Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Описание и краткое содержание "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Библиотечные пункты должны обслуживать как можно более широкие слои населения. Для этого надо вербовать побольше читателей. Но одно дело пойти в читалку, когда она расположена в пяти минутах ходьбы, другое — когда надо идти до нее час. Поэтому гуще должна быть сеть красных уголков, а сельская библиотека должна брать на себя заботу о них и контроль над их работой с книгой. Чем больше библиотечных пунктов обслуживает сельская библиотека, тем лучше. Красный уголок, читалка — это «коллективные читатели». Обслуживание их книгой — одна из важнейших задач библиотек.
Но как, надо уметь заботиться об отдельном читателе, как надо для отдельного читателя установить определенные требования обращения с книгой, сроки, на которые может быть дана книга, формуляры, так надо выработать и правила пользования книгами, выдаваемыми красным уголкам и читальням.
Неплохо, если сельская библиотека будет время от времени созывать руководителей своих «коллективных читателей», т. е. заведующих красными уголками и читальнями, заслушивать их отчеты, пожелания, инструктировать их. Работа с «коллективным читателем» столь же важна, как и работа с индивидуальным читателем.
Иногда полезно потолковать и со всем коллективом читателей того или иного красного уголка.
Вопрос идет не только о снабжении книгами, а об организации всей работы. Снабжение красных уголков и читален книгами — очень важное дело; подбор книг, их своевременная доставка, их правильное использование — вот что основное. Тут есть опыт, но надо иметь в виду, что сейчас изменились формы передвижения. Книги могут быть доставлены грузовиками, тракторами и пр. Надо договариваться об этом. И в красном уголке и в читалке необходимо ответственное лицо, хорошо проинструктированное. На лучшее обслуживание «коллективного читателя» должны соревноваться сельские библиотеки.
Передвижные формы библиотечной работы должны всячески развиваться. Их надо улучшать. Каждый библиотечный пункт должен быть опорным пунктом передвижной работы.
Важно, чтобы те пункты, где временно скопляется народ — на мельницах, в полевых станах, на базарах, — были опорными пунктами для передвижек. Во временных читалках главное — обслуживание газетой и информация о книгах, библиотеках, пропаганда библиотечного дела. Хорошо организовывать экскурсии временных читателей в ближайшую библиотеку, если таковая есть поблизости.
Данная статья далеко не исчерпывающая, она совершенно не касается вопросов техники, оборудования помещений, финансов, снабжения сельских библиотек книгами и пр. Статья имела целью обратить внимание сельских библиотекарей на придание всей работе библиотек более углубленного, характер а, обратить их внимание на лучшее обслуживание читателей, на завоевание их.
1935 г.
К ВОПРОСУ О ЧИТКЕ ГАЗЕТ
Сейчас на страницах «Ударника Курской» много пишется о необходимости чтения газет. Вопрос этот очень важен. Читка газет — показатель культурности, показатель того, насколько человек интересуется вопросами международного положения; тем, что делается в стране, что делается в той области труда, где он работает; насколько он заинтересован в том, как живут кругом него люди, как перестраивают свою жизнь, налаживают ее. Раньше, при царизме, наша страна была образцом бескультурья, народ был безграмотный, жил слухами, пробавлялся тем, что расскажет какой-нибудь прохожий, проезжий, «бывалый человек», верил тому, что, как говорилось в старинку, «сорока на хвосте принесет». Война, революция, советский строй повысили чрезвычайно интерес к газете, теперешние тиражи газет не идут ни в какое сравнение с тиражами дореволюционными. Люди стали другие, сознательность масс чрезвычайно возросла. Но газета не всюду вошла еще по-настоящему в быт. Мешает систематическому сознательному чтению газет малограмотность, мешает нехватка газет, нерегулярная их доставка и недостаток широкого развертывания культурно-массовой работы.
Что надо сделать, чтобы чтение газет вошло в быт? Можно повторять миллион раз: «Читай газету! Читай газету!» — и дело от этого не сдвинется.
Самое главное — это чтобы газета стала «своей», близкой, понятной. Тут большую роль играет тематика статей.
