» » » » Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи


Авторские права

Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи
Рейтинг:
Название:
Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи
Издательство:
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"

Описание и краткое содержание "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать бесплатно онлайн.



Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Мы, политпросветчики, хорошо знаем этот взгляд, хорошо знаем его статьи о библиотечном деле, хорошо знаем его колоссальное внимание и к библиотечному делу и к избам-читальням, но другие товарищи, тщательно изучая статьи и речи Ленина, обычно пропускают именно эти статьи, и местные работники сплошь и рядом безбожно режут каждую копейку на покупку книг, на содержание библиотеки и библиотекаря.

Поэтому, я думаю, теперь, когда массы присоединяют так громко свой голос к голосу Ильича, требуя развития библиотечного дела, правильного снабжения всех библиотек, своевременно перепечатать особой брошюрой все высказывания Ильича по этому вопросу.

Ничто, может быть; так не пострадало во время гражданской войны и разрухи, как библиотеки. Их жгли белые, их помещения занимали под госпитали. В календаре работы В. И. Ленина (см. «Записки Института Ленина», вып. I) говорится о том, что 27 января 1921 г. Владимир Ильич поручил предоставить Академии наук помещение, ранее принадлежавшее ее библиотеке, а в то время занятое полевым запасным госпиталем: «До сих пор ничего не сделано. Надо проверить, сделать и, пожалуй, назначить расследование о волоките»[47].

Если нужно было вмешательство Ильича для того, чтобы очистить помещение библиотеки Академии наук, то можно себе представить, как жилось всяким обычным библиотекам. На библиотечном съезде в свое время т. Сейфуллина рассказывала, как в один прекрасный день местные власти распорядились перевести коллектор, где были тысячи книг, в маленькую комнатушку и очень удивились, когда узнали, что коллектор — это не комиссия, а книжный склад…

Библиотеки то открывали, то закрывали. Приходилось чистить библиотеки от черносотенных и религиозных книг, и оказывалось, что при этом полки старых библиотек почти опустошались. Помещичьи библиотеки часто просто разбирались по рукам, то же случилось и с библиотеками, которых лишили библиотекаря. Много было благих пожеланий и мало умения.

Например, мне пришлось наблюдать в 1919 г., как в Казани в одном из лучших особняков с зеркальными окнами решено было организовать Дворец книги. И что же сделали? Позакрывали библиотеки по всей губернии, книги из них взяли и свезли в Дворец книги, собрались их расклассифицировать по десятичной системе, а пока что они были свалены в кучу, громоздились друг на друге, и никто не знал, что с ними делать. В то же самое время в Румянцевской библиотеке (теперь библиотека им. Ленина) в Москве лежало около миллиона неразобранных книг. Об этом рассказывала Владимиру Ильичу т. Манучарьянц, а он говорил о том, что надо устраивать субботники, на что она замечала, что тут нужна квалифицированная публика, а то так разберут, что потом наплачешься.

Библиотекари в общем и целом проявили большую самоотверженность. Благодаря им главным образом удалось сохранить очень многое. Но годы гражданской войны и общей разрухи наложили свою печать на общее отношение к библиотечному делу. Ему не придают того значения, которое оно имеет.

Когда теперь перечитываешь высказывания Ильича по библиотечному делу, чувствуешь, как важно и жизненно то, что он говорил, и хоть прошли года, но статьи его, написанные по этому поводу, и сейчас, пожалуй, больше, чем когда-нибудь, служат руководством к действию.

1929 г.

В ПОМОЩЬ НОВЫМ РАБОЧИМ КАДРАМ

Широко развернувшаяся практика социалистического соревнования, кроме того, что дает материальные результаты, повышая общую производительность труда, имеет еще громадное значение в том отношении, что она ломает у рабочих масс психологию, воспитанную в них капиталистическим укладом. При капитализме пролетарий чувствовал себя наемным человеком. При социализме рабочий будет на 100 % ощущать себя коллективным хозяином производства. Такое сознание может воспитываться лишь в течение долгих лет. Одна из задач переходного периода от капитализма к социализму — воспитать в рабочих массах ощущение, что они, рабочие, не наемники, а коллективные хозяева производства. Предпосылка воспитания такого сознания — это переход собственности на фабрики и заводы из рук капиталистов в собственность рабоче-крестьянского государства. Этот переворот совершился в Октябре. Но изменение психологии рабочих масс, осознание ими, что фабрики и заводы — действительно их коллективная собственность, даются не сразу, выработка такого сознания — длительный процесс.

Производственные совещания, социалистическое соревнование воспитывают и укрепляют это сознание. В дальнейшем будут возникать еще другие пути укрепления этого сознания.

