда ей легче и политическое влияние на население оказывать. Поэтому необходимо, чтобы все культурные силы, которые имеются в деревне, были привлечены. Если учителя нельзя заставить читать лекции по политической экономии, его нужно привлечь к обучению арифметике, которая так нужна в деревне. К этому и малосознательного учителя пустить можно. С каждого надо брать все, что он может дать. Многие товарищи поняли постановление XIII съезда об избе-читальне так: пускай в волости будет изба-читальня, но все другое надо закрыть. Приезжает как-то селькор из Тамбовской губернии и рассказывает, что у них был культпросвет, ведший большую работу по вовлечению населения в работу по кооперации, и вдруг по случаю устройства избы-читальни в волости культпросвет закрыли, взяли столы и стулья и повезли в волостную избу. Я написала товарищам в волость письмо такого рода: закрывать культпросвет неправильно, а надо направить его работу на правильный путь, убедить его помогать избе и работать с ней рука об руку.
Такое письмо я написала туда, но не знаю, какое действие оно возымело. Важно не вырывать те культурные ростки, которые имеются, но развивать их работу, влить их в общее русло культурно-просветительной работы.
НАДО УГЛУБИТЬ ШЕФСКУЮ РАБОТУМы видим, что профсоюзы начинают теперь подходить к вопросу о работе в деревне поглубже. Те союзы, которые теснее сомкнуты с деревней, как союзы железнодорожников, сахарников, не говоря уже о Всеработземлесе, начинают в последнее время на работу в деревне обращать большое внимание. Перед отпусками начинаются беседы с отъезжающими, что и как им надо делать в деревне. Мы видим также, что лучшая часть студенчества также тянется в деревню.
Весной 1924 г. из Москвы поехало 12 тысяч студентов. И эти студенты перед тем, как отъезжать, собирались на собрания и обсуждали, что им делать в деревне. Через красноармейцев, через городских рабочих и т. д. устанавливается связь с деревней. Конечно, эту связь нужно всячески укреплять; важно, чтобы на местах сельские ячейки эту связь умело могли использовать, чтобы они могли умело использовать каждого приезжающего из города рабочего, каждого отпускника-красноармейца, каждого учителя, каждого студента, чтобы устанавливали и поддерживали эти связи. Я видела материалы московского рабфака имени Покровского (студенты этого рабфака очень заботливо относятся к работе в деревне): у них целый том переписки, из которой видно, чем и как они помогают деревне, какие средства изыскивают для работы и т. д. У нас недавно был III Всероссийский дошкольный съезд, и на этом дошкольном съезде студенты рассказывали, какую громадную работу удалось им проделать через детские сады и площадки, как они связались с организациями, как устроили детплощадки при избах-читальнях, при кооперативах и т. д. и какую они большую работу там проделали. Особенно большую работу они проделали с женщинами. К женщинам тут живой привод через детсады. Женщину очень трудно сорганизовать, и вот они сорганизовали ее около детского сада. Студенты вели сначала работу в детском саду, привлекали туда женщин, а потом, заслужив доверие с их стороны, стали говорить и по вопросам политического характера. Работа эта у них прошла очень удачно, после этого многие крестьянки стали делегатками.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.