Было бы неправильно считать, что в газете, рассчитанной на читателей-колхозников, надо писать только о севе, урожае, прополочной кампании; что в газете, рассчитанной на читателей-учителей, надо писать только о школе; в газете, рассчитанной на железнодорожников, надо писать только о работе железных дорог. Конечно, за исходный пункт надо взять труд и быт обслуживаемой профессии. Но надо уметь перекинуть мост от этих вопросов к вопросам соцстройки и к вопросам международного положения. Это один из важнейших вопросов, ' над которым надо работать и работать. Другой вопрос — это вопрос связи с читателем.
Вопросы труда и быта данной профессии, вопросы, о чем и как писать в газете, должны обсуждаться возможно глубже и шире. Это один из путей сделать газету близкой читателю.
Редакция каждой газеты, обслуживающей известные кадры рабочих, известную профессию, должна превратиться в организующий читателей пункт. Что это значит? Это значит, что газета должна проводить возможно чаще совещания с разными группами своих читателей, выявлять на этих совещаниях, что наиболее в данный момент их интересует, захватывает, о чем им особенно хотелось бы почитать в своей газете. Газета должна растить кадры своих рабкоров, учить их на живых примерах, как и о чем писать. Чтобы газета стала «своей», надо активизировать читателей и по части рабкорства, и по части присылки своих замечаний на статьи, своих пожеланий и т. д. и т. п. Газета должна уметь поставить себе на службу все культурно-просветительные учреждения, крепко связаться с ними. Главным ее пособником должна быть библиотека, затем школа взрослых, затем клуб.
Библиотека должна давать консультацию, как читать газету, должна подбирать для читателей списки книг, в которых пишется по вопросам, затрагиваемым в газете, должна организовывать вечера читки и соответствующей художественной и соответствующей деловой литературы, должна ставить на обсуждение читателей, какие вопросы примыкают к тому или другому вопросу, затронутому в газете. Надо, чтобы в библиотеке были вывешены на видном месте списки статей Ленина, имеющих отношение к железнодорожникам, к транспорту. Будет вот праздноваться 30-летний юбилей 1905 г. Надо подобрать материал о героической борьбе железнодорожников и т. д. и т. п.
Школы взрослых особенно много могут сделать в деле выработки кадров рабкоров, в деле обучения малограмотных сознательному чтению газет.
Клубы могут организовать соревнования между читателями, общественную работу, связанную с вопросами, затрагиваемыми в газетах, организовать общественными силами подклейку газетных статей по определенным вопросам, что советовал в свое время Ленин, организовывать каждую шестидневку «газетный час» с обменом мнений читателей о прочитанном в газетах за минувшую шестидневку и т. д. Клуб может организовать ряд лекций, литературных вечеров по интересующим читателей вопросам.
Надо организовывать периодически (например, раз в месяц) общие собрания всех культучреждений данного участка с участием уполномоченного от газеты, с тем чтобы каждое учреждение рассказывало, что оно сделало за данный промежуток времени. Хорошо организовать соревнования всех культучреждений по линии, чтобы добиться таким путем в возможно более короткий срок поголовного сознательного чтения своей газеты, добиться широко развернутого рабкорства. Гвоздь вопроса тут в организации.
В данной заметке вопрос поставлен лишь «начерно». Товарищи, ближе стоящие к железнодорожному делу, смогут четче, конкретнее подработать этот вопрос, втянуть в его обсуждение широкий актив читателей.
Хотелось бы, чтобы на транспорте культработа в целом и читка газет как одно из звеньев культработы в частности были бы поставлены образцово.
1935 г.
О СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Начинающийся конкурс на лучшую сельскую библиотеку, на лучшую совхозную, колхозную библиотеку имеет серьезнейшее значение. Сейчас коллективизация сельского хозяйства подводит нас вплотную к разрешению одного из важнейших вопросов соцстройки — к ликвидации культурной отсталости деревни. Деревня с ее мелким единоличным хозяйством всегда была оплотом темноты и невежества. Теперь этому пришел конец. Теперь создана уже экономическая база для расцвета культуры на селе.
Но само собой ничего не делается, нужна упорная работа по линии культурного строительства на селе. Укрепление библиотечного дела в деревне — одно из важнейших звеньев этого строительства. В этом деле заинтересована вся страна, и в первую очередь колхозная и совхозная молодежь, которая так страстно тянется к знанию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Книги похожие на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"
Отзывы читателей о книге "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи", комментарии и мнения людей о произведении.