Индустриализация страны, идущая быстрыми шагами, натыкается на необходимость втягивать в производство широкие слои неквалифицированных рабочих.

Во вновь строящихся предприятиях, особенно в новых отраслях производства, кадры «потомственных» рабочих часто очень невелики. В предприятия вливаются окружающие крестьяне, с психологией мелких собственников, не пережившие всей той борьбы, которую пережили основные кадры рабочего класса нашей страны, они еще «чужаки» в рабочем классе и в производстве, у них нет той внутренней дисциплины, которая есть у основных кадров, меньше всего они ощущают производство как свое, меньше всего чувствуют себя коллективными собственниками его.

Профсоюзам надо работать и работать над воспитанием этих кадров.

Одним из способов воспитания в них сознания своей близости к производству, интереса к нему, желания поднять это производство на должную высоту, кроме соревнования, могла бы явиться организация вводных в производство курсов. Эти курсы должны состоять из ряда бесед, лекций, демонстраций, экскурсий, которые бы давали представление о всей отрасли производства в целом, заражали бы слушателей интересом к этой отрасли производства, увлекали бы его «романтикой» и т. д.

Возьмем, например, химию. Пусть рабочий занят мытьем бутылок, но важно, чтобы он получил представление, что такое химия, что она может дать сельскому хозяйству, промышленности, важно дать представление о том, что в этой области сделано за границей, что у нас, и пр.

Курс должен ставиться чрезвычайно популярно, иллюстрироваться опытами, диапозитивами, кино, экскурсиями. Меньше всего это должна быть сухая учеба.

Можно начать с постановки таких курсов в клубах, потом ставить их в цехах, а затем сделать их обязательными.

Такие курсы заставят каждого слушателя понять роль его предприятия во всей отрасли производства, почувствовать себя участником большого, важного и нужного дела — строительства социалистического хозяйства.

На базе «вводного в производство курса», имеющего особо важное значение для кадров неквалифицированных рабочих (конечно, для каждой отрасли производства надо строить свой курс: у химиков это будет один курс, у строителей — другой, у пищевиков — третий), должна строиться всякая иная производственная пропаганда.

Заботливо должна быть подобрана производственная библиотека, должны быть составлены к ней рекомендательные списки, рассчитанные на разный уровень подготовки, должны быть организованы совместные читки, занятия в лаборатории, подготовка к производственным совещаниям, учебные курсы разной длительности и т. д.

Провести это дело в жизнь могут и должны профсоюзы, но Наркомпрос (Главполитпросвет и Главпрофобр главным образом) может и готов тут многим помочь. Кое-что уж тут намечается. Главполитпросвет может помочь своим пропагандистским опытом, Главпрофобр может двинуть на помощь этому делу студенчество, аспирантуру и т. д.

Надо начинать. Если это дело провести как следует, оно сильно поможет и производственным совещаниям и соревнованию, оно поможет всю работу по строительству проводить, опираясь на массы.

В этом деле заинтересованы хозяйственники, профсоюзы, органы Наркомтруда, просвещенцы. Надо всем помогать этому делу.

1929 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДА И БЫТА ЖЕНЩИН

Товарищи, я хочу сказать несколько слов по поводу быта работниц и крестьянок, какой приходится наблюдать у нас в РСФСР. Я хочу на этом вопросе остановиться потому, что мне кажется, что РСФСР в некоторых отношениях могла бы создать у себя условия, которые были бы показательными и тем самым помогли бы отсталым республикам изменить условия быта.

В этом году, когда стали строиться новые фабрики и заводы, когда в деревне быстрым темпом стала развертываться коллективизация, вопросы быта как-то особенно встали во весь рост. Правда, они никогда и не сходили с порядка дня, но обсуждались они последние годы менее горячо, чем сейчас. Сейчас, двенадцать лет спустя после Октября, особенно остро чувствуешь, как по части быта мы отстаем.

Я, пожалуй, начну с колхозного строительства. Летом мне пришлось, правда только мельком, видеть один большой совхоз, где строятся новые поселки. И директор этого совхоза, ленинградский рабочий, говорил: «Вот мы так строим, что тут у нас будут и столовка, и прачечная, и баня, такая прачечная, чтобы ни одна тряпка не стиралась дома, и дома будут строиться так, чтобы кухни не было в доме». Дальше говорил о детском доме, о яслях, которые здесь будут. Для этого будут сразу созданы постройки в поселке, и новый быт будет строиться сам собой, как-то приспосабливаясь ко всему этому. Это, конечно, вопрос чрезвычайной важности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"

Книги похожие на "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи"

Отзывы читателей о книге "Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.